Методология обеспечения безопасности транспортных средств (16.01.2012)

Автор: Стариченков Алексей Леонидович

Выражения (8) определяют объем транспортной продукции (услуг по перевозкам грузов и пассажиров), которую может предоставить ТС при располагаемом объеме основных фондов.

Отношения YТг/VТг и YТп/VТп характеризуют степень удовлетворения спроса на транспортные услуги ТС соответственно по грузовым и пассажирским перевозкам. Если величина этого соотношения меньше единицы, следовательно, спрос превышает предложение, и недостаточно развитая ТС начинает тормозить деятельность всех других секторов экономики региона. В случае, если указанное соотношение больше единицы, ТС загружена не полностью и имеет резервы. Это обстоятельство учитывается введением в производственные функции (3) коэффициента, учитывающего транспортную составляющую, определяемого следующим образом:

КТг = YТг/VТг , КТг <=1 (9)

Аналогичный коэффициент КТп может быть определен и для оценки влияния транспортной составляющей на социальную составляющую, если она представлена в демографическом секторе макромодели:

КТп = YТп/VТп , КТп <=1 (10)

Экологический блок в макромодели представлен уравнениями динамики загрязнений:

где ZП =СПYП и ZТ = СТYТ - скорости генерации загрязнений от деятельности соответствующих секторов, пропорциональные объему их основных фондов Yi;

TZП = fZП(IЭК) и TZT = fZT(IЭК) - постоянные времени, как функции от инвестиций.

Демографический блок представляется уравнением баланса трудовых ресурсов вида:

где YП(t), YСХ,(t), YТ(t), YС(t) – соответственно объемы ВВП промышленного, сельскохозяйственного, транспортного и сервисного секторов экономики, Qi(t) – трудоемкость i-го сектора экономики, LНЕРАБ - численность неработающего населения.

Финансовый сектор описывается уравнением баланса финансовых средств:

где Y суммарный объем конечного продукта СФ, Yi – конечный продукт i-го сектора экономики, YЭКСП – внешние поступления.

Объем возможных вложений в экономику СФ отражает поступления из фондообразующих отраслей, из федерального бюджета и по линии импорта:

Приведенные выше уравнения (1)/(14) представляет собой замкнутую динамическую модель развития ТС как элемента экономики Субъекта Федерации. Общая модель экономики региона с учетом деятельности ТС представляет совокупность рассмотренных моделей для СФ. Взаимодействие ТС СФ, входящих в РТС осуществляется по линии экспортно-импортных и транзитных перевозок, объем которых может быть определен, например, на основании О-Н матриц. Координация деятельности СФ со стороны государства осуществляется уровнями их отчислений в Федеральный бюджет и инвестиций в те или иные сектора экономики СФ в соответствии со своей глобальной целью.

На основе использования уравнений (1)/(14) были построены структурные схемы динамической модели прогнозирования развития РТС позволяющие решить две задачи:

прогнозирование объема перевозок в регионе в зависимости от характера изменения объемов перевозок, выполненных транспортом в предпрогнозном периоде, от динамики изменения валового внутреннего продукта и общественных производственных фондов, от характера изменения объемов капиталовложений в развитие промышленности, сервисных отраслей, транспорта и экологии, а также от изменения общей численности населения региона;

определение необходимых пропорций капиталовложений в развитие промышленности, транспорта, экологии и фонда потребления в зависимости от требуемого объема перевозок в регионе, характера изменения валового внутреннего продукта и общественных производственных фондов, а также от изменения общей численности населения региона.

Кроме того, в первой главе разработаны и представлены критерии эффективности функционирования ТС, среди которых предлагается различать:

функциональные;

экономические;

экологические;

критерии безопасности;

социальные;

информационные.

Определен состав показателей, характеризующих каждый из предлагаемых критериев.

Во второй главе рассмотрены задачи моделирования информационных потоков безопасной региональной транспортной системы. Определены и проанализированы возможные варианты организации логистического центра (ЛЦ) РТС с уточнением особенностей их структурного построения, а также с указанием функций нижнего и верхнего уровней рассматриваемых ЛЦ. Исходя из представленных функций сформирован перечень моделей, которые описывают работу ЛЦ.

В качестве средства моделирования структуры ЛЦ предложено использовать модифицированные сети Петри (СП), отличительным признаком которых является наличие атрибутов у меток сети. При этом количество и номенклатура атрибутов различных меток могут быть различными в зависимости от интерпретации меток. В процессе моделирования значения атрибутов могут изменяться. Модифицированные СП предлагается описывать с помощью реляционной модели данных.

Используя предлагаемую структуру модифицированной СП разработана сетевая модель контроля движения транспортного средства, представленная на рис.4. В модели рассмотрены следующие случаи, требующие вмешательства логистического центра:

мониторинг состояния дорожной коммуникации и окружающего пространства;

контроль сохранности груза и исправности самого транспортного средства;

контроль безопасности груза;

контроль сроков доставки груза;

контроль плотности транспортных потоков, нештатных ситуаций и аварий на маршруте следования транспортного средства.

Условия:

- информация о состоянии дорожной коммуникации и около нее;

- наличие сигнала о вскрытии груза (нарушение пломбы);

- наличие сигнала о нарушении фиксации груза;

- контроль состояния непосредственно транспортного средства;

- сигнал загазованности кузова;

- сигнал повышения радиоактивного фона в кузове;


загрузка...