Система базовой атлетической подготовки студентов (на примере Уральского федерального университета) (16.01.2012)

Автор: Давыдов Олег Юрьевич

- обеспечение знаний студентами основ теории физической тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания, возрастных особенностей своего организма, своего психофизического развития, возможности и методики оптимальной организации труда, учёбы, отдыха, необходимых для сознательного и предметного управления своей активностью в области физической культуры;

- создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи путем обеспечения адаптации к условиям пребывания в вузе, обеспечение приспособления к воздействию умственных и эмоциональных чрезмерных воздействий;

- воздействие на человека должно быть направлено на формирование физической культуры личности в рамках общей культуры;

- обеспечение направленного формирования возможностей студентов собственной физической подготовленности к профессиональной деятельности, противодействия средствами физической культуры появлению и развитию профессиональных заболеваний;

- реализация профессиональных задач в области организации и проведения мероприятий по физическому воспитанию подчиненных;

- применение средств и методов обеспечения активного отдыха.

3) подчеркивающие необходимость использования атлетической гимнастики с учетом следующих педагогических условий:

- обеспечиающие применения физических упражнений, оказывающих комплексное воздействие на весь организм в целом и на целостную личность;

- систематическое выполнение спортивных и физических упражнений, формирующих высокий уровень физической и умственной работоспособности, его психологическую готовности к профессиональным негативным воздействиям;

- применение атлетической гимнастики целесообразно когда высокие результаты, которые показывают спортсмены, находятся в полном соответствии с их высоким уровнем физического развития, то есть важнейшим компонентом здоровья (данная позиция обеспечивает формирование физической культуры личности спортсмена в атлетической гимнастике);

- учёт и поддержка стремления студентов развить свою мускулатуру, стать физически всесторонне развитыми и внешне красивыми, что является основными побудительными мотивами увлечения молодежи этим видом спорта;

- применение атлетической гимнастики как средства формирования базовой личностной физической культуры студентов;

- применение атлетической гимнастики, как средства, вызывающего интерес к собственному самосовершенствованию, к формированию культуры собственного тела и формированию личностной физической культуры;

- применение атлетической гимнастики, в состав которой входят легко дозируемые физические упражнения, такие как тяги, подъемы, вставания, приседания, жимы и др.;

4) касающиеся повышения эффективности использования атлетической гимнастики, включающие следующие педагогических условия:

- улучшение качества нормативного и дидактического содержания программ по физическому воспитанию;

- выявление путей адаптирования высоких технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания и спорта для всех;

- оценку возможностей использования позитивного опыта создания и функционирования инфраструктуры, обеспечивающей спортивную подготовку олимпийцев в системах управления физическим воспитанием и спортом на клубном, региональном и государственном уровне;

- разработку и внедрение оптимального для уровня подготовленности объема и интенсивность предлагаемой нагрузки на этапах атлетической подготовки студентов;

- выявление иерархии и последовательности применения средств и решаемых при этом задач;

- потребность в движении следует реализовать через развитие и совершенствование физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и подвижности в суставах), двигательных способностей, стимулирующих обменные процессы и функции органов и систем организма;

- ценностные ориентации на физическое и нравственное воспитание предполагают обеспечение опоры на здоровый образ жизни, выявление тех качеств и черт характера, которые определяют успешность в спорте и успешность будущей профессиональной деятельности;

- определение критериев, норм развития, стандартных показателей физической кондиции и оценки степени развития физических качеств;

- обоснование возможности применения средств и методов развития силы и ее различных проявлений (силовой выносливости, взрывной силы и др.) на этапах обучения, образования и физического воспитания, обеспечение при этом положительного переноса двигательных качеств и кумулятивного эффекта;

- обеспечение мониторинга общей физической и спортивно-технической подготовленности, сформированности жизненно необходимых умений и навыков, уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, степени овладения теоретическими и методическими знаниями, овладение методическими умениями и навыками.

Итак, современный уровень развития процесса физического воспитания студентов вузов позволяет эффективно использовать атлетическую гимнастику для организации эффективного процесса формирования базовой и базовой профессионально-прикладной физической культуры личности. Применению же эффективного средства физического воспитания, каковым является атлетическая гимнастика, противодействует нереализованность ряда педагогических условий, большинство которых имеет технологический и методический характер.

Программно-методическое обеспечение

атлетической подготовки студентов 1-4 курсов

В УГТУ-УПИ специализированная атлетическая подготовка студентов осуществляется с 1985 года. Атлетическая гимнастика позволяет планировать нагрузку с использованием методов строго регламентированного упражнения, осуществлять нормирование (дозировку) нагрузки и прогнозирование тренировочного эффекта. Всё это послужило основанием для разработки инновационной учебной программы по физической культуре (табл. 1). В экспериментальной учебной программе по физическому воспитанию студентов, в отличие от традиционной, от 60 до 70% времени основной части занятия использовалось в качестве базовой атлетической подготовки. Так, если в традиционной программе по физическому воспитанию студентов для ОФП на первом курсе отводится 33 часа, на втором - 38, третьем – 34 и на четвертом курсе – 36 часов, а в атлетической подготовке соответственно – 4, 4, 8 и 8 часов, то в экспериментальной программе – для ОФП часы не предусмотрены вовсе. Но зато для освоения атлетической гимнастики запланировано соответственно по курсам – 62, 60, 80 и 80 часов.

Таблица 1

Сравнительные параметры распределения учебных часов, отводимых на освоение основных разделов традиционной и экспериментальной учебной программы

Разделы программы

Учебные программы

традиционная экспериментальная

% курс

Теоретический раздел

Практический раздел

Методико-практический подраздел

Учебно-тренировочный подраздел:

Легкая атлетика 15 12 10 10 47 8,6 6 6 2 2 16 2,9


загрузка...