Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании (16.01.2012)

Автор: Симонова Алевтина Александровна

Опытно-экспериментальная работа по моделированию инновационно ориентированной подготовки педагогических кадров в непрерывном профессиональном образовании на основе применения проектно-координационного подхода проводилась на базе муниципальной системы образования г. Екатеринбурга. Проектно-координационный подход к организации инновационно ориентированной подготовки педагогических кадров был реализован в форме проведения регулярных научно-практических мероприятий, обеспечивающих возможность широкого обсуждения и анализа инновационных идей, начинаний и проектов, осуществляемых в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга и Свердловской области, а также обмена опытом инновационной деятельности между педагогами и руководителями школ. К ним относятся: Педагогические чтения; научно-практическая конференция «Управление качеством образования» как форма взаимодействия педагогического вуза и системы образования; Инновационный форум педагогов-инноваторов.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволил сформулировать основные положения технологии работы по подготовке и проведению педагогических чтений.

Различные аспекты инновационной деятельности образовательных учреждений также постоянно изучаются и обсуждаются в рамках годичного научно-методического семинара, который реализуется через систему модульных программ: «Методист-1» – для работников методических служб различных учреждений общего образования; «Методист-2» – для руководителей методических объединений образовательных учреждений; «Управленец» – для руководителей всех типов образовательных учреждений; «Педагог» – для педагогов всех типов образовательных учреждений; «Психолог» – для практических психологов системы образования; «Семья» – для детей и их родителей; «Информация» – для работников информационно-социологических служб образовательных учреждений.

Примером проектирования развития педагогического потенциала в условиях муниципальной системы образования в соответствии с современными тенденциями развития образования могут служить Стратегический план развития системы образования г. Екатеринбурга «Школа – стандарт 5 звезд», инновационная Городская целевая программа развития системы образования МО «город Екатеринбург» на 2011-2013 гг., для которой моделью, содержащей теоретические и технологические основания, послужила модель национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В результате проведенных мероприятий на сегодняшний день в городе созданы необходимые социальные условия для развития инновационно ориентированной образовательной системы: имеется разветвленная инфраструктура образовательных учреждений, они обеспечены кадрами, накоплен опыт мобильного изменения содержания, сформирована прослойка профессиональных разработчиков содержания, технологий, программ, развивается сеть производителей средств обучения, на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне есть опыт обновления содержания и технологий, применения нетрадиционных методик; во внешней среде повысился интерес к образованию и спрос на образовательные услуги.

Готовность педагогических работников к инновационной деятельности и инновационному менеджменту в образовании города подтвердил проведенный в рамках исследования педагогический эксперимент в области управления развивающейся школой, который был направлен на выявление и оценку показателей повышения эффективности системы управления в школах, охваченных опытно-экспериментальной работой.

Выявление показателей эффективности инновационно ориентированной управленческой деятельности проводилось на основе сравнительного анализа работы разных школ. Все они причисляются к категории инновационных образовательных учреждений, работающих в режиме развития, т. е. инновационная деятельность в той или иной степени осуществляется во всех школах.

Первая школа – школа повышенного уровня образования (гимназии 161, 120, 13 и др. г. Екатеринбурга, гимназия 47 г. Новоуральска), руководители и педагоги которых регулярно проходят подготовку в рамках разработанной педагогической системы. Данные образовательные учреждения реализуют повышенный уровень образования. Это означает, что здесь обеспечивается федеральный образовательный стандарт, который расширяется за счет введения в учебный план гимназического и авторского компонентов. Учащиеся при этом готовятся к получению высшего и, возможно, даже универсального образования, ориентируются на творческий интеллектуальный труд. Управление осуществляется в соответствии с последними достижениями в области педагогического менеджмента, и инновационная деятельность, по мнению педагогического коллектива и потребителей образовательных услуг, характеризуется как успешная.

Объектом сравнения в таком случае должна являться другая школа – ординарная, т. е. работающая только на полноценное обеспечение федерального образовательного стандарта и внедряющая ради этого в учебно-воспитательный процесс некоторые инновационные технологии. В данном случае не ставилась цель выделить конкретное образовательное учреждение, так как таких школ в российской системе образования пока большинство. Поэтому далее в работе мы не останавливаемся на особенностях отдельного профиля образовательного учреждения, а при оценке отдельных рассматриваемых блоков инновационной деятельности принимаем во внимание наиболее характерные для образовательного учреждения такого типа сущностные признаки, т. е. в управленческом отношении образ ординарной школы является в определенном смысле собирательным, обобщенным.

С этой целью нами, в частности, были использованы сведения, полученные в ходе Городских педагогических чтений: побывав в ряде школ, проводивших творческие мастерские, можно было познакомиться с опытом их работы. В таких образовательных учреждениях внедрение современных инновационных технологий в управление не провозглашается и не является самостоятельной, отдельной целью или же такое внедрение осуществляется локально, недостаточно системно.

Таким образом, мы предполагали, что, сравнивая гимназию и ординарную школу (ОШ), можно выявить зависимость успешности осуществления инновационных преобразований в образовательном учреждении от того, подвергнута внутришкольная управленческая деятельность системным изменениям или нет.

В ходе проведения экспериментального исследования группе экспертов было предложено определить степень реализованности основных блоков инновационной деятельности в конкретных сопоставляемых образовательных учреждениях по 5-балльной шкале оценки критериев качества реализации:

1 балл – не характерно для данного образовательного учреждения;

2 балла – известно в данном образовательном учреждении, но осуществляется не систематично, а эпизодически, малоэффективно;

3 балла – осуществляется в данном образовательном учреждении систематично и достаточно эффективно для деятельности образовательного учреждения в режиме функционирования;

4 балла – реализуется осознанно, достаточно умело, с элементами творчества;

5 баллов – характерно для данного образовательного учреждения, осуществляется профессионально, высокоэффективно, с учетом передового опыта, постоянно совершенствуется с целью перевода образовательного учреждения в режим развития.

В этой шкале оценок предполагается, что значения 2 и 4 балла являются промежуточными, т. е. их рекомендуется использовать в тех случаях, когда эксперт затрудняется четко определить соответствие оцениваемого положения 1, 3, 5 баллам. Из введенной шкалы оценок следует, что значения оценок 2 и 3 балла соответствуют деятельности образовательного учреждения в режиме функционирования, а 4 и 5 баллов – характеризуют режим развития образовательного учреждения.

В качестве экспертов были привлечены специалисты, обладающие соответствующим практическим опытом в данной области, а также обладающие необходимой полнотой информации – работники сферы управления системой образования Свердловской области.

Анализ результатов проведенной экспериментальной работы проводился в соответствии с системой приоритетов относительно поставленных целей, которая обусловила выбор критериев качества по каждому из блоков системы внутришкольного управления, позволяющих констатировать переход школы в инновационный режим развития. Так, если учет первого критерия является безусловным, то последующие рассматриваются в порядке сначала необходимости, затем предпочтительности, затем желательности и т. д.

На основе результатов, полученных для всех блоков, можно построить графическое отображение качества реализации управленческих систем школ повышенного уровня (гимназии) и ординарной школы (Рис. 2).

Рис. 2. Экспертная оценка качества реализации

системы управления в целом

Критерии качества: 1- концепция внутришкольного управления; 2 – требования к руководителю; 3 – организационная структура; 4 – функции управления; 5 – механизм управления.

В целом график наглядно показывает, что в ординарной школе, где не осуществляется системных, качественных преобразований внутришкольного управления в соответствии с потребностями развивающейся школы, весь процесс управления осуществляется на уровне, соответствующем функционированию школы и характеризующемся низкой эффективностью мероприятий по развитию. На основании средних значений экспертных оценок по всем блокам управления управленческая система ординарной школы в итоге получила 2,12 балла по 5-балльной шкале.

В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что развивающая и развивающаяся школа требует качественно новых подходов в управлении, адекватных выбранному курсу на развитие. В противном случае возникает неизбежное противоречие между быстро меняющимся содержанием образования, технологиями обучения и отстающим по темпам совершенствования управлением ими. И очевидно, что работа по развитию образовательного учреждения осуществляется успешно там, где инновации внедряются комплексно на всех участках жизни школы, в том числе и в систему внутришкольного управления. Поэтому системная непрерывная подготовка педагогических кадров всех уровней – руководителей образовательных учреждений и педагогов к инновационно ориентированному педагогическому менеджменту приобретает стратегически важное значение для развития школы в целом.

В заключении диссертации отмечается, что теоретическое и практическое решение проблемы разработки теоретико-методологических и организационно-педагогических основ инновационно ориентированной подготовки к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании отвечает актуальным и перспективным потребностям развития образования, общества и каждого человека.

Исследовательская работа была выполнена на трех уровнях познания – методологическом, теоретическом и методическом.

На методологическом уровне на основе интегративной методологии был разработан проектно-координационный подход к организации подготовки педагогических кадров к инновационному менеджменту в системе непрерывного профессионального образования, отвечающий стратегическим целям и тенденциям общественного развития, ориентирующим на становление инновационного общества.

На теоретическом уровне проанализированы и уточнены основные категории и концепты, выражающие сущность инновационных процессов в образовании, сформулированы концептуально значимые идеи и положения инновационного педагогического менеджмента, разработана инновационная модель подготовки педагогических кадров к управлению инновационными процессами в образовании.

На методическом уровне на основе теоретико-методологических положений разработано технологическое обеспечение практической реализации проектно-координационного подхода в организации инновационно ориентированного дополнительного профессионального образования.

Обобщая полученные в ходе исследовательской работы результаты, можно сделать следующие краткие выводы:

Сущность современного этапа в развитии инновационной деятельности, которая возникла в образовательной сфере во многом стихийно на волне гуманистически ориентированных демократических преобразований и приобрела за последние десятилетия масштабный и повсеместный характер, определяется объективно назревшей необходимостью управления инновационными процессами. При этом достаточно четко определилась и стратегия управления, обусловленная тем, что в современном обществе инновации, получившие распространение практически во всех сферах деятельности, становятся важнейшим, универсальным фактором управляемого общественного развития. Со всей очевидностью обозначилась тенденция к становлению инновационного общества, приобретающая все более глобальный, цивилизационный характер. Именно поэтому инновационный путь развития провозглашается правительствами наиболее развитых стран мира, включая и Россию, в качестве одной из определяющих стратегий государственного управления.

Становление инновационного общества с неизбежностью предъявляет определенные требования ко всем сферам деятельности, в том числе и к образованию, которое в этом социальном контексте не просто требует усовершенствования – оно должно стать инновационным по своей сути. Причем на нынешнем этапе движения к инновационному обществу именно образование, ориентированное и ориентирующее на инновации, становится важнейшим фактором формирования нового мировоззрения, новых норм социальной деятельности. С этих позиций инновационно ориентированное образование, которое на сегодняшний день представляет собой содержательно специфическое направление подготовки специалистов, обеспечивающее их профессиональную готовность к разработке и внедрению инноваций, управлению инновационными процессами в сфере своей деятельности, необходимо рассматривать как переходную стадию в движении к инновационной системе образования, к инновационному обществу.

Осознание объективного характера инноваций в образовании как важнейшего социально-педагогического феномена ставит научную задачу выявления объективных основ, сущности педагогических инноваций, истоков и составляющих инновационной деятельности. И одной из определяющих не только в теоретическом, но и в методологическом плане является проблема различения, сущностного разграничения педагогических новшеств и собственно педагогических инноваций. С этой точки зрения под педагогическими новшествами мы понимаем нововведения в образовательной деятельности, которые обусловлены эволюционным изменением общественных потребностей и, соответственно, образовательных целей, непрерывным развитием образовательных средств и технологий. Такие нововведения неизбежны в процессе перманентной модернизации образования, поскольку выражают его непрерывное развитие. В отличие от этого, педагогические инновации – это нововведения, выражающие парадигмальные изменения в развитии образования, обусловленные существенными социокультурными трансформациями, изменяющими саму социальную функцию образования. Современный этап в развитии отечественного образования является именно таким этапом, характеризующимся кардинальными парадигмальными поисками.

Еще один актуальный аспект исследований в педагогической инноватике связан с разработкой научных основ управления инновационными процессами, имеющих сегодня важнейшее, ключевое значение для практики образовательной деятельности. Междисциплинарный характер инноваций, инновационной деятельности и управления инновационными процессами обусловливает необходимость применения в процессе их исследования в педагогике интегративного методологического подхода, сочетающего методологию разных наук. Определяющее значение с этой точки зрения имеют общенаучные методы (системный, синергетический подходы), социологические методы (ресурсный подход), методы теории управления инновациями (факторный, функциональный, ситуационный подходы), психологические методы (личностно-деятельностный подход), педагогические методы (личностно-ориентированный, компетентностный, культурологический, аксиологический). Только такой целостный, комплексный подход позволит избежать односторонности в понимании сущности педагогических инноваций и процесса управления ими.

Проблемы управления инновациями являются одним из аспектов более общей педагогической проблемы – совершенствования системы управления образованием на всех уровнях, от управления системой образования страны в целом до управления конкретным процессом обучения и воспитания индивида. Актуальность этой проблемы обусловлена, с одной стороны, необходимостью приведения содержания и форм управленческой деятельности в сфере образования в соответствие с потребностями изменяющегося общества и тенденциями общественного развития (социальный аспект), а с другой – с необходимостью обогащения теории и практики управления образованием достижениями научного менеджмента, получившего развитие в конце ХХ в. (теоретико-методологический аспект). С этой точки зрения особенно большое внимание практиками и исследователями образования уделяется вопросам внутришкольного управления, общую стратегию развития которого сегодня правомерно рассматривать как переход от административно-авторитарного управления к педагогическому менеджменту.

С позиций педагогического менеджмента, в отличие от традиционной организационно-управленческой системы школы, предусматривавшей наличие определенных структурных единиц (в соответствии с типом и видом учреждения, числом учащихся, количеством классов-комплектов), соответствующих им функциональных обязанностей, жестких административных методов управления, субъектами которого выступали директор и его заместители, сегодня школа рассматривается как сложная развивающая и развивающаяся динамическая система с расширенным субъектом управления, включающим не только руководителей, но и всех педагогов. Эффективность функционирования управляющей системы обеспечивается целесообразным взаимодействием образующих ее концептуального; организационно-структурного; функционально-управленчес-

кого; технологического; личностно-профессионального блоков. Одним из обязательных компонентов эффективной системы внутришкольного управления является самоменеджмент – система способов деятельности человека, позволяющая максимально использовать собственные возможности, сознательно и рационально управлять своей жизнью, активно и эффективно влиять на внешние обстоятельства на работе и в личной жизни в своих целях. Актуальность для педагогической сферы этого нового и перспективного научного направления в менеджменте обусловлена тем, что исследования свидетельствуют о наличии серьезных проблем организации педагогами своего труда. Технология самоменеджмента позволяет оптимизировать трудовые и временные затраты, получить резервы времени для развития и саморазвития педагогов и руководителей, что непосредственно способствует повышению качества образовательных услуг.

Проблемы управления инновациями в научном менеджменте являются объектом и предметом исследования инновационного менеджмента, с позиций которого ключевое значение приобретает четкое разграничение разных функций управления, разных организационных структур и разных организационных механизмов в зависимости от объекта управления, в качестве которого может выступать либо функционирование организации, сущностно направленное на стабилизацию организационных процессов, либо развитие, приводящее к их изменениям, а значит, деструкции, дестабилизации. Инновационная деятельность в современной школе – это один из аспектов ее работы в режиме развития. Целенаправленная систематическая ориентация управляющей системы школы на инновационную деятельность обеспечивается инновационно ориентированным педагогическим менеджментом, представляющим собой систему внутришкольного управления, обеспечивающую переход образовательного учреждения в режим развития на основе скоординированной перестройки всех основных ее компонентов в соответствии со стратегическими целями становления инновационного образования и инновационного общества.


загрузка...