Социально-психологические технологии работы с женщинами в системе социального обслуживания (16.02.2009)

Автор: Цветкова Надежда Александровна

ЦВЕТКОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ

В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Специальность 19.00.05 - социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора психологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре социальной психологии ГОУ ВПО

«Российский государственный социальный университет»

Научный консультант: доктор психологических наук, профессор

Петрова Елена Алексеевна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Беличева Светлана Афанасьевна

доктор психологических наук, профессор

Орлова Елена Александровна

доктор психологических наук, профессор

Симонович Николай Евгеньевич

Ведущая организация – Санкт-Петербургский государственный

институт психологии и социальной работы, кафедра прикладной социальной

психологии

Защита состоится 21 апреля 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.05 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, Москва, ул. В. Пика, д. 4, к.3, конференц-зал диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129226, г. Москва, ул. В.Пика, д.4, к.2.

Автореферат разослан «20» января 2009 г.

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент И.В.Шаповаленко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Прикладные исследования и практическая социальная психология в отечественной системе социального обслуживания находятся в стадии становления, тогда как они интенсивно развиваются в сфере производства, науки, образования. Стимулирует их развитие социальная работа, официально признанная в России в 1991г. Благодаря её признанию началось изучение социальной психологии тех категорий населения РФ, которые оказались наиболее язвимыми перед лицом резких социально-экономических изменений в стране и чаще других попадают в трудную жизненную ситуацию. И сами трудные жизненные ситуации потребовали более пристального внимания отечественных социальных психологов – как практиков, так и теоретиков. Понятие трудной жизненной ситуации (ТЖС) представлено в Законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» (1995 г.), и вокруг него выстраивается социально-психологическая работа с клиентами в этой системе.

Социальная работа, как во всём мире, так и в России, считается «женской работой». В системе социального обслуживания заняты преимущественно женщины, которые преимущественно решают «женские проблемы». Однако актуальность исследования обусловливается не только возрастающим числом обращений российских женщин к психологам социальных служб, но и разрывом между их потребностями в профессиональной психологической помощи, существующим научно-теоретическим знанием о личности женщины и специфике «женских» проблем и практикой социально-психологической работы с клиентами женского пола. Она также подтверждается трудностями выполнения обязательств по реализации Пекинской декларации и Платформы действий, принятых в 1995 г. на IV Всемирной конференции по положению женщин, которые обусловлены дефицитом эффективных социально-психологических технологий, позволяющих работать с женскими проблемами, учитывая специфику гендерной эмики России, в корне отличной от гендерной эмики ряда зарубежных стран, откуда идёт активное заимствование опыта психосоциальной работы. Актуальна сама попытка, с одной стороны, привлечь внимание отечественной социально-психологической науки и практики к проблемам женского сообщества, а с другой, - показать возможности разрешения трудных жизненных ситуаций и разновидных гендерных конфликтов не методами борьбы с избытком мужского начала и его доминированием в российской культуре, а технологиями развития социально зрелой женской личности.

Современные научные исследования личности женщины сходны в том, что определяют её как обладающую большим природным потенциалом, но ограниченную предписаниями андроцентричной культуры и потому нереализованную, нуждающуюся в эмансипации, защите и самозащите. Этот вывод находит своё подтверждение в содержании «Всеобщей декларации прав человека» (1948г.), «Конвенции о политических правах женщин» (1954 г.), «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.), материалов четырёх Всемирных конференций по положению женщин, организованных и проведённых по инициативе ООН (1975-1995 гг.). Однако реализация содержащейся в них гендерной идеи сдерживается несоответствующим уровнем компетентности психологов социальных служб, недооценкой ими специфики гендерной эмики России, недопониманием того, как гендерно депривированная социально-психологическая работа подкрепляет практику гендерной интолерантности, образует «дискриминационные ловушки». Супервизорская помощь и гендерное просвещение в отечественной системе социального обслуживания также находятся в стадии становления.

Стремясь внести вклад в устранение этих противоречий, автор ставит проблему исследования. Она заключается в рассогласованности между потребностями женщин в трудной жизненной ситуации получить профессиональную психологическую помощь в социальных службах и дефицитом эффективных социально-психологических технологий работы с клиентами женского пола, «бесполыми» теоретико-методологическими и научно-методическими основаниями её оказания, отсутствием социально-психологической работы с женщинами как системы.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема технологического обеспечения социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания является слабо разработанной. Проектирование и апробация эффективных технологий сдерживаются дефицитом исследований особенностей социализации и социального развития личности различных категорий современных россиянок, недостаточной разработанностью психологии социальных ситуаций и психологии социальной работы с женщинами.

В то же время предметом внимания отечественных исследователей стали особенности социальной адаптации, социализации и социального развития некоторых категорий российских женщин (социолог И.С.Буянова; А.А.Гончарова, Н.В.Евстифеева, Е.К.Завьялова, Т.Ф.Куликова, Л.В.Осипова, философы: В.С. Флусова, М.Ю.Чибисова и др.). Однако преимущественно исследуются личностные особенности и социально-психологические проблемы беременных женщин (Е.Б.Айвазян, Е.Г.Ветчанина, Н.П.Коваленко, С.Ю.Мещерякова, Е.В. Попова, В.Рыжков, Г.Г.Филиппова и др.), женщин-матерей (Т.В.Бармина, О.Б. Подобина, Т.В.Леус, Е.А.Тетерлева, Г.Г.Филиппова и др.), женщин-работниц (А.А. Гончарова, В.Г.Горчакова, социолог М.С.Козлова, Л.Н.Ожигова, М.В.Сафонова и др.), в частности, одарённых женщин (Н.Вишнякова, Л.В.Попова), женщин-представителей творческих профессий (Т.В.Андреева и др.), женщин-лидеров (Т.В.Бендас, И.Жеребкина, А.В.Ермолаева и др.), женщин-руководителей (Е.И. Комаров, Т.А.Кислова, А.Е.Чирикова, О.Н.Кричевская, Т.Н.Матвеева и др.), женщин-военнослужащих (Е.М.Иванова, В.С.Огарёва, С.Л. Рыков и др.), женщин-предпринимателей (Е.КМаркова), работающих матерей (С.Г.Айвазова, Ю.Е.Алёшина, Е.В.Лекторская, М.Е.Баскакова, О.А.Гаврилица, Т.Ф.Суслова, Г.В.Турецкая и др.) и некоторых других.

Изучаются образ женщины в обыденном сознании личности (С.В. Абрамова, О.А.Александрова, философы: Д.К.Григорьева, Т.Г.Киселёва и др.), особенности и проблемы самоидетификации и поло-ролевой идентичности женщины (Н.М.Ершова, Е.М.Ижванова, И.С.Клёцина, социолог И.С.Кон, философ Л.Г.Куликова, Л.В.Парукова и др.). Но, несмотря на очевидный интерес современной отечественной социальной психологии к женщине, целостное научное представление об особенностях её личности в зависимости от возраста и освоенных гендерных ролей (дочь, возлюбленная, жена, невестка, мать, сватья, свекровь, тёща, бабушка, работница), об особенностях её социализации и социального развития как человека женского пола в условиях гендерной эмики России пока не составлено. Не сформировано научное представление о социально-психологических типах современных россиянок.

Предпринимаются попытки выстроить систему социально-психологической работы с наиболее уязвимыми категориями женщин – безработными (А.А. Гончарова, И.Ю.Налимова и др.), беременными (Г.Г.Филиппова, Е.Г.Ветчанина, Н.П. Коваленко, О.А.Урусова и др.), жертвами насилия (Ю.В.Градскова, Н.Г.Осухова, С.В.Фролова, И.А.Школьников и др.). Соответственно и процесс психологической помощи этим категориям клиенток социальных служб технологически более оснащён. Однако в целом работа с женским социально-психологическим неблагополучием носит бессистемный характер, в т.ч. и по причине недооценки психологами документирования собственной работы.

Таким образом, исходя из высокой практической и социальной значимости рассматриваемой проблемы, её научной неразработанности была определена тема диссертационного исследования, цель которого заключается в разработке концепции социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания и её технологическом оснащении для совершенствования деятельности психологов социальных служб в условиях дефицита отечественного опыта технологизации социально-психологической помощи клиентам женского пола, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Объект исследования - система социального обслуживания.

Предмет исследования - социально-психологические технологии работы психолога социальной службы с женщинами в трудных жизненных ситуациях.

Гипотезы исследования.


загрузка...