Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России (16.02.2009)

Автор: Микрюков Василий Юрьевич

необходимостью пополнения рядов Вооружённых Сил военнослужащими срочной службы и негативным отношением к военной службе отдельных государственных и общественных деятелей, учителей, учащихся и их родителей, «очернение» армии и флота в средствах массовой информации, поощрение «уклонистов» от службы в Вооружённых Силах со стороны некоторых правозащитных организаций;

сложностью задач, возлагаемых на военнослужащих в современной обстановке, и неадекватностью отношений конкретных учащихся к службе в рядах Вооружённых Сил;

объективной необходимостью высокой общеобразовательной подготовки, дисциплины, самостоятельности, эмоционально-волевой устойчивости, физического развития для службы в рядах Вооружённых Сил и отсутствием соответствующей мотивации учащихся к приобретению и совершенствованию знаний, умений и навыков, самосовершенствованию;

последовательным возрастанием требований к совершенствованию военно-патриотического воспитания и подготовке учащихся к военной службе и практически полным отсутствием у отдельных категорий учителей педагогических знаний по начальной военной подготовке, военно-патриотической работе среди учащихся;

объективной необходимостью налаживания устойчивых связей между воинскими частями и образовательными учреждениями и отсутствием теоретических основ организации этого процесса;

возрастанием значения и роли семьи в воспитании гражданина и патриота своей страны и отсутствием разъяснительной работы с родителями со стороны военных организаций и образовательных учреждений по проблеме обеспечения безопасности страны.

Основным противоречием является рассогласование между новыми социальными условиями жизнедеятельности государства и общества и не соответствующей реалиям, неэффективной системой военно-патриотического воспитания населения страны и, прежде всего, учащихся.

Необходимость разрешения этих и других противоречий, потребность в поиске условий, содержания, путей и направлений, форм и методов обновленного военно-патриотического воспитания учащихся обусловили постановку научной проблемы – развитие теоретико-методологических, научно-педагогических и организационных основ военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях. Такая постановка научной проблемы обуславливает, с одной стороны, теоретический уровень исследования (концепция, закономерности, принципы, требования, методология) с практико-ориентированными его результатами, доведенными до технологического уровня (виды, формы, методы, механизмы, показатели и критерии эффективности, рекомендации), а с другой стороны определяет формулировку темы – «Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России».

Объектом диссертационного исследования является процесс военно-патриотического воспитания учащихся, а предметом – теоретико-методологические, научно-педагогические и организационные основы военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях (сущность и содержание, концепция, закономерности, принципы, требования, пути решения проблемных вопросов).

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить на практике совокупность теоретико-методологических, научно-педагогических и организационных основ преобразованной системы военно-патриотического воспитания учащихся на современном этапе развития российского государства.

Гипотеза исследования:

Научное обоснование теории и практики военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях позволит достичь качественно нового уровня сформированности знаний, умений и навыков, личностных и профессиональных качеств, адекватных интересам общества и военной службы, если:

будут уточнены сущность и содержание понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание»;

будут развиты Концепция и система военно-патриотического воспитания учащихся, отвечающие современным реалиям жизни страны;

будут развиты теоретико-методологические основы военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях;

будут конкретизированы виды, формы, методы и средства военно-патриотической работы с учащимися, определены механизмы формирования и развития у учащихся социально значимых умений, навыков, качеств и свойств, необходимых для становления гражданина и патриота;

работа по военно-патриотическому воспитанию будет вестись всеми учителями, преподавателями, государственными чиновниками, средствами массовой информации со всеми категориями граждан страны;

учителя и преподаватели, работники воспитательных структур будут обладать необходимыми знаниями и социально-педагогической культурой, сформированными как в условиях процесса их подготовки в вузах, так и в процессе профессиональной деятельности в образовательных учреждениях;

будет разработан критериальный аппарат оценки эффективности военно-патриотической работы в образовательных учреждениях;

будут осуществлены мероприятия по преобразованию начальной военной подготовки учащихся и организовано взаимодействие образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений на научной основе.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы и решались следующие задачи исследования:

1. Историко-педагогический анализ мирового и отечественного опыта, научной литературы, современного состояния военно-патриотического воспитания учащихся.

2. Уточнение сущности и содержания понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание».

3. Развитие теоретико-методологических основ военно-патриотического воспитания учащихся.

4. Конкретизация видов, форм, методов и средств военно-патриотической работы с учащимися.

5. Исследование и обоснование механизмов формирования и развития у учащихся социально значимых умений, навыков, качеств и свойств, необходимых для становления гражданина и патриота.

6. Разработка научно-педагогических рекомендаций по планированию и управлению военно-патриотической работой в образовательных учреждениях.

7. Разработка показателей и критериев оценки эффективности военно-патриотической работы в образовательных учреждениях.

8. Определение путей решения проблемы обеспечения духовно-нравственной безопасности российских учащихся, разработка рекомендаций по использованию феномена российских воинских традиций в интересах военно-патриотического воспитания учащихся.

9. Анализ содержания учебных программ, учебников и учебных пособий по социальным и гуманитарным предметам с целью выявления их образовательно-воспитательного потенциала в формировании и развитии социально важных знаний, умений, навыков, качеств и свойств, необходимых учащимся для выполнения своего почетного долга и обязанности по защите Отечества.

10. Обоснование мероприятий по преобразованию начальной военной подготовки учащихся в современных условиях и разработка теоретических основ организации педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений.

Методологической основой исследования явились общефилософские положения о взаимосвязи и взаимозависимости явлений социальной действительности; о ведущей роли деятельности и общения в социальном развитии человека; взаимосвязи теории и практики; о целостности и системности педагогического процесса в социуме; о воспитании как основополагающем факторе, обеспечивающем развитие и саморазвитие личности; системный и аксиологический подходы к исследованию педагогического процесса; концепция личностно ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

В исследовании учтены закономерности социального взаимодействия, детерминирующая роль социальной среды в процессе становления личности, формирования человека, взаимосвязь универсальной, общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции.

Методологическую функцию в исследовании реализовывали историко-логический, структурно-функциональный и социально-педагогический подходы.

Теоретической основой исследования являются:

ведущие положения методологии современной педагогики (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Т.А. Ильина, В.С. Леднёв, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и др.);

положения теории комплексного подхода к обучению и воспитанию (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.В. Барабанщиков и др.) и единства процессов обучения и воспитания (В.В. Давыдов, Н.С. Дежникова, Б.Т. Лихачёв и др.);

философские и социологические исследования процесса воспитания (А.А. Козлов, В.И. Лутовинов, В.В. Макаров, Р.С. Михайлова, А.П. Погорелый, Ю.Н. Трифонов);

теоретические и методологические основы содержания процесса воспитания (Л.Ю. Гордин, В.В. Давыдов, В.М. Коротков и др.) и педагогические условия воспитания (А.М. Бабаев, В.И. Баев, Т.И. Горная, Л.К. Грегуль, И.М. Дуранов, Г.А. Коновалова, В.П. Лукьянова);

теоретические положения дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, его профессиональной направленности (Е.Д. Волохова, В.Я. Ерастов, Л.Ф. Железняк, В.П. Жуковский, О.Н. Зайцева, Н.Н. Захаров, А.А. Йовайша, Н.В. Кирий, Е.А. Кулагина, Ю.В. Лазарев, Н.А. Левина, А.С. Магомедова, Е.В. Машиньян, М.В. Ретивых, В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков, Н.А. Сухарев);


загрузка...