Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании (16.01.2012)

Автор: Симонова Алевтина Александровна

С этих позиций способность и готовность управляющей системы осуществлять инновационные процессы в образовательном учреждении определяют качественные изменения основных ее компонентов – блоков системы внутришкольного управления: концептуальный – его инновационная направленность выражена концепцией внутришкольного управления, в основу которой положена определенная идея развития школы; организационно-структурный – предполагает создание организационной структуры управления, обеспечивающей оперативное внедрение управленческих нововведений и педагогических инноваций в деятельность школы, гибкое реагирование всех структурных подразделений и персонала на вводимые изменения; функционально-управленческий – организация управленческой деятельности на всех ее уровнях на основе методов ситуационного управления и управления по результатам; технологический – применение инновационных образовательных технологий, адекватных целям развития школы; личностно-профессиональный – обеспечивается профессионально-личностной готовностью руководителей образовательного учреждения и педагогов к управлению инновационными процессами на основе самоменеджмента. Последний блок во многом является определяющим, поскольку именно личностно-профессиональная готовность руководителей и педагогов школы к инновационной деятельности становится ключевым, главным условием готовности системы внутришкольного управления к обеспечению непрерывности и воспроизводимости инновационных процессов в образовательном учреждении.

Систематическая, концептуально выстроенная подготовка кадров по тем или иным актуальным проблемам профессиональной деятельности традиционно осуществляется в рамках системы дополнительного профессионального образования, которая в настоящее время находится в стадии активного развития, стратегически сориентированного на переход от дискретной к самонастраивающейся государственно-общественной системе непрерывного образования. Исследования показывают, что сегодня главной целью системы повышения квалификации педагогов становится качественное изменение педагогической деятельности на местах образовательного процесса, и оно же выступает основным показателем эффективности их подготовки в системе дополнительного профессионального образования. С учетом этого требования, а также на основе анализа и обобщения исследований по данной проблематике были выделены принципы построения инновационной модели подготовки педагогических кадров к управлению инновациями в образовании: обеспечение системной интеграции знаний, обеспечение деятельностно-практической направленности знаний, направленность на формирование инновационной культуры, групповое обучение, развитие педагогического потенциала.

Инновационный характер образовательной модели подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности и управлению инновационными процессами, построенной на основе выделенных принципов, обусловливает необходимость применения адекватных методологических подходов к ее разработке и реализации в практике образования. Наиболее оптимальным методологическим инструментарием ее построения является проектно-коорди-

национный подход, представляющий собой метод организационной деятельности, направленный на преобразование действительности посредством скоординированной разработки и внедрения ряда проектов, объединенных общей целью.

Структурная модель инновационно ориентированной подготовки кадров к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании обусловливает специфику ее компонентов, в качестве которых выделены: целевой компонент: выражает цель подготовки – формирование практической готовности руководителей образовательных учреждений и педагогов к управлению инновационными процессами; субъектный компонент: в традиционной системе повышения квалификации обучающие и обучаемые субъекты по своим позициям в педагогическом процессе четко разделены; в инновационной модели, построенной на взаимообмене инновационным опытом, позиция субъекта может меняться – в одном случае он выступает как обучающийся, в другом, как имеющий опыт инновационной деятельности, может сам стать обучающим; содержательный компонент: специфика содержания подготовки состоит в том, что оно охватывает практически все проблемы современного образования, поскольку они связаны так или иначе с инновациями, а тематическая последовательность непрерывной подготовки определяется потребностями обучающихся, выявленными в процессе обучения; организационно-струк-

турный компонент: отражает формы подготовки, которые в инновационной модели наряду с традиционными курсовыми формами включают научно-практические конференции и семинары, формы группового обучения (мастер-классы, педагогические мастерские и др.), консультации специалистов как формы индивидуального обучения; технологический компонент: обеспечивает применение образовательных средств, способов и технологий подготовки, отвечающих специфике целей и содержания инновационной модели; результативный компонент: инновационная модель, направленная на получение личностного результата, обеспечивает и социальный эффект, поскольку результатом подготовки фактически становятся: готовность личности к управлению инновационными процессами; готовность образовательного учреждения к инновационной деятельности; готовность образовательной системы к инновационному развитию.

Опытно-экспериментальная работа по моделированию инновационно ориентированной подготовки педагогических кадров в непрерывном профессиональном образовании на основе применения проектно-координационного подхода проводилась на базе муниципальной системы образования г. Екатеринбурга. Проектно-координационный подход к организации инновационно ориентированной подготовки педагогических кадров был реализован в форме проведения регулярных научно-практических мероприятий, обеспечивающих возможность широкого обсуждения и анализа инновационных идей, начинаний и проектов, осуществляемых в образовательных учреждениях, а также обмена опытом инновационной деятельности между педагогами и руководителями школ. К ним относятся: Педагогические чтения; научно-практическая конференция «Управление качеством образования» как форма взаимодействия педагогического вуза и системы образования; Инновационный форум педагогов-инноваторов, годичные научно-методические семинары. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сформулировать основные положения технологии работы по подготовке и проведению педагогических чтений и других крупных научно-методических мероприятий. В результате проведенных мероприятий на сегодняшний день в городе созданы необходимые социальные условия для развития инновационно ориентированной образовательной системы, что обеспечило базу для разработки проекта Региональной инновационной образовательной системы как компонента национальной инновационной системы.

Готовность педагогических работников к инновационной деятельности и инновационному менеджменту в образовании города подтвердил проведенный в рамках исследования педагогический эксперимент в области управления развивающейся школой, который был направлен на выявление и оценку показателей повышения эффективности системы управления в школах, охваченных опытно-экспериментальной работой. Анализ ее результатов проводился в соответствии с системой приоритетов относительно поставленных целей, которая обусловила выбор критериев качества по каждому из блоков системы внутришкольного управления, позволяющих констатировать переход школы в инновационный режим развития.

В целом анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проектно-координационной организации инновационно ориентированного дополнительного профессионального образования педагогических кадров на базе муниципальной системы образования г. Екатеринбурга показал, что педагоги города, принимающие участие в организуемых мероприятиях, достаточно мотивированы к повышению своего мастерства, готовы к внедрению инноваций, овладению самыми высокими, современными технологиями образования, основанными на последних достижениях науки и техники, адекватными потребностям города в удовлетворении образовательных потребностей населения.

Основные положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, дают основание резюмировать, что гипотеза в целом получила подтверждение и задачи исследования решены. Результаты внедрения теоретико-методологических изысканий позволяют утверждать, что проведенное исследование имеет реальную научную, теоретическую и практическую значимость.

В то же время осуществленное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. В соответствии с потребностями науки и образовательной практики, а также с учетом уже полученных и обоснованных результатов, необходимо продолжить исследовательскую работу по таким актуальным для отечественного образования направлениям, как выявление теоретико-методологических и организационно-практических основ формирования инновационного мышления и инновационной направленности личности средствами образования, разработка концептуальных моделей инновационно ориентированного высшего профессионального образования, в том числе педагогического, образовательных технологий подготовки разных категорий обучающихся к инновационной деятельности, разработка диагностического инструментария инновационно ориентированного обучения и др.

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Монографии

Симонова, А. А. Самоменеджмент педагога: сущность, содержание и технология формирования : моногр. [Текст] / А. А. Симонова. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2008. – 136 с. – (7,90 п. л.).

Симонова, А. А. Готовность управляющей системы к осуществлению инновационных процессов в образовательном учреждении : моногр. [Текст] /

А. А. Симонова, И. О. Антипина. – Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2009. – 144 с. – (8,37 п. л. / 6,0 п. л.).

Симонова, А. А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании : моногр. [Текст] / А. А. Симонова. – Екатеринбург : ИД «Ажур», 2011. – 184 с. – (11,65 п. л.).

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

Симонова, А. А. Сравнительное исследование качества внутришкольного управления как основы инновационной деятельности [Текст] / А. А. Симонова, И. О. Антипина // Новые технологии. – Вып. 4. – 2010. – С. 157-161. – (0,5 п. л. / 0,25 п. л.).

Симонова, А. А. Готовность внутришкольного управления к инновационным преобразованиям [Текст] / А. А. Симонова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 12. – С. 146-148. – (0,7 п. л.)

Симонова, А. А. Разработка модели региональной инновационной образовательной системы [Текст] / Б. М. Игошев, А. А. Симонова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 7. – С. 38-43. – (0,4 п. л. / 0,2 п. л.).

Симонова, А. А. Подготовка и проведение педагогических чтений как фактора развития образовательной системы крупного города [Текст] /

А. А. Симонова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2010. – № 7. –

С. 63–72 (0,79 п. л.).

Симонова, А. А. Самоорганизация – эффективный инструмент самосовершенствования педагога [Текст] / М. А. Галагузова, А. А. Симонова // Народное образование. – 2011. – № 1. – С. 262-269. – (0,7 п. л. / 0,35 п. л.).

Симонова, А. А. Самоменеджмент руководителя образовательного учреждения [Текст] / А. А. Симонова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 14-19. – (0,5 п. л.).

Симонова, А. А. Научно-методические подходы к организации профессионального просвещения субъектов образовательной системы [Текст] / А. А. Симонова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 5. – С. 45-52. – (0,7 п. л.).

Симонова, А. А. Компетентностный поход: аспект внедрения в практику учреждения социальной сферы [Текст] / А. А. Симонова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 45-46. – (0,7 п. л.).

Симонова, А. А. Культурологический подход к управлению образовательным учреждением [Текст] / А. А. Симонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. – 2011. – № 2 (26). – С. 112–116. – (0,7 п. л.).

Симонова, А. А. Развитие педагогического потенциала муниципальной образовательной системы [Текст] / А. А. Симонова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 7. – С. 69-73. – (0,7 п. л.).

Симонова, А. А. Инновационная направленность подготовки педагогов к обучению и социализации детей с проблемами здоровья и детей, находящихся в сложных условиях жизни [Текст] / А. А. Симонова // Специальное образование. – 2011. – № .3 (23) – С. 119 – 126 (0,7 п. л.).

Симонова, А. А. Проблемный анализ как технология инновационно ориентированной подготовки педагогов. [Текст] / А. А. Симонова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 4. – С. 74-79 – (0,7 п. л.).

Учебные пособия, методические рекомендации

Симонова А. А. Организация самостоятельной работы слушателей ФППК ОНО : метод. рекомендации [Текст] / А. А. Симонова, Г. Г. Корзникова, Н. Г. Санникова и др. – Свердловск : изд-во Свердл. пед. ин-та, 1989. – 45 с. – (2,8 п. л. / 0,56 п. л.).

Симонова, А. А. Интегрированный урок : теория и технология : метод. рекомендации для учителей и руководителей школ [Текст] / И. А. Протасова, А. А. Симонова. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1992. – 35 с. – (2,2 п. л. / 1,1 п. л.).

Симонова, А. А. Инновационная направленность педагогического процесса в общеобразовательной школе : метод. рекомендации для руководителей и учителей школ и студентов [Текст] / А. А. Симонова. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1994. – 32 с. – (2,0 п. л.).

Симонова, А. А. Деятельность педагога по управлению формированием творческой индивидуальности подростков : учеб.-метод. пособие [Текст] / А. А. Симонова. – Екатеринбург: изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. – 164 с. – (9,53 п. л.).

Симонова, А. А. Самоменеджмент педагога : рекомендации по управлению профессиональным развитием педагогов (для руководителей образовательных учреждений) [Электронный ресурс] / А. А. Симонова // Карьера : основы профессионального самоопределения учащихся : электрон. учеб.-справ. пособие / науч. ред. А. А. Симонова. – Екатеринбург : изд-во Дома учителя, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Симонова, А. А. Качество как проблема образовательной практики : информационные материалы к курсу «Управление качеством» (для курсов повышения квалификации) [Текст] / А. А. Симонова // Мониторинг качества образования : метод. материалы. – Екатеринбург, 2000. – С. 4-13. – (0,9 п. л.).

Симонова, А. А. Программа развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2003 гг.: метод. рекомендации [Текст] / Н. Н. Давыдова,


загрузка...