Система базовой атлетической подготовки студентов (на примере Уральского федерального университета) (16.01.2012)

Автор: Давыдов Олег Юрьевич

Курс Юноши Девушки

группы

эксперимент. контрольн. эксперимент. контрольн.

1 -4,2 -6,1 -4,6 -5,4

2 -3,1 -4,6 -3,9 -4,7

3 -2,2 -3,8 -3,1 -3,8

4 -2,1 -3,1 -2,8 -3,2

Средний

показатель

Результаты исследования умственной работоспособности студентов технического вуза в период подготовки к экзаменам и после них с применением тестирования по Айзенку отражены в табл. 14. У студентов первого курса экспериментальной группы уровень умственной работоспособности перед экзаменами находился в пределах 910±8,6 у. е., а у их сокурсников из контрольной группы - 903±9,3 у.е. Различия не достоверны при Р>0,01.

Таблица 14

Показатели умственной (интеллектуальной) работоспособности студентов первого курса в период экзаменационной сессии, у. е.

Период тестирования Студенты первого курса Достоверность

Экспериментальная группа Контрольная группа

Перед 1-м экзаменом 910±8,6 903 ±9,3 Р>0,01

После 1 -го экзамена 890 ±9,2 865 ±10,4 Р>0,01

После 2-го экзамена 870 ±10.3 810 ± 11.2 Р<0,01

После 3-го экзамена 770+10,1 720+10,2 Р<0,01

Примечание: более подробно результаты статистики описаны в тексте.

После первого экзамена уровень умственной работоспособности у студентов экспериментальной группы снизился на 30 у. е., а в контрольной группе - на 38 у. е. (различия также оказались не достоверны). После второго экзамена уровень умственной работоспособности у студентов достоверно снизился по сравнению с предэкзаменационным периодом: в экспериментальной группе на 40 у.е. (Р<0,01) и в контрольной группе - на 93 у. е (Р<0,01), а по сравнению с первым экзаменом - соответственно на 20 у. е. (Р>0,01) и на 45 у. е. (Р<0,05). Последний (третий) экзамен для студентов первого курса прошёл на фоне резкого уменьшения уровня умственной работоспособности. Так, студенты экспериментальной группы снизили его по сравнению с предэкзаменационным периодом - на 140 у. е, по отношению к первому экзамену - на 120 у. е. и второго экзамена на 100 у. е. (во всех случаях различия достоверны при Р<0,01)..

Исследования эмоциогенного состояния студентов старших курсов показали, что в целом происходит адаптация студентов к неблагоприятным факторам экзаменационной сессии. Это видно из того, что в экспериментальной группе на втором курсе эмоциональная напряженность отмечалась у 43,2% юношей и у 45,3% девушек, соответственно в контрольной группе – 48,3% и 50,1%. Плохой сон был зафиксирован у 64,2% второкурсников-юношей и у 71,1% - девушек экспериментальной группы и соответственно у 68,1 и 77,3% студентов контрольной группы. На втором, третьем и четвертом курсах во всех случаях отмечалось снижение влияния эмоциогенных факторов на процесс подготовки студентов к экзаменам. Так, количество студентов, у которых отмечалась эмоциональная напряженность во время экзаменационной сессии, стало меньше на втором курсе по сравнению с первым у юношей экспериментальной группы на 5,3%, а у девушке - на 4,4%, соответственно в контрольной группе - на 2,4 и 5,8%; на третьем курсе соответственно – в экспериментальной группе - на 12,9 и 13,0%, а в контрольной группе – на 10,3 и 7,0% и на четвертом курсе в экспериментальной группе – на 15,3 и 17,5%, а в контрольной группе – на 12,7 и 12,5% (рис. 4).

Рис. 4. Динамика снижения количества студентов, у которых регистрировалась

эмоциональная напряженность (А) и плохой сон (В) во время

экзаменационной сессии

У студентов второго курса экспериментальной группы плохой сон отмечался у юношей на 5,6%, а у девушек на 3,0% меньше, чем на первом курсе; соответственно в контрольной группе – на 1,6 и 2,6%; на третьем курсе соответственно – в экспериментальной группе - на 15,2 и 7,0%, а в контрольной группе – на 2,2 и 6,2% и на четвертом курсе в экспериментальной группе – на 17,5 и 8,3, а в контрольной группе – на 3,47 и 7,2% (рис. 4).

заключение

Многолетний, более чем 50-летний опыт организации процесса физического воспитания в одном из крупнейших вузов страны, - Уральском государственном техническом университете –УПИ - позволил убедиться в том, что традиционные учебные занятия с акцентом на ОФП без распределения студентов сразу же с первого курса по учебно-тренировочным группам с учетом их спортивных интересов не в состоянии полностью создать условия студентам для эффективного их физического совершенствования на протяжении всех лет учебы (В.И. Ильинич, 1995; А.В. Лотоненко, 1998; Пирназарова, 2007; Л.А. Рапопорт, 2004; Е.Н. Селюжицкая, 2008; Н.Н. Троценко, 2008; Н.А. Храмова, 2008; А.А. Частихин, 2007 и др.). Но в то же время многие практические вопросы учебно-тренировочных занятий студентов на основе удовлетворения их интереса к занятиям тем или иным видом спорта требовали своего глубого теоретического и научно-методического обоснования на основе современных взглядов на всё возрастающую роль личности. Поэтому в процессе научной работы большое значение придавалось поиску теоретических основ решения проблемы базовой и базово-прикладной атлетической подготовки студентов с использованием традиционной системы физического воспитания. Результаты теоретического исследования получили свое практическое воплощение в разработанной принципиальной модели формирования базовой личностной физической культуры студентов на основе применения средств атлетической гимнастики, включающей основные базовые средства, базовые знания, базовые навыки и умения, базовые уровни физического развития и физической подготовленности; механизм формирования базовой физической культуры личности на основе атлетической гимнастики, а также формирование мотивации и базового уровня знаний, базового уровня двигательной подготовленности (школы движений), базового уровня физической культуры личности в структуре базовой профессионально-прикладной физической культуры личности, в которой особое внимание отводится атлетической гимнастике. Были выделены педагогические условия, определяющие основные направления и содержание работы по формированию базовой и базово-прикладной физической культуры личности студентов технического вуза, положенные в основу научного исследования.

Были решены задачи по обоснованию структуры и содержания поэтапной базовой профессионально-прикладной атлетической подготовки личности, методики применения атлетических упражнений в процессе формирования социально-психологического и биологического компонентов физической культуры личности, выявления закономерностей многолетней динамики развития основных физических качеств, физического развития и функционального состояния организма студентов 1-4 курсов. Всё это позволило определить концепцию применения наиболее эффективных и апробированных средств и методов учебных занятий атлетической гимнастикой в крупном техническом вузе, разработать педагогические оценки и модельные характеристики физического состояния студентов 1-4 курсов. Одним из важных результатов исследования была разработанная модель системы атлетической подготовки студентов 1-4 курсов технического вуза, включающая в себя четыре этапа. Было доказано, что на основе использования системы поэтапной подготовки студентов отделения атлетической гимнастики они сумели достоверно превзойти своих сокурсников из подготовительного отделения практически по всем показателям физической и функциональной подготовленности. Кроме того, в течение четырех лет лонгитюдинальных исследований были выявлены некоторые закономерности влияния учебных занятий по атлетической гимнастике и ОФП на развитие тех или иных физических качеств. Обоснована возможность интенсификации учебных занятий по атлетической гимнастике за счет качественного использования физиологических особенностей функционирования скелетной мускулатуры с применением статико-динамических упражнений дискретного характера.

Доказано, что занятия атлетической гимнастикой в процессе физического воспитания студентов 1 и 4 курса оказывают положительное влияние на процесс совершенствования психолого-педагогических качеств по сравнению с сокурсниками, занимавшимися в группе общей физической подготовки. Особенно большой разрыв между ними был зафиксирован на четвертом курсе в отношении таких показателей, как «дисциплинированность» и проявление волевых качеств. У юношей и девушек такие психологические качества, как «смелость и решительность», «внимание» существенно не отличались, показатель интеллекта у юношей до 4 курса был выше, чем у девушек, в то же время волевые качества к концу четвертого и пятого курса у девушек развивались более высокими темпами, чем у юношей. Исследования эмоциогенного состояния студентов показали, что в процессе учебы с 1 по 4 курс у студентов отделения атлетической гимнастики происходит более выраженная адаптация студентов к неблагоприятным факторам экзаменационной сессии. Выявлено, что с 1 по 4 курс тотальные (за исключением длины тела) и обхватные размеры тела у студентов отделения атлетической гимнастики изменялись более интенсивно, чем у их сокурсников из подготовительного отделения. Занятия атлетической гимнастикой привели к формированию более совершенного уровня функционирования вегетативной системы. Так, за четырехлетний период обучения у студентов-юношей и девушек отделения атлетической гимнастики отмечено достоверное снижение артериального кровяного давления на фоне достоверного увеличения систолического и минутного объема крови. Пульсовое давление у студентов-юношей превысило данные показатели девушек. За четыре года учебы в вузе занятия атлетической гимнастикой привели к достоверному снижению ЧСС как у студентов-юношей, так и у девушек.

Таким образом, вышеизложенные результаты многолетних исследований позволили обосновать систему базового и базово-прикладного формирования физической культуры личности и физического воспитания студентов на основе использования атлетической гимнастики; разработать педагогические условия, модельные характеристики, нормативы и педагогические оценки различных сторон физического воспитания студентов, которые нашли свое отражение более чем в 60 научных трудах автора.

1. Социализация студента в области физической культуры представляет собой процесс усвоения личностью знаний, навыков, умений, норм и правил поведения в процессе физического воспитания, общественных ценностей физической культуры, социальных ролей, исполняемых личностью в сфере физической культуры, и предполагает поэтапное формирование личностной физической культуры, структурно включающей базовый, базовый профессионально-прикладной и профессиональный компоненты.

2. Базовый уровень личностной физической культуры представляет собой совокупность знаний основ теории физической культуры, навыков, умений и уровня физической подготовленности, позволяющих эффективно использовать средства физической культуры в целях повышения собственного физического развития, уровня функциональной подготовленности, развития физических качеств и обеспечивать базовый уровень самодетерминированности на занятия физическими упражнениями.

3. Базовый уровень профессионально-прикладной физической культуры личности представляет собой готовность человека к применению базовых средств физической культуры для обеспечения собственной физической подготовленности к профессиональной деятельности, для противодействия средствами физической культуры появлению и развитию профессиональных заболеваний.

4. Компонентами базовой физической культуры личности являются базовый уровень физического развития, физической подготовленности, мотивации, знаний, двигательной подготовленности (школы движений). Системным эффектом формирования базового уровня физической культуры является достижение личностью базового уровня самодетерминантности на занятия физическими упражнениями, на собственное физическое развитие и повышение уровня функциональной подготовленности, развитие физических качеств

5. Атлетическая гимнастика, содержащая основные базовые средства физического воспитания, такие как атлетические упражнения (с отягощениями; для развития физических качеств, для развития мускулатуры мышечных групп и др.), базовые знания (теоретические основы развития двигательных качеств, теоретические основы формирования личностной физической культуры; методика организации самостоятельных занятий атлетической гимнастикой; методика применения силовых упражнений, методы развития отдельных мышечных групп), формирующая базовые навыки и умения выполнения естественных движений (тяги, подъемы, вставания, приседания, жимы, отжимы, рывки, швунги, переходы от тяги к подъему и др.), может быть признана средством формирования базовой личностной культуры человека и ее компонентов.

6. В качестве основного направления формирования базовой физической культуры личности при применении атлетической гимнастики выступает деятельностный компонент, реализуемый через процесс формирования культуры тела (повышение уровня физического развития) и процесс формирования базового уровня физической подготовленности студентов.

7. Совокупность педагогических условий формирования базовой физической культуры личности с применением атлетической гимнастики может быть распределена на группы:

обеспечивающие реализацию проблемы формирования физической культуры личности студентов технического вуза;

педагогические условия сохранения здоровья и обеспечения двигательной активности;

методические условия применения атлетической гимнастики.


загрузка...