Букваристика как саморазвивающаяся методическая система (15.12.2008)

Автор: Штец Александр Александрович

- разработке и апробации историко-теоретической концепции обучения грамоте, которая может использоваться методистами и учителями начальных классов с целью повышения качества обучения русскому языку в современной начальной школе;

- разработке нового учебно-методического комплекса обучения грамоте в четырехлетней начальной школе, программы и других методических материалов, которые могут быть использованы для организации начального обучения русскому языку в парадигме личностно развивающего образования.

Собранный и систематизированный в исследовании материал может способствовать более углубленному и объективному освещению процесса развития отечественной букваристики, обоснованному выделению стандартов методики обучения грамоте, что позволит осуществлять более эффективный общественно-педагогический контроль за инновационным процессом в начальном образовании.

Данные исследования могут использоваться при составлении программ педагогического образования по специальности «Педагогика и методика начального образования» и при написании историко-педагогических трудов, касающихся начального образования, учебных пособий по обучению грамоте в начальной школе. Полученные в исследовании результаты могут также использоваться на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

На защиту выносятся:

1. Историко-теоретическая концепция обучения грамоте в парадигме личностно развивающего образования, заключающаяся в том, что на основе системно-антропологического подхода к отечественной букваристике как саморазвивающейся методической системе определены исторические факторы развития современной методики обучения грамоте, необходимые для теоретического обоснования ее методического аппарата и принципов личностно развивающего обучения грамоте, модели методики обучения первоначальному чтению как развивающей системы и основных направлений ее реализации в личностно развивающем начальном образовании.

2. К закономерностям развития методики обучения грамоте как научно-прикладной отрасли педагогических знаний относятся исторические факторы, определяющие как внешние условия развития методики (выделение обучения грамоте как учебной дисциплины, технологичность, задаваемая учебно-методическим обеспечением, вариативность объекта методики, наличие ее научно-теоретического компонента на методологическом, психолого-педагогическом и методическом уровнях, выделение методик обучения первоначальному чтению и письму), так и внутренние условия ее развития:

а) на методическом уровне: методы с личностно развивающим потенциалом, обучение аналитическому чтению в составе синтетического на основе соответствующих развитию личности ученика-речедеятеля механизмов первоначального чтения, модель циклической структуры нелинейного типа, ориентированная на создание академической среды коэволюционного развития;

б) на психолого-педагогическом уровне: приближение к осознанию ребенка как своей абсолютной самоценности, безоговорочный приоритет здоровьесберегающей направленности обучения, придание обучению смыслового характера, в котором само образование (потребность в нем, как и потребность в чтении) переводится в плоскость главной ценности (жизненного смысла) для каждого ученика, реализация культурно ориентированного обучения, опирающегося на традицию российской культуры, реализация деятельностного характера обучения;

в) на методологическом уровне – идеология саморазвития ученика, признающая его права на суверенное развитие и ориентированная на адекватную поддержку этого развития.

3. Важнейшими компонентами методического аппарата букваристики являются: полинарная классификация методов обучения, предполагающая параллельное деление по способу познавательной деятельности в обучении (анализа и синтеза), по внутрипредметному синтезу чтения и письма, по единице анализа как основе обучения, по способу получения единицы чтения; онтологическое ядро содержания обучения первоначальному чтению, включающего оппозицию понятий «механизмы синтетического и аналитического чтения», «сегментный (звуко-буквенный) и суперсегментный (слоговой) анализ формы слова», а также принципы генерализации и позиционного чтения, единицы анализа и единицы чтения, объект чтения и т. п.; модели структуры содержания обучения грамоте концентрического типа, линейного типа с буквоцентрической схемой содержания обучения и циклической структуры нелинейного типа.

4. Модель методики личностно развивающего обучения первоначальному чтению, ориентированная на коэволюционное развитие академической среды и личности ученика, должна опираться на совокупность принципов личностно развивающего обучения грамоте: организация педагогом персонифицированной среды обучения, обеспечивающей самореализацию каждого ученика; воспитание младшего школьника как деятельностной личности, способной к творческому самовыражению, к поиску решений проблем и к организации своей деятельности; создание условий для освоения школьниками важнейших культурных ценностей общества; основ культуры речи, (этикета) поведения и общения; освоение учащимися умений (знаний) целостной ориентации в родной (устной и письменной) речи и продуктивных способов речевой деятельности; развитие речевой деятельности и интеллектуального потенциала первоклассника; обеспечение пропедевтики систематических курсов русского языка и литературного образования.

5. Основные содержательные и технологические направления реализации методики обучения грамоте как системы развития личности ученика включают: применение модульного обучения первоначальному чтению в букварный период, обеспечивающего поэтапное развертывание деятельности продуктивного чтения; построение многолинейной структуры содержания обучения первоначальному чтению, включающей линии: 1) звуко-буквенного разбора; 2) техники чтения; 3) развития речи; проектирование учителем собственной методики обучения учащихся на основе учебного диалога, конструирования технологических карт обучения, логической структуры занятий, микроцелей обучения на каждый дидактический модуль, применения диагностики, уроков коррекции, дозирования тренировочной части; осуществление учителем контрольно-оценочной деятельности в рамках 1) входной диагностики негативных и позитивных факторов развития ученика; 2) выходной диагностики, предполагающей мониторинг обученности и обучаемости учащихся.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обусловлены исходными научными позициями в исследовании букваристики как саморазвивающейся методической системы; логикой и структурированием содержания работы по уровням соподчинения; разработкой методологических, теоретических и методических основ изучаемого процесса с применением максимально широкого понятийно-терминологического аппарата, но приводящих к однородным выводам; применением взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету, задачам и логике исследования; результатами внедрения в образовательный процесс начальной школы разработанного на основе модели методики личностно развивающего обучения первоначальному чтению УМК обучения грамоте в четырехлетней начальной школе; масштабами организации экспериментальной работы, широтой и репрезентативностью источниковедческой базы, положениями и выводами, содержащимися в опубликованных статьях и работах автора.

Личное участие автора состоит в теоретическом обосновании основных идей и положений исследования, разработке концепции, позволяющей эффективно решать проблему историко-теоретического обоснования концептуальных основ обучения грамоте в парадигме личностно развивающего образования, получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных работах, в том числе авторских монографиях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные его результаты и выводы нашли отражение в публикациях по теме исследования (монографии, научные статьи, в т.ч. в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ, учебные и научно-методические пособия, учебные программы, учебно-методический комплекс и др.), общим объемом публикаций более 130 п.л. Материалы и результаты исследования обсуждались на конференциях и семинарах различного уровня: Апатиты – 1999 г., Екатеринбург – 2008 г., Москва – 2002, 2004, 2008 гг., Мурманск – 2005, 2006, 2007 гг., Санкт-Петербург – 2003 г. Материалы исследования положены в основу целого ряда учебных курсов и семинаров, проводимых в Мурманском государственном педагогическом университете и Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования. По материалам исследования прочитаны лекции на факультетах подготовки учителей начальных классов, на курсах повышения квалификации учителей начальных классов в ряде городских и областных институтов повышения квалификации (Москва, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Ульяновск, Челябинск). С использованием результатов исследования был разработан УМК обучения грамоте, который успешно прошел грифование в ФЭС Минобразования РФ и апробацию в школах 28 регионов России. Апробация результатов была осуществлена в опытно-экспериментальной работе МОУ 12 школ Мурманской области в 2003/04 учебном году (Приказ КО АМО № 187 от 04. 03. 02).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования и определяется степень ее научной разработанности; формулируются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; определены методологическая основа, источниковедческая база исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту, а также апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе «Методологические основы изучения отечественной букваристики как методической системы» рассматриваются подходы, во многом определившие результаты работы.

Учитывая связь букваристики с методикой обучения грамоте, исследование ее саморазвития опиралось на требования системно-антропологического подхода, поскольку он способен обеспечивать полным анализом исследование любых открытых функциональных систем, созданных человеком и для человека в двух измерениях: в системном, то есть с точки зрения общих закономерностей развития систем; в личностном, то есть с точки зрения закономерностей развития человека (ученика) как личности.

В системном измерении получили свою реализацию следующие методологические функции:

обоснование основных параметров исторического анализа отечественной букваристики;

раскрытие с позиций диалектической логики системы связей и отношений в букваристике как научно-прикладной отрасли знаний;

определение критериев и способов моделирования методических систем букваристики в структуре современного личностно развивающего образования.

В личностном измерении реализовывались методологические функции:

определение критериев оценки методических систем и в их составе конкретных реализаций букваристики;

раскрытие в конкретных функционировавших системах-букварях связей и отношений к личности ученика;

выделение тенденций в теории и практике обучения грамоте и на этой основе перспектив развития отечественной букваристики.

В целом системно-антропологический подход применялся для рассмотрения отечественной букваристики в двух плоскостях: во-первых, как развивающейся системы научно-прикладных знаний; во-вторых, как развивающей системы, обеспечивающей средствами грамоты целостное развитие личности ученика.

Исследование букваристики как развивающейся системы научно-прикладных знаний опиралось на философскую концепцию развития функциональных систем Р.Ф. Абдеева, в рамках которой удалось выделить принципы саморазвития отечественной букваристики: вариативности, субъектности и опережающего отражения. Выделение данных принципов позволило определить адекватный аппарат анализа и оценки отечественной букваристики, методология идентификации конкретных проявлений которой опиралась:

во-первых, на общее предпочтение или движение отечественной букваристики к своему идеалу – оптимальной организации обучения грамоте для ученика;

во-вторых, на систему исходных понятий научного тезауруса букваристики, в которой признается за личностью ученика ее право на саморазвитие.

В первом случае основанием отбора критериев-оценок оказалась перспективность (неперспективность) тех или иных новаций для развития букваристики по отношению к ученику. Во втором - трехуровневая структура научного тезауруса, представляющая собой исходные методологические, психолого-педагогические и собственно методические (лингводидактические) понятия как единства содержательного и функционального планов букваристики: «саморазвитие» – «среда развития личности ученика» – «грамотный речедеятель».

Исторический анализ отечественной букваристики показал, что ее саморазвитие представляло собой процесс становления и развития методики обучения грамоте как научно-прикладной отрасли педагогических знаний, каждая эпоха (период) которого разделялась на собственные этапы развития.

Во второй главе «Исторический процесс саморазвития отечественной букваристики» представляются исторические периоды и этапы зарождения, становления и развития отечественной букваристики.

Период зарождения и становления отечественной букваристики как прикладной отрасли знаний в Х-ХVIII вв. охватывал три этапа, которые привели к функционированию технологических основ методики обучения грамоте.

1. Древнерусский этап (Х-ХV вв.), определяемый как «Учение книжное», знаменовался образованием в букваристике ее объекта - функциональной системы с собственной структурой и целеполаганием. В целом древнерусская методика обучения первоначальному чтению, хотя и представляла собой одну из разновидностей методики экстенсивного типа, сугубо формирующего характера, с неполной версией ориентировочной и исполнительной частей деятельности чтения, все же опиралась на целостное содержание обучения, которое создавало необходимые условия для овладения учениками основ первоначального чтения (письма).

2. Этап ХV-ХVII вв. – с появлением первых букварей методика приобрела свою субъектность, благодаря которой ее монообъект постепенно трансформировался в вариативный. Повлияло на эти качественные изменения в отечественной букваристике книгопечатание, позволявшее использовать в обучении грамоте большое количество печатных букварей и азбук. Анализ структуры и содержания учебного материала во львовском букваре Ивана Федорова свидетельствует, что в отечественной букваристике получил окончательную разработку и закрепление в обучении грамоте буквослагательный метод и соответствующие ему содержание, средства и приемы обучения, а также начали складываться основные принципы построения и оформления букварей. Обнаруженные методические принципы в методике обучения грамоте не осознавались до конца, они не имели своего теоретического (научного) обоснования, и поэтому были неустойчивы. Как показал исторический анализ, порой сами авторы отказывались от них. По существу, они выступали еще пока только в виде отдельных методических идей.

3. Этап ХVIII в. – на развитие отечественной букваристики как всего отечественного образования оказало серьезное влияние усиление секуляризации российского общества, обусловленное целым рядом петровских реформ, направленных на удовлетворение практических потребностей нового гражданского общества, в частности возникший запрос на светские знания. В результате методика обучения грамоте претерпела следующие существенные изменения.


загрузка...