Гармонизирующая модель начального языкового образования как условие реализации познавательного потенциала школьников (15.12.2008)

Автор: Савельева Лариса Владимировна

Основным методологическим принципом создания гармонизирующей модели начального языкового образования является принцип соответствия. Это означает, что компоненты структуры начального языкового образования должны соответствовать основным компонентам структуры потенциала овладения языком, в которой, в свою очередь, отражаются индивидуально-типологические особенности языковых способностей. Как показал анализ языковых способностей разных типов, в их структуре представлены коммуникативные и лингвистические компоненты, от соотношения которых зависит выбор учащимся стратегий овладения языком. Коммуникативным компонентам способностей соответствует речевой компонент начального языкового образования (подсистема, обеспечивающая развитие речи), а лингвистическим компонентам способностей – языковой компонент (подсистема, обеспечивающая овладение языком). Начальное языковое образование обеспечит сбалансированное развитие языковых способностей, если его основные компоненты (языковой и речевой) будут находиться в отношениях согласованности и реального взаимодействия.

В современных условиях важнейшим фактором реализации познавательного потенциала учащихся становится информация, используемая в процессе учебного общения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы, которые должны решаться в контексте информационного подхода к обучению. К ним можно отнести такие проблемы, как повышение качества учебно-научной информации, обоснованный выбор носителей информации, способов и форм её представления, проектирование компьютерных программ для обучения русскому (родному) языку.

Соединение в компьютерных программах информации разной природы, сочетание разнообразных способов представления информации даёт возможность учащимся применять различные стратегии обучения, обусловленные особенностями познавательных стилей.

При изучении стилей «исследовательский интерес смещается от содержательно-предметных характеристик познавательной деятельности («что» человек думает) к способам её организации («как» человек думает), при этом на первый план выходят типичные для каждой конкретной личности индивидуально-своеобразные приёмы получения и переработки информации об окружающем мире, приёмы нового знания» (В.П.Зинченко).

Опора в деятельности на свой стиль, как считают психологи, позволяет человеку проявить свой потенциал, гармонизирует как саму индивидуальность, так и её взаимодействие с внешним миром. Методическая интерпретация идей стилевого похода предполагает определение условий становления и проявления познавательных стилей в процессе начального языкового образования.

Экспериментальная проверка гармонизирующей модели начального языкового образования осуществлялась на материале обучения орфографии. Выбор в качестве материала для исследования такого раздела курса, как орфография, не является случайным и обусловлен следующими соображениями. Во-первых, это объясняется намерением выяснить, насколько оправдан достаточно распространённый в методической науке и практике обучения русскому языку подход, который предполагает анализ объективных затруднений учащихся в усвоении орфографии и поиск путей преодоления либо предупреждения этих затруднений, а не оценку возможностей учащихся. Реальные возможности учащихся, как показали результаты исследования, являются более высокими, чем было принято считать. Во-вторых, данный раздел занимает значительное место во всех программах по русскому языку. Следовательно, повышение качества усвоения орфографии создаст условия для изменения отношения младших школьников к русскому языку как учебному предмету, росту его рейтинга, поскольку орфография перестанет быть устойчивым источником стресса для учащихся. В-третьих, орфография тесно связана с другими разделами курса русского языка, поэтому качественное теоретическое и практическое усвоение орфографии будет свидетельствовать о понимании системных связей и закономерностей, существующих в языке. В-четвёртых, данные из литературных источников и собственные экспериментальные данные привели к убеждению, что именно в процессе овладения орфографией в наиболее отчётливой форме проявляются индивидуальные познавательные стратегии учащихся. Соответственно, и воздействие гармонизирующей модели обучения, связанное с раскрытием познавательного потенциала учащихся, также будет прослеживаться более явно.

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка гармонизирующей модели начального языкового образования как процесса, направленного на реализацию потенциала овладения младшими школьниками родным языком (на примере обучения орфографии).

Объект исследования: начальное языковое образование как процесс становления и реализации потенциала овладения языком.

Предмет исследования: особенности гармонизирующей модели начального языкового образования, обеспечивающей максимальную реализацию познавательного потенциала учащихся при обучении орфографии.

Гипотеза исследования. Реализация познавательного потенциала младших школьников при обучении родному языку окажется возможной в условиях функционирования гармонизирующей модели начального языкового образования. Эффекты гармонизации развития учащихся, к которым можно отнести сохранение индивидуального своеобразия познавательных стилей и рост их продуктивности, сформированность эффективных стратегий овладения языком, могут быть обеспечены в том случае, если начальное языковое образование будет обладать следующими характеристиками:

соответствие его основных структурных компонентов структуре потенциала овладения младшими школьниками родным языком;

соразмерность, согласованность и взаимодействие речевого и языкового компонентов в макросистеме и подсистемах начального языкового образования;

соответствие, соразмерность, согласованность и взаимодействие абстрактно-понятийного и чувственно-образного, теоретического и практического компонентов содержания в процессе познания языка;

адекватность учебной лингвистической информации реальным явлениям языка и речи, а также соответствие способов взаимодействия с информацией её природе.

Задачи исследования:

Определить теоретико-методологические основы построения гармонизирующей модели начального языкового образования.

Раскрыть структуру потенциала овладения младшими школьниками родным языком.

Выяснить направленность современных программ по русскому языку для начальной школы на реализацию познавательного потенциала и гармонизацию развития младших школьников.

Определить лингвометодические и психологические основы системы обучения орфографии в начальной школе.

Выявить потенциал овладения современными младшими школьниками орфографией и профессиональную готовность учителей к его реализации в обучении.

Определить основные особенности методической модели начального языкового образования, направленной на реализацию познавательного потенциала младших школьников, и конкретизировать эти особенности на примере обучения орфографии.

Выяснить эффективность гармонизирующей модели начального языкового образования в современной начальной школе.

Теоретико-методологической основой и теоретическими источниками исследования являются: философские концепции (теория познания и учение о гармонии); теоретические положения о развитии личности и становлении индивидуальности в деятельности, в том числе, в учебной (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.С. Мерлин, Л.И. Божович, Л.И. Айдарова и др.); концепции личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); основные идеи информационного (И.А. Колесникова) и стилевого подходов к обучению (В.С. Мерлин, Е.А. Климов, М.А. Холодная, А.В. Либин, Г. Клаус и др.); исследования детской речи (Д. Слобин, А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин и др.); психологические и психофизиологические исследования лингвистических способностей и чувства языка (Е.Д. Божович, В.Б. Беляев, М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская и др.); концепция начального языкового образования как сложной многоуровневой и полифункциональной системы (Т.Г. Рамзаева); подходы к проблеме развития личности и учёта познавательных возможностей младших школьников при обучении русскому языку (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, Н.А. Корф, В.П. Вахтеров, П.О. Афанасьев, А.М. Пешковский); лингвистические теории русской орфографии (В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев, А.Н. Гвоздев, Л.Б. Селезнёва); психологические и методические концепции обучения орфографии в начальной и средней школе (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, П.С. Жедек, Н.С. Рождественский, Л.К. Назарова, М.Р. Львов, Н.Н. Алгазина, А.И. Власенков, М.М. Разумовская, Е.Г. Шатова).

Методы исследования. В исследовании применялась следующая совокупность методов: теоретический анализ специальной литературы, сопоставительный анализ концепций начального языкового образования и современных программ для начальной школы, педагогическое моделирование; эмпирические методы: констатирующий и обучающий эксперименты, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся и учителей, анкетирование, тестирование, письменные опросы, анализ письменных работ учащихся, анализ конспектов уроков.

Научная новизна исследования состоит в том, что

предложена трактовка понятия «потенциал овладения языком», описана структура данного потенциала и её возможные изменения в разные периоды языкового образования ребёнка;

теоретически обоснована и разработана гармонизирующая модель начального языкового образования, обеспечивающая становление, реализацию и рост потенциала овладения младшими школьниками русским (родным) языком;

определены принципы обучения и развития, составляющие концептуальную основу гармонизирующей модели начального языкового образования;

методически интерпретирован информационный подход к начальному языковому образованию: определены требования к лингвистической информации, используемой в обучении младших школьников; выделены типы языковых связей и закономерностей, которые целесообразно моделировать в электронных образовательных ресурсах;

предложена методическая интерпретация когнитивно-стилевого подхода к обучению младших школьников русскому языку: установлены связи познавательных стилей и стратегий с успешностью усвоения орфографических норм, выявлены методические условия формирования эффективных стратегий овладения орфографией;

выявлен и охарактеризован потенциал овладения младшими школьниками орфографией;

раскрыто содержание и особенности организации процесса обучения орфографии в начальной школе, направленного на реализацию познавательного потенциала учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории и методики обучения русскому (родному) языку новым подходом к языковому образованию как к процессу становления, реализации, непрерывного развития потенциала овладения языком. Данный подход может явиться теоретической основой исследования проблемы преемственности и перспективности в обучении родному языку и создания единой концепции языкового образования ребёнка в начальной и основной школе.

Описанные в диссертации типологические признаки гармонизирующей модели начального языкового образования (функции, принципы, состав и связи компонентов) могут быть учтены в процессе исследования проблемы гармонизации развития учащихся и реализации их познавательного потенциала при освоении дисциплин гуманитарного и естественно-математического цикла.

Методическая интерпретация информационного и когнитивно-стилевого подходов к начальному языковому образованию открывает возможности для междисциплинарных исследований проблемы формирования эффективных познавательных стратегий школьников.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов на разных ступенях языкового образования ребёнка, в процессе профессиональной вузовской подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов и преподавателей вузов. Практическую ценность для школы, вуза и системы повышения квалификации педагогов представляет методическая система обучения орфографии, обеспечивающая максимальную реализацию познавательных возможностей младших школьников. Данная система нашла воплощение в разработанном в ходе исследования учебно-методическом комплексе, предназначенном для изучения всех орфографических тем начальной школы и включающем тетради на печатной основе, демонстрационные таблицы, цифровые образовательные ресурсы, учебные пособия для студентов и учителей.

Этапы исследования.

Первый этап (1996-2000) включал изучение специальной литературы, определение теоретико-методологических основ исследования, разработку его понятийного аппарата. На данном этапе уточнялась проблема исследования, проводился констатирующий эксперимент с целью выявления потенциала овладения младшими школьниками орфографией и профессиональной готовности учителей к реализации этого потенциала в обучении.

Второй этап (2001-2003) был посвящён разработке гармонизирующей модели начального языкового образования, программы обучающего эксперимента, созданию учебно-методических средств для проведения экспериментального обучения.

Третий этап (2003-2008) состоял в проведении обучающего эксперимента, в ходе которого конкретизировалась гармонизирующая модель начального языкового образования и выявлялась её эффективность. Продолжалась работа по созданию и совершенствованию комплекса учебно-методических средств, в том числе, цифровых образовательных ресурсов. После завершения эксперимента изучались и обобщались полученные данные, оформлялись результаты исследования и определялись его перспективы.


загрузка...