Формирование психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии (16.01.2012)

Автор: Ханова Зоя Гаджиалиевна

Ханова Зоя Гаджиалиевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРЕДИКТОРЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Сочи - 2011

Работа выполнена на кафедре общей и социальной психологии факультета психологии федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Дагестанский государственный университет»

Научный консультант доктор психологических наук, профессор

Китова Джульетта Альбертовна

Официальные оппоненты – доктор психологических наук, профессор

Скрипкина Татьяна Петровна

доктор психологических наук, профессор

Щербакова Татьяна Николаевна

доктор психологических наук, профессор

Исаева Эльмира Гаджи-Исаевна

Ведущая организация – ФГБО ВПО «Педагогический институт» Южного Федерального университета

Защита состоится 16 марта 2012 г. в 10-00 на заседании диссертационного совета ДМ 008.016.03 при Учреждении Российской академии образования «Институт образовательных технологий» (354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д. 10 а.)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт образовательных технологий» (354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д. 10 а.)

Автореферат размещён на сайте ВАК www. vak.ed.gov.ru « ___ » ноября 2011 г.

Автореферат разослан «_____» января 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета О.В. Непша

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. К настоящему времени в современной системе образования сложились два основных подхода к экономической подготовке молодежи в системе вузовского образования, отражающие направленность на углубление ее фундаментальных основ и на формирование профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов. Это закономерно, так как интенсивное развитие науки и связанных с ней технологий производства ориентировано на экономическую социализацию личности, которая включает в себя развитие способности к присвоению экономического опыта, его переработке, к воспроизводству в предстоящей экономической деятельности, а также органичное вхождение в социальную среду и приобретение экономического статуса.

Переход российского общества к новой парадигме экономического развития, к смене системы ценностей и социальных приоритетов делает востребованным подготовку специалистов, у которых будет сформирована психологическая готовность к предпринимательской деятельности. Эта готовность должна стать основой для развития их способностей к принятию самостоятельных решений и предпринимательских инициатив, стремления к конструктивному сотрудничеству, к выбору творческого и динамического варианта жизни, к проявлению социальной ответственности, коммуникабельности и толерантности.

Однако отсутствие системы формирования общепринятых ценностей и нормативных моделей предпринимательского поведения молодежи приводит к деструктивному конструированию социального пространства, к рассогласованию личностных и общественных детерминант экономического сознания, самосознания и поведения, к пренебрежению этическими нормами поведения и сложившимися межличностными связями и отношениями.

Из этого следует, что российское общество нуждается в проведении масштабной работы, направленной на формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности, которая может оказать существенное влияние на стабилизацию экономической ситуации и развитие института предпринимательства. Решение обозначенной проблемы позволит противостоять монополизации рынка, решить проблемы занятости, ускорить научно-технический прогресс, оказать непосредственное воздействие на формирование среднего класса. Способствуя интеграции молодежи в единое экономическое, политическое, социальное и культурное пространство, формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности должно стать важнейшим направлением государственной молодежной политики.

Процесс формирования и развития предпринимательской среды в России рассматривается нами как комплексная проблема, имеющая экономические, социально-политические, нормативно-правовые и психологические аспекты. Нами учтено, что модели экономического человека формировались в рамках различных научных направлений: маржинализма (У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето), субъективизма (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер,), институционализма (У. Джемс, Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Коммонс,), неоклассицизма (Г. Мюнстерберг, Д. Кейнс, П. Самуэльсон) и др. При этом мы осознаем, что доминирование экономических проблем в социальной жизнедеятельности молодых людей без возможности их разрешения приводит к конфликту их социальной идентичности, к нарастанию психологических деформаций в целостной структуре личности, к торможению их профессионального становления и развития, к замедлению процессов экономической социализации и к возрастанию напряженности в обществе.

На сегодняшний день в отечественной педагогической психологии не существует теоретически, методологически и эмпирически обоснованной концепции формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности, содержащей понятие о ее сущности, детерминантах и механизмах развития на различных этапах вузовского обучения, а также адекватный и достаточный психологический инструментарий для осуществления этого процесса.

Осмысление феномена психологической подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе выявил ряд существенных противоречий:

- между системой экономических ценностей, сложившейся в российском обществе, и предпринимательскими устремлениями и намерениями молодежи;

- между степенью востребованности социальной практикой молодых специалистов, психологически готовых к предпринимательской деятельности, и уровнем теоретической, методологической и эмпирической изученности проблемы формирования такой готовности в процессе обучения в вузе;

- между потребностью образовательных систем в технологиях, эффективных моделях и алгоритмах формирования психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности и фактической разработанностью их в педагогической психологии;

- между уровнем теоретической осмысленности в психологической науке проблем субъектности личности, ее самоактуализации и самореализации и степенью их практической разработанности в педагогической психологии для реализации в образовательной системе вуза;

- между потенциалом психологической науки, определяющим сущность, направленность, особенности, социально значимый характер исследований предпринимательства как специфического явления и степенью его использования в образовательном процессе вуза;

- между степенью изученности предпринимательства в отечественной и зарубежной психологии и уровнем концептуализации проблемы формирования психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности на различных этапах вузовского обучения;

- между необходимостью психологического сопровождения развития специалиста в процессе обучения в вузе и уровнем его реальной организации.


загрузка...