Организационно-методические и социально-правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации (16.02.2009)

Автор: Науменко Людмила Леонидовна  

Требуется научный анализ показателей деятельности службы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, динамики интенсивных и экстенсивных показателей инвалидности детей в Российской Федерации с момента организации службы для разработки мероприятий, направленных на улучшения качества экспертизы, повышения эффективности реабилитации, что и явилось целью настоящего исследования.

Цель исследования: Научно обосновать организационно-методические и социально-правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации, на основе оценки показателей деятельности службы медико-социальной экспертизы, комплексного медико-социального исследования показателей заболеваемости, инвалидности, эффективности реабилитации.

Задачи исследования :

1. Определить основные тенденции в состоянии здоровья детей в Российской Федерации.

2. Исследовать структуру и динамику и первичной инвалидности, результаты переосвидетельствования детей-инвалидов и их медико-социальные характеристики, определить прогноз показателей инвалидности до 2010 года.

3. Установить взаимосвязь между заболеваемостью и инвалидностью детей по основным классам болезней, формирующих инвалидность.

4. Изучить социально-психологический статус семьи ребенка-инвалида.

5. Исследовать организацию и структуру системы медико-социальной экспертизы, качество осуществления медико-социальной экспертизы в отдельных регионах, систематизировать выявленные нарушения, установить причины.

6. Оценить эффективность реабилитации детей – инвалидов в Российской Федерации за период с 2001 по 2006 гг.

7. Провести анализ реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, разработать критерии оценки эффективности реабилитации.

8. Разработать организационно-методические мероприятия направленные на улучшение показателей деятельности педиатрических бюро службы медико-социальной экспертизы.

9. Обосновать приоритетные направления по совершенствованию медико-социальной экспертизы и реабилитации детей инвалидов в Российской Федерации.

Научная новизна. Проведено многопрофильное изучение динамики показателей заболеваемости, инвалидности детей за период с 2001 года, позволившее выявить основные тенденции в состоянии здоровья детей в качестве основной причины формирования инвалидности в Российской Федерации.

Определены принципы системного комплексного подхода к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации.

Разработан комплекс организационно-методических мероприятий, позволяющих повысить качество медико-социальной экспертизы детей.

Выявлены особенности социально-психологического статуса семьи ребенка-инвалида.

Даны теоретические обоснования отдельным понятиям, используемым в медико-социальной экспертизе.

Систематизированы экспертные ошибки, их причины и следствия, разработаны критерии оценки качества осуществления медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, что внесет теоретический вклад в медицинскую науку в контексте совершенствования экспертиз (медико-социальная, судебная медико-социальная).

Практическая значимость работы:

Результаты комплексного, многопрофильного исследования тенденций в состоянии здоровья детей, показателей инвалидности, системы организации медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов в России являются информационной базой для органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления при разработке и реализации программ социальной политики в отношении детей-инвалидов. Анализ и систематизация экспертных ошибок при освидетельствовании детей позволит улучшить качество работы государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Разработанные и рекомендованные критерии оценки качества осуществления МСЭ, алгоритмы освидетельствования детей, алгоритм формирования индивидуальной программы реабилитации позволят улучшить качество экспертно-реабилитационной диагностики, обоснованность экспертного решения. Выявленные особенности социально-психологического статуса семьи ребенка-инвалида могут быть использованы для формирования реабилитационных программ.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Основные тенденции в состоянии здоровья детей, исследование заболеваемости в качестве основной причины формирования инвалидности в Российской Федерации.

2. Динамика и структура первичной инвалидности, результаты переосвидетельствования детей-инвалидов и их медико-социальные характеристики, прогноз показателей инвалидности до 2010 года, с целью определения контингента потребителя реабилитационных услуг.

3. Взаимосвязь между заболеваемостью и инвалидностью детей по классам болезней, формирующих инвалидность для планирования профилактических мероприятий.

4. Социально-психологический статус семьи ребенка-инвалида для формирования реабилитационных программ.

5. Организация и структура системы медико-социальной экспертизы, качество осуществления медико-социальной экспертизы в отдельных регионах, систематизация выявленных нарушений, установление причины с целью разработки направлений по улучшению показателей работы.

6. Анализ показателя реабилитации с 2001 по 2006 гг., реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, для разработки критериев оценки эффективности реабилитации.

7. Оценка эффективности реабилитации детей – инвалидов в РФ за период с 2001 по 2006 гг., для планирования оптимальной системы реабилитации детей-инвалидов.

8. Приоритетные направления по совершенствованию медико-социальной экспертизы и реабилитации детей инвалидов в Российской Федерации на основе изучения динамики и структуры заболеваемости, инвалидности, показателя реабилитации.

Апробация работы. Результаты диссертации были использованы при формировании перечня заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид»).

Результаты работы были использованы при обсуждении «Правовых и организационных основ реабилитации детей-инвалидов» в комитете по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации 20.11.2008 года;

На заседании Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по проблеме «Социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов в РФ» 3.12.08 г.

Основные положения работы доложены на X-м съезде педиатров России 02.2006 г., Москва, на общероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы медико-социальной экспертизы», Москва, 2006 г., на II-м Съезде Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, медико-социальной реабилитации и реабилитационной индустрии, Москва, 2006 г., на Российской научно-практической конференции по проблемам детей-инвалидов (г. Москва, 2005 г. г. Смоленск, 2005 г., г. Казань, 2005г., г. Волгоград, 2005г.), Российской конференции, посвященной вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов (г. Липецк, 2005 г.), на V-м Всероссийском конгрессе «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии» г. Москва, 2006 г. Международной научной конференции РСГУ «Социальная реабилитация инвалидов вследствие детского церебрального паралича» (г. Москва, 2006 г.), на IV-й Межрегиональной научно-практической конференции «Медико-социальная экспертиза и реабилитация в педиатрии», посвященной 10-летию педиатрической службы МСЭ (г.Санкт-Петербург, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10 – летию организации службы МСЭ в Алтайском крае «Медико-социальная экспертиза и реабилитация в педиатрии» (г.Барнаул, 2008 г.), на координационных совещаниях в Минздравсоцразвития, посвященных вопросам детской инвалидности и реабилитации в 2005, 2006, 2007 гг. Совместной научно-практической конференции с врачами эндокринологами «Патология эндокринной системы. Медико-социальная экспертиза детей с последствиями патологии эндокринной системы» (г. Москва, 2005 г.), совместной научно-практической конференции «Проблемы медико-социальной экспертизы детей» (Российская детская республиканская больница, г. Москва, 2007 г.).

Полученные в результате исследования данные используются в образовательном процессе на циклах тематического усовершенствования специалистов учреждений здравоохранения и социальной защиты, при проведении совещаний в главных бюро медико-социальной экспертизы в рамках оказания методической и научно-практической помощи.

По результатам работы опубликовано 43 работы, в том числе 14 в центральной печати, глава в руководстве «Правовые, организационные и методические основы реабилитации детей-инвалидов: Руководство.-Т.2.- М.: ОАО « Издательство «Медицина», 2007.- 616 с.: ил. Материалы исследования изложены в учебном пособии: «Медико-социальная экспертиза детей с бронхиальной астмой».

Объем и структура диссертации

Работа изложена на 320 страницах печатного текста, состоит из введения, 8 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Работа иллюстрирована 50 таблицами, 36 рисунками. Список литературы содержит 354 источников отечественной и зарубежной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определен объем и объекты исследования, сформулированы цели, задачи, научная новизна и научно-практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации посвящена анализу исследований, посвященных проблемам общественного здоровья детей Российской Федерации. В анализируемых работах показано, что в условиях экономической нестабильности и снижения уровня жизни граждан России, в условиях социально-экономических преобразований, реформирования здравоохранения, роста заболеваемости, снижения рождаемости становится актуальным улучшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи, формирующих трудовой потенциал общества в дальнейшем. Среди причин, способствующих ухудшению показателей здоровья авторы выделяют изменение принципов здравоохранения; «коммерциализацию» медицины; недоступность медицинской помощи детям и низкое её качество; отсутствие мотивации семьи вести здоровый образ жизни и др. Анализ литературных источников показывает, что инвалидность детей, наряду с младенческой и материнской смертностью, является совокупным показателем характеризующим социально-экономическое развитие общества, эффективность проведения профилактических мероприятий, доступность и качество медицинской помощи. В литературе обсуждаются вопросы, касающиеся деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и медико-социальной реабилитации. Исследование нормативных документов, регламентирующих определение инвалидности детям с 1979 г. позволило выделить четыре методических подхода: анатомо-локалистический, клинический, медико-биологический и медико-социально-личностный. Первые три подхода рассматривали инвалидность детей как сугубо медицинскую проблему, четвертый – рассматривает инвалидность как социальное явление и составную часть общественного здоровья.


загрузка...