Кадровая политика в системе государственного управления как фактор укрепления национальной безопасности России (15.12.2008)

Автор: Сельцовский Петр Андреевич

1. В современный период выходящие из тяжелого системного кризиса государство и общество в России ставят перед собой грандиозную задачу – достичь качественного изменения жизни в стране, ее экономики, социальной и духовно-культурной сфер. По существу, речь идет о создании иного общества, реализующего стратегию инновационного развития, общества реальных и равных возможностей, без бедности, гарантирующего безопасность и благополучие каждого человека.

Составными частями разрабатываемой ныне стратегии развития России до 2020 года являются концепции и стратегии национальной безопасности, трансформации государственного управления и, соответственно, изменения кадровой политики.

2. Мир XXI века не становится проще и безопаснее. Научные прогнозы относительно общества будущего констатируют, что риски, опасности, угрозы в этом мире и этом обществе будут не просто возрастать, а возрастать по экспоненте. Поэтому проблемы безопасности всё более приобретают глобальный, системный и универсальный характер, касаясь всех и каждого. Вместе с тем с ними не в состоянии справиться ни одно, даже самое сильное государство или блок государств, а только человечество в целом. Сказанное обусловливает необходимость разработки и реализации концепций и стратегий обеспечения безопасности, эффективной системы управления государством и обществом, подготовки кадров, способных на адекватные ответы вызовам новой социальной реальности.

3. В Концепции и разработанных на ее основе моделях и стратегиях национальной безопасности России постулируются с высоких гуманистических позиций единство обеспечения безопасности человека, общества и государства. При этом под личностной безопасностью в контексте социологического подхода необходимо, прежде всего, понимать соблюдение прав и свобод человека, создание условий самовыражения и самореализации его способностей. Под общественной безопасностью – сохранение и укрепление национальной идентичности россиян, которая проявляется через систему ценностных выборов и ориентиров, соответствующих культуре народа. Социологический смысл государственной безопасности состоит в сохранении и укреплении единства государства, общества и личности, в преодолении состояния отчуждения и недоверия между народом и властью, повышении уровня легитимности властных структур, их авторитета и влияния в обществе на основе установления консенсуса через общественный диалог в отношении национально-государственных и общественных интересов и приоритетов развития, утверждения отношений партнерства и сотрудничества между органами государственной власти и институтами гражданского общества.

4. Согласно научным оценкам и социологическим исследованиям, существующая Концепция национальной безопасности России не является завершенной в плане учета необходимой полноты направлений безопасности, достаточного содержания несиловых факторов, в том числе идеологии государства, объединяющей общество; достаточной проработанности вопросов правовой базы, взаимоотношений центра и регионов; четкого функционального распределения деятельности субъектов обеспечения безопасности, в том числе органов законодательной, исполнительной и судебной власти; взаимосвязи жизненно важных ценностей и интересов личности, общества и государства, анализа роли и места России в современном мире.

5. Концепция национальной безопасности, разработанная в значительной мере на базе господствовавших в 90-е годы либеральных идей, содержит в значительной степени механическое соединение либерального и национального, которые в определенной мере противостоят друг другу. Непроработанность этих аспектов придает Концепции в значительной мере декларативный характер.

В современных условиях подъема национального самосознания в России использование взглядов абстрактного либерализма приходит в противоречие с осознанием и практикой реализации задач национальной безопасности, ставит Россию, по крайней мере, в духовной области, в подчиненное положение к странам Запада. Из этого вытекает необходимость разработки модели национальной безопасности с учетом качественной специфики проявления социально-гуманитарного аспекта на уровнях личности, общества и государства при примате сохранения целостности российского общества и государства.

Назрела необходимость формирования идеологии государства на базе национальных интересов и цивилизационной специфики России. Незавершенность Концепции безопасности является важнейшим объективным фактором, который мешает государственному управлению и кадрам государственных служащих в эффективной реализации задач обеспечения национальной безопасности.

6. Результаты анализа общественного мнения на базе проведенных социологических исследований выявили серьезные противоречия во взаимоотношениях общества – государственная власть в сфере обеспечения национальной безопасности. Лишь незначительное меньшинство опрошенных ощущает себя и общество в безопасности. Большинство или значительная часть российского населения высказали мнение об ощущении постоянного роста опасностей, рисков и угроз личности и обществу, индивидуальной и социальной, внутренней и внешней незащищенности граждан, необеспеченности социально-политических прав, гарантированных Конституцией, недоверие к основным государственным и социальным институтам общества, несправедливому распределению частной собственности. Необеспеченность личностной и общественной безопасности опрошенные соотносят с процессом реформ, бюрократизацией государства и разложением чиновничества; отсутствием ясной политики и четкой стратегии развития государства, общенациональной объединяющей цели и как следствие – недоверием к власти.

7. По научным оценкам, необходимо создать систему мотивации эффективной деятельности госаппарата, конкурентные условия для привлечения на госслужбу лучших кадров, повышая при этом их ответственность перед обществом, самостоятельность, компетентность и профессионализм, поощряя и поддерживая их смелые и неординарные решения, инициативу и инновации, эффективное использование ресурсов, следование общей идеологии и стратегии развития страны. России необходимы сегодня не методы проб и ошибок, не "ручное", управление, основанное на мифах и догмах, не решения-директивы, а знания и стимулы к инновациям, приоритетное развитие социальной сферы. Именно в ней формируется человеческий потенциал, создаются условия для человеческого развития – всё то, что определяет конкурентоспособность общества, его социальную жизнеспособность.

8. В современный период главными опасностями и угрозами, имеющими для национальной безопасности России стратегическое значение, являются истощение инфраструктурного потенциала развития социальной сферы в целом, а отсюда – деградация человеческого потенциала, поляризация, маргинализация и фрагментация социальной структуры, депопуляция, рост нелегальной миграции, изменение этнонациональной структуры населения, кризис сфер здравоохранения, науки, образования и культуры. Отсюда же проистекает и кризис кадровой политики, системы подготовки кадров.

Относительно самых тяжелых социальных болезней, поразивших российское общество и мир в целом ныне, которые подрывают национальную безопасность и представляют собой серьезную угрозу государственным и общественным интересам, отметим то, что и терроризм, и коррупция, и преступность коренятся также в социальной сфере. Социологические исследования показывают, что российские граждане вовсе не склонны воспринимать мир ни в образах и терминах, прежде всего религиозных войн, ни в версиях столкновения цивилизаций. Среди причин, например, терроризма они на первое место выдвигают две: во-первых, «новый передел мира из-за энергоресурсов, полезных ископаемых и рынков сбыта»; во-вторых, особо подчеркивают, что «терроризм – это только инструмент, нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость, угнетение». Аналогичные картины наблюдаются и в ответах на вопрос о причинах коррупции и преступности в целом.

9. Концепт диалектической взаимосвязи кадровой политики со всей системой государственного и общественного управления, а через него и с системой обеспечения национальной безопасности – одна из ключевых идей диссертации. С нашей точки зрения, кадровая политика – не просто часть или нечто находящееся вне систем государственного, общественного управления и национальной безопасности. Она является сущностью, ядром, «живой душой» взаимодействия всех этих сложных социально-управленческих систем, внутренним источником их развития как единого целого.

10. В отличие от термина "управление персоналом", близкого по своему смыслу кадровому менеджменту, понятие "кадровая политика" выражает то, что связано с общим руководством, со стратегией развития всей системы работы с кадрами, более того, с культурой организации этой системы как социально-управленческого по своей сущности института и процесса.

В диссертационной работе показано, насколько сложна и целостна проблема разработки и реализации стратегии кадровой политики в сфере обеспечения безопасности в современных условиях. Она охватывает весь комплекс социальных отношений, структуру государственного устройства и международных связей. Кадровая политика сегодня приобретает ранг общенационального "большого проекта", инновации в области которого призваны обеспечить государственную, общественную и личную безопасность.

11. На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие основные положения:

– кадровая политика должна рассматриваться как комплексная социально-управленческая категория, имеющая свою концептуальную основу и историческое содержание. Вместе с тем, кадровая политика – это система конкретных действий, направленных на достижение определенных социально-управленческих целей;

– кадровая политика как специфическая форма социально-управленческой деятельности имеет свои особенности, функции и задачи. Особое место кадровая политика занимает в системе обеспечения безопасности российского государства;

– главным содержательным моментом, основой кадровой политики являются кадры госслужащих. В этой связи определяющими условиями успеха кадровой политики служат: высокий уровень профессиональных знаний служащих, системы их подготовки, адекватной социальным изменениям и задачам кадровой службы; морально-нравственный и культурный уровень, система мировоззренческих ценностей;

– в области кадровой политики в сфере обеспечения безопасности приоритетом является комплекс мер, направленных на безопасность человека как субъекта и объекта этой безопасности. Достижению этой цели подчиняется стратегия кадровой политики;

– стратегия кадровой политики в системе обеспечения безопасности опирается на инновационные изменения в обществе и формируется с их учетом. Она детерминируется не только развитием рыночных отношений в экономике, изменениями приоритетов во внутренней и внешней политике, но и новыми тенденциями в культуре и духовной жизни. Исходя из этого кадровая политика в системе безопасности получает черты наукоемкости, динамичности и духовно-культурной ориентации;

– новая стратегия кадровой политики в системе обеспечения безопасности опирается на теорию выбора в социальной жизни, интеллектуальную культуру кадров, на научное мышление как инструмент кадровой политики, а также на создание единого кадрового цикла как задачи обеспечения безопасности;

– особое место в стратегии кадровой политики в системе обеспечения безопасности занимают ценностные приоритеты. Кадровая политика исходит из того, что главной ценностью является человек как субъект и объект кадровой политики;

– ценности и ценностные ориентации в системе кадровой политики и ее стратегии имеют определенные черты, через которые реализуется научная обоснованность и созидательность кадровой политики, ее комплексный характер, перспективность, духовно-нравственные и правовые нормы, а также определенность кадровой политики для всей России в плане реализации жизненно важных национальных интересов, достижения благополучия и безопасности каждого гражданина в России;

– кадровая политика должна иметь четкую идеологию. Эта идеология обеспечивает достижение конечного результата, способствует действенности кадровой политики, придает ей государственный и общественный статус.

Научно-практическая значимость диссертационной работы состоит, во-первых, в разработке концепции взаимосвязи, целостности осуществления противоречивых тенденций трансформации кадровой политики, совершенствования системы государственного управления и укрепления национальной безопасности современной России как единого социально-управленческого процесса; во-вторых, в исследовании данного процесса в предметном поле социально-гуманитарной сущности и содержания различных концепций, моделей и технологий обеспечения безопасности; в-третьих, в обновлении и уточнении понятийно-категориального аппарата диссертации, в разработке как общих положений, так и конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию концепции и стратегии укрепления национальной безопасности России на основе инновационно-демократических методов трансформации системы государственного управления и кадровой политики.

Выводы и положения диссертационной работы могут использоваться в дальнейшем как при проведении научно-исследовательских разработок по проблемам национальной безопасности, государственного управления, кадровой политики, так и практическими работниками, чья деятельность связана с решением названных проблем.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также и в учебном процессе: при подготовке учебных пособий по социологии управления, социологии безопасности, в преподавательской практике при чтении общих и специальных курсов, проведении семинаров, в системе подготовки кадров и повышения квалификации профессиональных управленцев.

Апробация результатов исследования. Основные концептуальные идеи, положения и выводы исследования были представлены и обсуждались на следующих конференциях и «круглых столах»:

1. Всероссийская научно-практическая конференция «Современное российское общество: проблемы безопасности, преступности, терроризма».– Краснодар, май, 2005 г.

2. Международная конференция Международной организации труда (МОТ) «Разработка национального плана действия РФ по предотвращению торговли людьми и использования рабского труда». – Москва, февраль 2006 г.

3. Международная конференция Международной организации по миграции (МОМ). Участие в работе экспертного «круглого стола» на тему: «Мировой опыт проведения программ по легализации иммигрантов: проблемы и решения». – Москва, март 2006 г.

4. Международная конференция «По противодействию торговле людьми». – г. Триест (Италия), ноябрь 2006 г.

5. Международная региональная конференция «Противодействие торговле людьми в регионе Центральной Азии. Проводилась Представительством ОБСЕ и МОМ совместно с правительством Республики Казахстан. – г. Астана, май 2006 г.

6. Региональный "круглый стол" «Противодействие торговле людьми в регионе Центральной Азии». – г. Бишкек (Кыргызстан), декабрь 2007 г.

Результаты исследования использовались и получили апробацию в процессе подготовки, издания и применения Мониторинга легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2004–2005 годы, а также разработки и чтения автором в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова двух спецкурсов: «Современный терроризм: сущность, пути предупреждения и преодоления» (для всех специальностей) и «Информационная культура государственных служащих» (для специальности «Государственное и муниципальное управление».

Основное содержание диссертации опубликовано автором в двух монографиях, в восьми статьях в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК России, в учебных пособиях по спецкурсам, а также в целом ряде статей в коллективных монографиях, научных сборниках, материалах конференций. Общий объем публикаций – 36 п.л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Сектора социологии национальной безопасности Института социально-политических исследований РАН, а также на заседании экспертной комиссии Диссертационного совета Д 002.008.01 по социологическим наукам при ИСПИ РАН. Совет принял диссертацию к защите на своем заседании 23.09. 2008 г. (протокол № 5).

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


загрузка...