Создание событий в современном социокультурном пространстве (16.01.2012)

Автор: Каверина Елена Анатольевна

УДК 009

КАВЕРИНА Елена Анатольевна

СОЗДАНИЕ СОБЫТИЙ В СОВРЕМЕННОМ

СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Специальность: 24.00.01 – теория и история культуры

(философские науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.  И. Герцена»

Научный консультант

доктор философских наук,

профессор

Валицкая Алиса Петровна

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор

Пигров Константин Семенович;

доктор философских наук,

профессор

Ивахненко Евгений Николаевич;

доктор философских наук,

профессор

Шор Юрий Матвеевич.

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится «19» марта 2012 г. в часов

на заседании Совета Д.212.199.23 - по защите докторских и кандидатских диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул Малая Посадская, д. 26, ауд. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан «_____»__________________2012 г.

Ученый секретарь Совета

кандидат культурологи, доцент В. Н. Бондарева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена исследованию проблематики социокультурных коммуникаций, является опытом философско-культурологического осмысления событийных коммуникаций и их локального вида — «специального события» как прикладной коммуникационной технологии.

Актуальность диссертационного исследования. В ситуации развития глобальных коммуникаций, тотального влияния медиасреды на общественное и индивидуальное сознания, повсеместного использования коммуникационных технологий и медийного конструирования публичной сферы возрастает актуальность междисциплинарного подхода и философского осмысления современных коммуникативных практик. Философия как творчество мысли, как размышление о сущности мира способна задать дискурс, актуализирующий этические и эстетические максимы человеческого бытия в ситуации развития информационного общества и технократической цивилизации. Философия как наука, объединяющая различные направления гуманитарного знания и исполняющая свою духовную миссию определения и сохранения ценностных горизонтов бытия, может предложить мировоззренческие и методологические принципы для осуществления различных современных социокультурных практик, в том числе коммуникационных технологий — событийного маркетинга, рекламы, связей с общественностью и многих других; а также обозначить необходимость осознанного и ответственного использования коммуникационных технологий, и понимания их как гуманитарных.

На рубеже XX?XXI веков фундаментальные вопросы философии, эстетики, этики, культурологии, социологии и всего гуманитарного знания в целом начинают иметь и прикладной характер. Фундаментальные вопросы философии приобретают новое звучание в векторе философии практического. Философия события обретает новую актуальность в философии и эстетике событийных коммуникаций, в целостном и ценностном осмыслениях проектирования событий как символически организованных действ. Создание событий становится одной из индустрий современной культуры, что диктует актуальность определения подходов к осуществлению данной деятельности в контексте практической культурологии.

Сегодня понятийный аппарат гуманитарных наук открыт и активно формируется. Понятия, введенные представителями философской мысли, используются и приобретают новые смыслы. Понятие «события», тематизированное М. Хайдеггером, в современном тезаурусе философии культуры и философских теориях коммуникаций расширяет спектр значений. Сегодня «событие» можно назвать актуальным концептом философско-культурологического дискурса. Концепт не ограничивается локальной фиксацией смысла, характерной для понятия, скорее, он претендует на обнаружение комплекса значений, ассоциаций, представлений, связанных с понятием как словом. Поэтому можно говорить о широких возможностях использования понятия, а также новых сферах его применения в социально-культурной практике.

Понятие «событие» сегодня наделено богатой палитрой значений, где смысл понятия определяется контекстом научной дисциплины или практикой профессиональной коммуникационной деятельности. Более того, «событие» выступило как элемент образования новых понятий. В профессиональную риторику и практику, в первую очередь, специалистов, работающих в сфере прикладных коммуникаций, вошли понятия «событийные коммуникации», «специальное событие», «событийный маркетинг», «маркетинг событий».

Сегодня понятие «событийные коммуникации» активно используется в международном тезаурусе профессиональной коммуникационной деятельности: event communication (англ. термин), event management (англ. термин), communication evenementielle (франц. термин). Понятие «специальное событие» (или «специальное мероприятие») является переводом англоязычного термина special event, которое также широко применяется в практике международной и отечественной коммуникационной деятельности.

Событийные коммуникации являются разновидностью коммуникаций социокультурных. Это тип коммуникации в культуре, где основным способом и формой взаимодействия является символически выстроенное действо. Истоки событийных коммуникаций обнаруживаются в недрах истории человеческой культуры и прослеживаются на всех этапах ее развития, базируются на обширном опыте ритуальных и церемониальных практик. Опыт философского осмысления символически организованных действ как способа конструирования социальной общности и технология управления сообществом берет начало в «Законах» Платона.

Событийные коммуникации реализуются в многообразных формах символических действ. В современной международной и отечественной практиках они направлены на достижение широкого спектра геополитических, экономических, социальных и культурных целей; развиваются по нескольким направлениям, включающим организацию событий в рамках брендинга стран и территорий, торговых марок, персон, объектов культуры; предполагают организацию конгрессной и выставочной деятельностей, организацию общественных событий, корпоративных мероприятий.


загрузка...