Кадровая политика в системе государственного управления как фактор укрепления национальной безопасности России (15.12.2008)

Автор: Сельцовский Петр Андреевич

В рамках проблематики диссертационной работы и ее специализации отметим такое теоретическое достижение, как разработку категории государственной службы на основе социологической методологии "нового институционализма", суть которого состоит в том, что институциональный подход рассматривается уже не как одна из социологических методологий, но как обязательная базовая, обеспечивающая научность исследования. Именно с позиции понятия "социальный институт" государственное управление предстает единой государственной службой, не "помазанной Богом на власть" и не "службой на государя", а в буквальном смысле "службой государства обществу". В это связи становится формальным и мало значимым узкое понимание государственной службы, близкое к "государственному администрированию", в отличие от "государственного политического управления".

В российской социологической науке в контексте социологии управления тема госслужбы в системном институциональном ракурсах представлена в работах Асцатурова Г.В., Атаманчука Г.В., Василенко Л.А., Граждана В.Д., Калиниченко Л.А., Лытова Б.В., Литвинцевой Е.А., Мельникова В.П., Нечипоренко В.С., Овсянко Д.М., Романова В.Л., Черепанова В.В. и др.

Исследование госслужбы как социального института привело к пониманию ее кадровой сущности, к тому важному выводу, что современная организация работы госслужбы на принципах партнерства государственного управления с гражданским обществом, требует решения весьма важной кадровой проблемы, более того, кадровой реформы – ключевой для обеспечении успеха административной реформы в целом.

Жизнь подтверждает актуальность и правоту сделанных учеными-социологами заключений: 1) кадровая политика социальна по своей природе, содержанию, поэтому ее в органах государственного управления необходимо изучать, рассматривать и реализовывать как социальное явление и социальный процесс; 2) пора "созданную для XIX века государственную службу заменить кадровой системой, рассчитанной на XXI век".

Трансформация кадровой политики в системе госуправления достаточно новая, а потому малоисследованная проблема. Она вызывает наибольшие опасения, как среди политической элиты, так и самой широкой общественности в России, обнаруживая все более тесную связь с вопросами укрепления национальной безопасности. Отсюда возникает чрезвычайная актуальность проблемы управления национальной безопасностью, которая не может ограничиваться чисто силовым подходом, а требует комплексной методологии.

В последние годы в литературе, посвященной этой проблеме, сложился ряд направлений, специально рассматривающих кадровую политику.

Среди этих сил важнейшим субъектом обеспечения социальной и национальной безопасности России являются кадры государственной службы.

В современных условиях (да и в предшествующие периоды) деятельность государственных органов исполнительной власти, чиновничества является, к сожалению, далеко не всегда открытой и прозрачной. Доступ к информации о них весьма затруднен. Эта сфера крайне мало освещена, хотя нельзя сказать, что социологические исследования по обозначенной выше тематике в нашей стране не проводятся вовсе. Ученые ведут мониторинги процессов, происходящих в кадровом корпусе государственной службы на федеральном и региональном уровнях. Ряд исследовательских программ по проблематике государственной службы и кадровой политики реализован учеными Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, региональными академиями государственной службы, другими учебными и научными центрами. Среди них следует отметить следующие: Сравнительный анализ уровня правовой и социальной защищенности различных категорий государственных служащих (1995); Государственная служба и средства массовой информации (1996); Карьерная стратегия и служебная тактика в системе государственной службы (1997); Нравственные основы государственной службы. Разработка свода этических правил государственного служащего (1997); Аномальные проявления на государственной службе, пути их предупреждения, преодоления и конструктивного использования (1998); Организационная культура государственной службы (1999); Состояние и перспективы развития кадрового корпуса государственной службы Российской Федерации (2000); Разработка теоретических основ концепции государственной кадровой политики Российской Федерации (2001); Актуальные проблемы государственной службы Российской Федерации в оценках населения (2003); Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики в оценках госслужащих (2003); Исследование дисциплины государственных служащих (2003). В последние годы также в рамках Российской Академии государственной службы при Президенте РФ были проведены некоторые исследования различных аспектов, связанных с оценками деятельности государственных органов и служащих исполнительной власти. Они предоставляют весьма ценную информацию для дальнейших разработок.

Приведенные материалы и литература отражают социологический уровень разработанности тематики положения и роли чиновничества, органов исполнительной власти. Ряд раскрытых сторон государственной службы, теоретических выводов и конкретных данных о кадровой политике могут быть использованы и в нашем исследовании. Однако в целом остаются неисследованными вопросы:

– Как связана современная трактовка категории национальной безопасности России с профессиональной управленческой деятельностью государственных служащих?

– Какова зависимость между профессионально-управленческой культурой чиновничества современной России и сохранением, упрочением национальной безопасности России?

– Какие социальные факторы (позитивные и негативные) оказывают наибольшее влияние на эту зависимость?

– Каковы основные компоненты национальной, в том числе социальной, безопасности, которые в большей мере зависят от деятельности органов исполнительной власти и могут быть государственно регулируемыми?

– Какие социологические выводы и рекомендации могут быть предложены для совершенствования государственной кадровой политики, оптимизации работы кадров и с кадрами государственных служащих, с точки зрения укрепления безопасности России?

Учитывая степень разработанности тематики государственной службы и актуальность проблематики обеспечения безопасности страны, основные исходные научные предпосылки нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом.

Основная проблема: Противоречие (рассогласованность, неопределенность взаимосвязи) между уровнем субъектности, т.е. профессиональными и социальными характеристиками, профессиональной деятельностью госслужащих и объективными условиями, требованиями обеспечения национальной (включая социальную) безопасности России.

Эта проблема может быть раскрыта на разных уровнях органов власти: федеральном, субъектов федерации, муниципальном. Очевидно, что в обеспечении национальной безопасности России участвуют все эти уровни власти, но наибольшее влияние в российском масштабе оказывают госслужащие высшего федерального уровня. Это обусловило выбор объекта исследования.

Объекты: Госслужащие федеральной исполнительной власти, во-первых; в системе государственного управления, во вторых; в контексте обеспечения национальной безопасности России, в-третьих.

Предмет: Совершенствование кадровой политики в системе госуправления на основе стратегии повышения уровня субъектности, профессиональной управленческой культуры госслужащих федеральных исполнительных органов власти в поле решения задач укрепления национальной безопасности России.

Цель: В аспекте социологии управления выполнить теоретико-методологическую и прикладную разработку проблемы обеспечения национальной безопасности страны на основе трансформации кадровой политики в системе государственного управления.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические аспекты исследования феномена национальной безопасности России как социально-управленческой проблемы.

2. Исследовать кадровую политику на федеральном уровне госуправления как фактор обеспечения безопасности РФ в современных условиях.

3. Проанализировать систему повышения профессиональной и управленческой (информационной) культуры кадров государственного управления федеральных органов власти, влияние на нее внутренних и внешних социальных факторов.

4. Изучить основные компоненты национальной (социальной) безопасности, в наибольшей степени зависящие от деятельности органов исполнительной власти и поддающиеся государственному регулированию.

5. Разработать положения, предложения и рекомендации по развитию концепции и стратегии укрепления безопасности страны на основе повышения эффективности государственного управления, инновационной кадровой политики.

Теоретико-методологическая и эмпирическая базы исследования. При разработке темы применены многопарадигмальный и междисциплинарный подходы, включающие диалектический, системный, синергетический, конкретно-исторический, структурно-функциональный, институциональный, конфликтологический, социокультурный методы анализа. В качестве методолого-теоретической базы использованы положения социологических концепций и идей К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Р. Дарендорфа, И. Пригожина, российских социологов Т.И. Заславской, Г.В. Осипова, В.И. Жукова, М.К. Горшкова, А.В. Дмитриева, В.Н. Иванова, М.Н. Руткевича, А.А. Прохожева, Ж.Т. Тощенко, Н.И. Лапина, В.Н. Кузнецова, А.С. Капто, В.И. Добренькова, В.А. Ядова, Р.Г. Яновского и других авторов.

В основу разработки темы исследования автор положил официальные документы и нормативные правовые акты, прежде всего, такие, как Конституция Российской Федерации, ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 г. № 19-83) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15 августа 2001 г. № 1496 «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 гг.» и другие.

В диссертации использованы статистические данные об экономическом и социальном состоянии российского общества, государственного управления, безопасности страны; о структуре и системе подготовки кадров государственной службы.

Диссертационная работа опирается на вторичный анализ многочисленных социологических исследований, осуществленных ведущими отечественными научными институтами и центрами, а также вузами, известными социологами в разное время и в различных регионах страны. В процессе исследования использовались данные материалов аналитических отчетов органов государственной власти РФ по проблемам безопасности, преступности, терроризма, миграции, подготовки кадров; отечественная и зарубежная периодика, материалы российских и международных научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов и "круглых столов".

Источником весьма ценной информации для автора, несомненно, послужили его опыт многолетней практической работы в органах государственной службы, тесно связанной с тематикой исследования, его непосредственное включение в исследуемые ситуации, проведение многочисленных бесед, интервью, опросов – как реципиентного населения, экспертов, так и мигрантов, студентов.

Кроме того, как соискатель ИСПИ РАН, автор в 2005 и 2006 гг. принял участие в комплексных социологических исследованиях, проведенных в Южном Федеральном Округе на тему: "Безопасность человека в современном обществе" (2005) и "Социальное управление и идеология менеджеризма"(2006). Исследования были осуществлены сотрудниками совместной с ИСПИ РАН Лаборатории социологии безопасности, федерализма и борьбы с преступностью при Краснодарском университете МВД России.

Важной формой аналитической работы и получения информации для автора стало его непосредственное участие в подготовке, редактировании и издании материалов мониторинга внешней трудовой миграции в России, а также разработка и чтение спецкурсов по проблемам безопасности, терроризма и информационной культуры в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова.

Научная новизна исследования. Наиболее значимыми представляются следующие результаты проведенного диссертационного исследования:

– в условиях становления новой социальной реальности в современной России впервые в контексте социологии управления сложные и противоречивые тенденции совершенствования системы государственного управления, трансформации кадровой политики (как его основного звена) и укрепления национальной безопасности раскрываются в докторской диссертации не сами по себе, в отдельности, а во взаимодействии и взаимосвязи – как единый социально-управленческий процесс;

– органической целостности рассмотрение всех проблем трансформации кадровой политики в системе государственного управления как условия укрепления национальной безопасности достигается в диссертации путем применения принципа приоритетности социально-гуманитарного знания и дискурса в изучении процесса развития общества и государства;

– определение специфики социологического знания через исследования взаимодействия объективного и субъективного на макро- и микроуровнях социума позволяет диссертанту обосновать концептуальное положение о закономерном развитии тенденции повышения уровня субъектности в общественной жизни, роста субъектной энергии общества, а на этой основе выдвинуть ключевую идею диссертации об основной проблеме, предмете современной социологии управления – методологии формирования социально зрелого субъекта трансформационных процессов, включающей утверждение нового гуманистического мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, интеллектуальной информационной культуры, эффективных критериев взаимодействия власти и общественного мнения как отражение сбалансированности процессов управления и самоорганизации – независимости, соответствия реальности, контента (понимания, доступности информации, смысла принимаемых решений);

– в плане приращения знания в области социологии приоритетное использование методологии институционального и социокультурного подходов позволило диссертанту, во-первых, обновить и уточнить понятийно-категориальный аппарат исследования (определение безопасности как социального процесса и национальной безопасности в единстве ее основных составляющих – личностной, общественной и государственной безопасности, а также категорий кадровой политики государства, потенциалов субъектов управления и обеспечения безопасности страны); во-вторых, раскрыть социально-гуманитарное содержание моделей и технологий безопасности, обосновать необходимость перехода от авторитарно-мобилизационных к инновационно-демократическим методам управления как основному звену становления безопасного характера развития личности и общества; в-третьих, разработать положения, предложения и рекомендации по совершенствованию концепции и стратегии обеспечения национальной безопасности России, трансформации государственного управления, кадровой политики как основ укрепления безопасности страны.

Основные положения диссертации,

выносимые на защиту:


загрузка...