Институциональные и методические основы лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в Республике Казахстан (15.12.2008)

Автор: Сатаева Лариса Габбасовна

7. Технологические ресурсы

Средняя степень риска, т.к. на оборудование на большинстве отечеств. фарм. предприятиях согласно международным меркам значительно устарело max = отсутствие доступа к современному фармацевтическому оборудованию и финансовых возможностей к его обновлению

min = широкий выбор современного фармацевтического оборудования и большие финансовые возможности к его обновлению

8. Кадровые ресурсы Средняя степень риска, т.к. качество подготовки кадров значительно снизилось

max риск = низкое качество образования, отсутствие повышения профессиональной квалификации

min = высокое качество образования, частое и качественное повышение проф. квалификации

9. Отраслевая среда ЛО

Производители

Высокая степень риска, т.к. отечественные производители слабо вовлечены в процесс ЛО больных СЗЗ в РК. max = слабо вовлечены в процесс ЛО больных в РК

min = значительно вовлечены в процесс ЛО больных СЗЗ в РК.

10. Дистрибьюторы

Высокая степень риска, т.к. отечественные дистрибьюторы экономически не заинтересованы в продвижении эффективных, но недорогих ЛС (в том числе и отечественных) используемых для лечения больных СЗЗ в РК. При госзакупках ЛС высока вероятность неблагоприятного отбора поставщиков ЛС. max = отсутствие ориентированности на запросы пациентов

min = высокая ориентированность на запросы пациентов

11. Работа и техническое оснащение аптечных организаций

Средняя степень риска, т.к. большинство аптек РК недостаточно оснащены технически для быстрого и качественного лекарственного обслуживания пациентов. max = отсутствие высококвалифицированных кадров, современного технического оснащения.

min = наличие высококвалифицированных кадров современного технического оснащения

12. Органы управления ЛО в РК

Высокая степень риска, т.к. высока степень коррупционной составляющей в процессе проведения государственных закупок ЛС, осуществления вовремя поставок и т.д. max = высокая степень коррумпированности госорганов здравоохранения

min = низкая степень коррумпированности госорганов здравоохранения

13. Определение контрактных отношений м/у участниками процесса ЛО

Средняя степень риска, т.к. контракты являются неполными и отсутствуют действенные механизмы к исполнению контрактов max риск = полное неисполнение контрактных обязательств и отсутствие механизмов к их исполнению

min риск = разработка совершенного контракта

14. Организационно-правовая база процесса ЛО

Высокая степень риска, так как в РК законодательные акты часто изменяются и не всегда учитывают реальные запросы пациентов. Многие реально необходимые ЛС не отпускаются на бесплатных и льготных условиях. max риск = частое изменение законов, приказов по ЛО и отсутствие учета реальных запросов пациентов.

min риск = стабильная и эффективная законодательная база в области ЛО и учет реальных запросов пациентов.

В модели охарактеризована внешняя макросреда процесса ЛО больных СЗЗ с точки влияющие на качество ЛО больных СЗЗ и входящие в предлагаемую нами модель.

Это позволило установить факторы, имеющие наиболее высокий уровень риска и в дальнейшем предложить механизмы их снижения. Риски были нами классифицированы как: высокие, средние, низкие. Разработанные нами механизмы снижения рисков в процессе лекарственного обеспечения основаны на использовании основных теорий институциональной экономики, как одного из наиболее перспективных методов исследования: теории трансакционных издержек, контрактов, «принципала-агента», которые рассматривают процесс ЛО через анализ работы участников этого процесса (рыночных агентов). Кроме организационно-институциональной модели нами разработана и структурная модель оказания лекарственной помощи больным в РК. С использованием метода структурного моделирования нами предлагается подход к управлению развитием процесса лекарственного обеспечения в РК для совершенствования ЛО больных СЗЗ (рис. 6).

Рис. 6 Структурная модель оказания лекарственной помощи

больным социально значимыми заболеваниями

Целью разработанной структурной модели является предоставление справедливого доступа к высокоэффективным и безопасным ЛС, обеспечение равных прав и возможностей в получении лекарственной помощи.

В данной модели определено, что доступ к ЛС для данных больных должен быть равным независимо от социального и материального положения и направленными на улучшение здоровья.

В настоящее время механизмы ответственности за низкое качество ЛО не отработаны. Поэтому разработанные нами механизмы снижения рисков, характерных для процесса ЛО были призваны снижать роль человеческого фактора в процессе ЛО больных СЗЗ. Для эффективного лекарственного обеспечения больных этими заболеваниями невозможно опираться только на рыночные механизмы следует учитывать взаимовыгодное использование социальных и экономических целей развития страны.

Разработанные модели основаны на программно-целевом подходе к преодолению негативного воздействия внешней среды путем всестороннего анализа и организационно-методического и институционального решения внутренних проблем. Универсальность данной модели позволяет использовать ее в качестве инструмента разработки управленческих решений органами, ответственными за ЛО данных больных.

На основе анализа основных законов РК в области ЛО, нормативно-правовых актов, Закона «О лекарственных средствах» и стратегии развития здравоохранения РК, национальной политики в области ЛС, зарубежного опыта стран с развитой экономикой нами разработан проект Программы «Комплексное лекарственное обеспечение больных социально значимыми заболеваниями в РК», которая предусматривает разработку организационно-экономических подходов к оптимизации систем ЛО льготных категорий населения и нового формулярного списка ЛС, отпускаемых больным СЗЗ бесплатно или на льготных условиях.

При разработке Программы анализу подвергнуты следующие системы: нормативно-правовая, информационная, научно-методическая, организационно-управленческая и системы ресурсного обеспечения. Разработанная нами Программа связаны с целями и задачами основной Программы в области здравоохранения РК.

Основной целью Программы является - создание эффективной системы оказания лекарственной помощи, основанной на принципах справедливости и дифференциации, направленной на улучшение здоровья населения РК в целом, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от СЗЗ, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями на всей территории республики.

В соответствии с Программой предусматривается пересмотреть нормативно-правовые, организационные, ресурсообеспечивающие технологии.

В результате реализации мероприятий программы в РК будут сформированы:

1. Целостная структура государственной поддержки фармацевтической промышленности и экономически эффективное производство ЛС для лечения этих заболеваний. Это будет достигнуто за счет гарантированной реализации выпускаемых отечественных инновационных ЛС, используемых для лечения СЗЗ.

2. Список лекарственных средств как результат отбора ЛС на принципах эффективности, безопасности, отсутствия побочных эффектов, экономической доступности и рациональности.


загрузка...