Институциональные и методические основы лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в Республике Казахстан (15.12.2008)

Автор: Сатаева Лариса Габбасовна

Этап средней стабильности в процессе взаим-отношений раз-личных соц. групп

С 1997 по 2006 гг. Развитие рыночной системы регул. ЛС

(средняя степень устойчивость) Усиление государственного контроля (развитие производств. ЛС регул. GMP, усилен. налогового бремени – введены НДС) Невысокая покупательная способность большинства населения не позволяет значительно снизить уровень СЗЗ

Устойчиво-оптимальный этап развития Перспектива

развития Увязка с показателями развития фарминдустрии (высокая степень устойчивости) Государственный

и административный контроль должен учитывать влияние своих действий на динамику заболеваемости (высокая устойчивость) Повышение уровня потребления ЛС, усиления соц. издержек общества, что приводит к улучшению качества жизни (высокая степень устойчивости)

Как видно из данных таблицы 4, для системы лекарственного обеспечения населения в РК характерны различные этапы становления свидетельствующие о целесообразности внедрения в ближайшее время следующих организационных мероприятий:

1. Выработка и закрепление процедур, связанных с внедрением норм и правил оптимального функционирования фармацевтического рынка и процесса ЛО как социального механизма.

2. Формирование системы, охватывающей всех членов социального института, направленного на оптимальное взаимодействие всех составляющих данного механизма.

Как показали данные исследований, экономические и правовые механизмы процесса оказания лекарственной помощи в РК развиты слабо, так как фармацевтический рынок страны социально деформирован, в отличие от развитых странах мира, где ведущим принципом является правовое обеспечение системы гарантий оказания качественной лекарственной помощи населению. В связи с этим совершенствование социологизации процесса лекарственного обеспечения во многом зависящее от состояния макро- и микросреды, требует повышения эффективности государственного регулирования процесса лекарственного обеспечения.

Реализация указанных мероприятий потребовала глубокого анализа и научного обоснования методических подходов, позволяющих комплексно учесть выявленные особенности в данной предметной области.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ в СИСТЕМЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Результаты контурного анализа показали, что при смене экономических и политических условий в РК не было уделено достаточно внимания построению эффективных институтов, созданию обоснованной структуры институциональной среды и формированию нормативно-правовых актов, регулирующих процесс ЛО населения. В тоже время использование институционального подхода позволяет создать нормативно-правовую базы, учитывающую риски ее не исполнения и имеющую механизмы снижения данных рисков.

Государственное управление процессов лекарственного обеспечения осуществляется на формальном уровне. Законодательная база является основой, на которой строится весь процесс лекарственного обеспечения. Невнимание к процессу построения эффективных институтов сказалось на качестве проводимых реформ во всех сферах (социальной и экономической).

В связи с этим, любая модель ЛО должна гармонировать с нормами, закрепленными законодательно, и установлены фармацевтическим сообществом на основе этики и деонтологии. С позиции НИЭТ нами разработана структура институциональной среды процесса ЛО больных СЗЗ, которая являлась объектом последующего анализа с целью оптимизации (рис. 1).

Рис. 2. Структура институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ

  Республики Казахстан и включает Закон РК «О системе здравоохранения» и других нормативно-правовых актах Республики Казахстан. В результате SWOT – анализ формальных норм, регулирующих процесс оказания лекарственной помощи больным СЗЗ в РК и условий их реализации. Нами установлены сильные (Strong side) и слабые стороны (Weak side), возможности (Opportunity), а также угрозы (Treats) в оказании лекарственной помощи больным СЗЗ в РК (табл. 5).

Таблица 5 – SWOT – анализ нормативно-правовой базы процесса ЛО в РК

в новых экономических условиях

Сильные стороны формальных норм процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ в РК (Strong side): Слабые стороны процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ в РК (Weak side):

наличие нормативно-правовых актов, различных уровней обеспечивающих предоставление в необходимом объеме лекарственной помощи на основе Конституционных гарантий РК, а также контроль со стороны государства за процессом лекарственного обеспечения данной категории граждан;

гармонизация формальных норм с международными требованиями;

положение о наличие специализированных органах (Комитет Фармации РК, отделы лекарственного обеспечения при Департаментах здравоохранения, ответственные за процесс оказания лекарственной помощи указанным больным), регулирующих процесс ЛО, в том числе больных;

формально закрепленные процедуры конкурсного отбора поставщиков

ограничительный характер ассортимента ЛС, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях для данной категории больных и субъективность его формирования;

отсутствие разграничения ответственности за исполнение обязательств процесса ЛО;

отсутствие процедуры корректировки формальных норм;

не обеспечена возможность получения бесплатно или на льготных условиях ЛС для лечения сопутствующих заболеваний (при сочетанных инфекциях);

отсутствие механизма доведения ЛС до пациентов при амбулаторном отпуске (особенно для лиц, страдающих психическими заболеваниями);

значительная доля нормативно-правовых актов, касающихся вопросов лекарственного обеспечения больных СЗЗ, носит декларативный характер;

отсутствие документов комплексного характера, в которых присутствует анализ рисков, возникающих в ходе исполнения законодательных актов

Возможности в улучшении лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в РК (Opportunity): Угрозы процессу лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в РК (Treats):

наличие законодательно закрепленных преимуществ для перспективного развития предприятий отечественной фармацевтической промышленности;

тенденции к улучшению финансирования отрасли;

совершенствование механизма контроля за отпуском бесплатных ЛС для больных в амбулаторных условиях;

установление ценового порога при закупке ЛС для более рационального использования финансовых ресурсов, выделяемых государством;

контроль за деятельностью органов, ответственных за лекарственное обеспечение больных;

формирование списков ЛС для лечения на основе принципов доказательной медицины;

создание банков стандартов лечения отдельных нозологий СЗЗ

использование научного потенциала исследователей при формирование программ комплексного ЛО зависимость ЛО больных от размера республиканского и местного бюджетов, выделяемых на закупку необходимых ЛС;


загрузка...