Кадровая политика в системе государственного управления как фактор укрепления национальной безопасности России (15.12.2008)

Автор: Сельцовский Петр Андреевич

Процессы формирования и развития кадровой политики имеют длительную историю. Автору представляется содержательной периодизация истории развития науки о кадрах, предложенная Хохловым А.А.. С учетом специфики кадровой среды государственной службы, сущности ее культуры, коммуникативных и социально-психологических особенностей индивидуального поведения организаций и их субъектов (кадров) становится возможным сформулировать основные положения концепции и стратегии изменения кадровой политики.

В параграфе 3.1. – «Концепция и стратегия изменения кадровой политики как основы укрепления безопасности страны» отстаивается то положение, что с позиций социологического подхода анализ кадровой политики соотносится с системой социальных отношений и, следовательно, требует определить место и роль кадровой политики, прежде всего, в контексте социальной деятельности государства.

В этой связи автор, как и многие другие исследователи, считает, что вопросы подготовки кадров госслужащих являются важнейшей управленческой проблемой позитивного реформирования всей социальной политики государства, ибо решение всей совокупности российских проблем развития общества предполагает активное участие кадров госслужащих нового профессионального уровня и как следствие улучшение кадровой политики.

В современных условиях кадровая политика в системе обеспечения безопасности государства решает важнейшую задачу формирования благоприятных условий для создания целенаправленных социально-мотивированных связей между кадрами госслужащих и широкими слоями населения.

Отсюда эффективность решения этих задач в значительной мере зависит от социально-гуманитарных знаний самого широкого профиля.

По существу, вся совокупность и социально-гуманитарных и всех других знаний современных кадров госслужащих должна сводиться к формированию мировоззренческой позиции. Это особенно важно для кадров и кадровой политики в системе обеспечения самой безопасности. В этом реализуется диалектическая связь безопасности и кадровой политики. Что касается стратегических целей, то они направлены на:

– гуманизацию кадровой политики, связанной с повышением роли этической составляющей деятельности кадров госслужащих, поиском наиболее эффективных путей достижения социальной справедливости в системе обеспечения безопасности человека, государства и общества;

– повышение социальной эффективности кадровой политики как главного ресурса профессионализации кадров государственного аппарата;

– расширение связей между государственным аппаратом и гражданским обществом, его институтами и гражданами на основе их привлечения к решению проблем безопасности.

В диссертации анализируются результаты социологических исследований по вопросам организационной и правовой культуры, регуляторов поведения российских чиновников, взаимоотношений граждан с государственными институтами, престижа госсслужбы, проведенными в РАГС при Президенте РФ.

Обращение к результатам социологических исследований приводит к выводу о том, что при значительном росте в последние годы численности госслужащих (она уже превышает 15 млн. человек, при ежегодном росте по разным данным от 1,8 раза до 4,9%), уровень их профессиональной подготовки остается самым слабым звеном всей системы госслужбы. Отсутствует и непосредственная связь между профессиональным и карьерным ростом управленцев.

Из сказанного вытекает, что стратегия кадровой политики в сфере безопасности государства – это комплексная задача, имеющая программно-целевое содержание. Кадровая политика безопасности – система теоретических взглядов, идей, требований, принципов критериев, определяющих основные направления работы с персоналом (госслужащими), в т.ч. формы и методы этой работы. Это совокупность способов воздействия на кадры для достижения целей эффективного решения стратегических задач в сфере достижения (или создания) условий для безопасности государства, общества и личности.

В параграфе 3.2. – «Формирование единого кадрового цикла как социально-управленческая задача укрепления национальной безопасности» раскрывается то принципиальное положение диссертации, что основные формы обеспечения стратегий кадровой политики – стратегия выбора, интеллектуальная культура кадров, их научное мышление – направлены на реализацию создания единого кадрового цикла, способного решить задачу безопасности. Кадровый цикл – это процесс деятельности человека (служащего) по решению какой-либо социально-значимой, а сегодня и личностно-ценной задачи. Применительно к обеспечению безопасности кадровый цикл означает решение задач внутренней и внешней безопасности.

Мониторинги процессов кадровой политики социологов РАГС при Президенте РФ, рассматривая эти процессы в новой постклассической парадигме государственного управления, убедительно подтверждают тенденцию, состоящую в повышении актуальности оптимального вмешательства человека в объективные условия развития кадровой политики. В этой связи общественные и индивидуальные ценности как носители объективного состояния играют также роль механизмов обратной связи кадровой политики.

Однако среди социологов на этот счет не существует единого мнения. С точки зрения, например, О.В. Крыштановской, группы государственных управленцев свободны «от ценностных суждений: указанная группа не обладает никакими выдающимися качествами "лучших людей"». Согласно другой точке зрения, за 2000–2005 годы сложилась, по сути, качественно новая кадровая ситуация, сформировались благоприятные условия для разработки государственной кадровой политики, ориентированной на человеческое развитие, К настоящему времени сложился основной состав нового поколения государственных служащих, который вступил в стадию позитивной стабилизации и более качественного, эффективного развития. У этой категории кадров проявляются некоторые элементы гражданской позиции и социальной ответственности.

В параграфе 3.3 – «Научное, правовое и идеологическое регулирование кадровой политики в системе государственной службы как условие реализации безопасности» отмечается, что уже сегодня мы имеем возможность выделить сущностные черты кадровой политики как основание для осуществления ее стратегических целей в системе обеспечения безопасности государства: научность, комплексность, целостность, действенность, созидательность, аксиологичность, перспективность, правовая, духовно-нравственная и идеологическая определенность.

В параграфе содержится анализ каждой из этих черт, делаются обобщающие выводы относительно стратегии кадровой политики в сфере обеспечения национальной безопасности страны. Эти выводы представлены в основных положениях, выносимых на защиту.

В параграфе 3.4 – «Миграционные процессы и национальная безопасность» подчеркивается, что как сложность, так и драматичность, значимость проблем миграции осознавались далеко не сразу, в том числе в аспекте их места и роли в системе безопасности. В современный период стало совершенно ясно, что миграционные процессы чрезвычайно актуально и остро «выходят» на проблемы терроризма, преступности, межэтнических конфликтов; затрагивают проблемы демографии, труда, управления, образования, культуры и многие другие. Все это делает правомерным отнесение проблем миграции к числу основных, связанных с системами безопасности, государственного управления и кадровой политики.

В современном глобализирующемся мире возрастание интенсивности миграционных процессов носит объективно обусловленный характер. На их масштабы оказывают влияние прежде всего геополитические процессы: распад колониальной системы, крупнейшая геополитическая катастрофа века, связанная с крушением Советского Союза.

В результате 25 миллионов русских и русскоязычных граждан бывшего СССР в одночасье превратились в население иностранных государств.

Межэтнические конфликты, вооруженные столкновения, характеризовавшие постсоветское пространство 90-х годов XX века, привели к массовой миграции в Россию граждан бывших советских республик. Глубокие трансформационные процессы внутри вновь возникших государств, разрыв экономических связей, существовавших в СССР, распад промышленности и сельского хозяйства породили массовую безработицу.

В России появились рабочие-мигранты, число которых стало быстро расти. Трудовая миграция стала самым массовым и динамичным миграционным потоком в России. В 2007 г. численность иностранных работников составила уже более 1,5 млн. человек (речь идет о легальных мигрантах). В строительстве и торговле были заняты 69% рабочих-мигрантов. Однако трудовая миграция на законном основании, по оценкам экспертов, не превышает 10–15% от реального числа работников-мигрантов, находящихся в стране, которое, по разным оценкам, составляет от 7 до 15 млн. человек.

В диссертации анализируются различные взгляды на проблемы миграции – среди политиков и ученых, существующие в связи с ней угрозы безопасности: принудительный труд в тяжелых условиях, сверхэксплуатация, коррупция; проблемы с обустройством жизни и быта, расселением, аккультуризацией, усиливающие конфликтогенность, распространение опасных заболеваний, наркотиков; нарастание ксенофобии и экстремизма и т.п.

В диссертации анализируются предложения и инициативы по совершенствованию стратегии развития миграционной политики в России, та конкретная работа, которая проводится Федеральной миграционной службой РФ в этом направлении; приводятся данные экспертного опроса, который был проведен автором в октябре 2007 г. среди 123 сотрудников областных управлений ФМС Уральского региона.

Абсолютное большинство сотрудников считают необходимым для себя повышение квалификации (96 человек, или 78%). На вопрос о том, по каким дисциплинам им хотелось бы получить углубленные знания в системе повышения квалификации, ответы распределились следующим образом: право – 71 человек, психология – 28, экономика и менеджмент – 20, социология – 11, по дисциплинам управления – 6, иностранному языку – 4, религиоведению – 3, по два человека назвали культурологию и компьютерную подготовку, по одному – управление персоналом, страноведение и философию.

Эти ответы объяснимы, если сопоставить их с видением сотрудниками ФМС актуальных проблем миграции в современной России, среди которых 50 человек назвали межэтнические конфликты, а 32 – проблемы культурной адаптации мигрантов. Кроме того, среди актуальных были названы также проблемы нелегальной миграции (103 чел.) и внутренней миграции (29 чел.). В данном вопросе респонденты могли, наряду с предложенными вариантами ответов, дать свой. Респондентами были названы такие проблемы, как несовершенство миграционного законодательства, коррупция в органах власти, низкая квалификация и образование мигрантов, незнание ими русского языка, недостаточный уровень качества обслуживания населения, отсутствие необходимого уровня толерантности в обществе и другие.

Все это подтверждает вывод о сложности и многоплановости проблем миграции, невозможности их эффективного решения в рамках реализации существующих ныне функций ФМС и, конечно, необходимости формирования системы подготовки высокопрофессиональных кадров, способных к решению задач, обусловленных спецификой данной сферы системы государственного управления.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные положения и выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию кадровой политики в системе государственного управления, направленные на укрепление национальной безопасности.

Основные публикации автора по теме диссертации:

I. Авторские монографии и разделы

в коллективных монографиях

1. Сельцовский П.А. Трансформация кадровой политики в системе государственного управления как условие укрепления национальной безопасности России. Монография. М., Социально-гуманитарные знания, 2007. 18 п.л.

2. Сельцовский П.А. Стратегия изменения кадровой политики в системе обеспечения безопасности современного российского общества. Научное издание М., изд. журнал «Социально-гуманитарные знания», 2006. 4,6 п.л.

3. Сельцовский П.А. Глобальные социальные изменения и рост потенциалов субъектов управления безопасностью государства и общества. Раздел в коллективной научной монографии «Безопасность России в XXI веке». М., РИЦ ИСПИ РАН, 2006. (В соавторстве с Андреевым Э.М. Автор – 0,7 п.л.).

II. Статьи в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК России:

1. Сельцовский П.А. Кадры и безопасность (к концептуальной постановке социологического анализа) // ж. Социально-гуманитарные знания, 2005. № 3.1. 0,5 п.л.

2. Сельцовский П.А. Кадровая политика в условиях кризиса системы государственного управления // ж. Социально-гуманитарные знания, 2006. № 6.1. 1,2 п.л.

3. Сельцовский П.А. Миграционные процессы и права человека // ж. Социально-гуманитарные знания, 2007. № 9. 0,5 п.л.

4. Сельцовский П.А. Развитие человека как цель социального управления и исходный принцип нового мировоззрения // ж. Социально-гуманитарные знания, 2007. № 12.0,5 п.л. (В соавторстве с Андреевым Э.М. Автор – 0,25 п.л.).

5. Сельцовский П.А. Информационная культура госслужащих как фактор безопасности в условиях становления глобального информационного общества // ж. Социально-гуманитарные знания, 2008. № 2. (В соавторстве с Панферовой В.В. Автор – 0,3 п.л.).


загрузка...