РАЗВИТИЕ ЭЛИТНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII – XX ВЕКОВ (15.12.2008)

Автор: Лобзаров Виктор Михайлович

установление культа книги, которая рассматривалась как важнейшее средство духовного развития личности и объективно должна была обладать позитивным духовно-нравственным и назидательным потенциалом;

утверждение идеала постижения мудрости, которая предполагала литературное, музыкальное, эстетическое и философско-теологическое развитие личности.

Следующий этап, насчитывающий около 250 лет (вторая треть XIII – вторая половина XV в.в.) был связан с адаптацией Руси к деспотизму Орды и сопровождался уничтожением многих условий необходимых обществу для складывания духовно-интеллектуальных элит. Тем не менее, именно формирование элит являлось одним из необходимых условий освобождения от политической зависимости и воссоздания военно-экономического могущества, социальной и духовной жизни Руси.

Как представлено в диссертации особо значимым для формирования элитного образования эпохи Московской Руси стало XVII столетие, когда произошло осознание государственной властью того, что именно образование (и, в первую очередь его элитно-элитарный вариант) способно стать действенным инструментом решения ряда существенных внутренних и внешних политических задач.

Возрастание государственной активности в сфере образования объективно явилось фактором, способствующим возникновению целого ряда заведений элитной направленности. Кульминацией государственной политики в области образования конца XVII века стало открытие Славяно-греко-латинской академии. Данное учебное заведение обладало многими чертами высшего элитного образования. Создание академии завершило длительный этап эволюции образования личности элитного типа, осуществлявшегося со времен Киевской Руси, главным образом, под воздействием семейного воспитания и обучения, церковных образовательных традиций и стихийного влияния духовной культуры Руси, но проходившего при отсутствии школ элитного типа.

Судьбоносное значение для развития России в целом и элитного образования в частности имела первая четверть XVIII века. Несмотря на узкопрактическую направленность, доминирующую в образовании, петровская эпоха обнаружила объективную потребность в создании первых контуров системы элитного общего образования.

Концептуальной идеей элитного образования этого времени выступало стремление к воспитанию «новой породы людей», способной стать активной силой укрепления российской государственной власти и, одновременно, радикальной социально-экономической и политической модернизации России, изменения образа жизни и ментальности всех слоев российского общества.

Как показал анализ источников, наиболее характерными чертами элитного образования петровской эпохи являлись:

1.Отсутствие исторически сложившейся традиции элитного образования в России (по крайней мере, в его европейском понимании) и полное подчинение всей образовательной политики профессионально практическим целям, действительно объективно отражавшим насущные интересы России, но при этом далеким от перспективы, объективно предполагающей неизбежность развития отечественного элитного среднего образования.

2.Ярко выраженная установка на разрушение прошлого, исторически оправданная на переломном этапе развития общества и государства, но при этом исключающая даже принципиальную возможность культурно-образовательной преемственности исторических эпох. Косвенным подтверждением доминирования этой тенденции явилось по сути дела недостаточная востребованность в новых условиях Славяно-греко-латинской академии, которая на протяжении длительного исторического периода являлась единственным очагом высшего и среднего элитного образования допетровской эпохи.

3.Явная недостаточность количества высокообразованных людей, способных принимать элитное образование как личностную и общественную самоценность.

4.Ментальная готовность спонтанно заимствовать некоторые черты элитного образования, но без их целостного восприятия и глубинно-сущностного постижения.

К числу наиболее значимых явлений петровской эпохи следует отнести первый опыт создания элитных средних учебных заведений, занимающих промежуточное положение между профессиональными и общеобразовательными школами. Одним из таких учебных заведений явилась школа, основанная пастором Э.Глюком, которая, воспроизводила модель западноевропейского образования в контексте петровской эпохи. Школа Феофана Прокоповича представляла собой попытку создания национальной школы, сочетающей в себе традиции европейского образования и российской национально-православной ментальности.

Не меньший интерес, с точки зрения становления профессионального элитного образования, представляли Навигацкая школа, ставшая основой Морской Академии, инженерная и артиллерийская школы, хирургическая школа в Москве, которые по глубине и теоретичности содержания образования, степени своей социальной значимости в перспективе имели все основания обрести признаки элитности.

Как показано в диссертации процесс формирования элит, создания элитных учебных заведений, на какой то период, приостановившийся со смертью Петра I, был затем продолжен. Были открыты Сухопутный Шляхетский кадетский корпус (1732 г.) и Морской Шляхетский корпус в Санкт-Петербурге (1750 г.).

Наиболее характерными чертами элитного образования, свойственными Первому Сухопутному Шляхетскому корпусу являлись:

- абсолютная элитарность;

- отсутствие доминирования военных дисциплин и в большей степени общеобразовательная, нежели военная направленность;

- ориентированность на воспитание просвещенного человека, особый дух верности монархии и России, стремление к формированию не только социальной, но и духовно-интеллектуальной элиты социума.

Подтверждением элитной направленности образовательной деятельности данного учебного заведения выступают великие имена его выпускников, к числу которых относятся выдающиеся полководцы П.А.Румянцев, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, известные писатели М.В.Херасков, В.А.Озеров.

Таким образом, завершение предварительного периода развития элитного образования, характеризуется постепенным преодолением прагматичных подходов к образованию, свойственных петровской эпохи. Установлено, что основание Московского университета и двух гимназий при нем имело большое значение для развития элитного среднего образования в России в связи с тем, что эти учебные заведения не носили социально-элитарного характера и были ориентированны на воспроизводство не столько практических работников высокой профессиональной квалификации, сколько представителей духовно-интеллектуальных элит, потребность в которых остро осознавалась на различных этапах развития российского общества.

В результате анализа широкого массива источников было установлено, что процесс развития элитного общего образования в России конца XVIII – первой половины XIX веков включал в себя ряд периодов.

Следует признать, что сложность выработки периодизации данного процесса заключается в том, что элитное общее образование в России не представляло собой какой-либо целостной системы. Это, в частности, приводило к следующему:

- ни общество, ни государство не придерживались сколько-нибудь целостной концепции роли и места элитных учебных заведений в развитии России, и отношение к элитному образованию на протяжении XVIII-первой половины XIX веков не носило однозначного и неизменного характера.

- мужское и женское элитные образования развивались в значительной изоляции друг от друга и решали различные задачи, продиктованные государственной политикой и ментальностью общества;

- ряд учебных заведений элитного типа развивались своеобразно и индивидуально, характеризовались самодостаточностью и в силу этих обстоятельств анализ их развития требует индивидуального подхода

- роль и миссия отдельных элитных учебных заведений не оставалась неизменной. Это приводило к тому, что в определенные исторические периоды они могли выступать как подлинно элитные учебные заведения, оставляющие неизгладимый след в духовном развитии общества, а позднее, под воздействием тех или иных обстоятельств внутреннего и внешнего характера теряли свою лидирующую элитную роль. Например, роль Смольного института благородных девиц, как элитного учебного заведения, не сохранялась на протяжении всех этапов его образовательной деятельности.

Все это, тем не менее, не стало гносеологическим препятствием для формирования в диссертации целостного взгляда на генезис отечественного элитного общего образования.

В качестве критериев его периодизации выступили следующие параметры:

изменение социально – политических и культурно - образовательных задач, определяемых государственной властью по отношению к элитному общему образованию;

способы разрешения кризисных ситуаций в развитии элитного общего образования, возникновение которых обусловлено необходимостью трансформации его концептуальных основ;

модификация целей, ценностей, содержания и форм осуществления элитного общего образования под воздействием изменений социально-экономических и политических условий развития общества.

На основе установленных критериев была представлена следующая периодизация процесса развития российского элитного общего образования.

1.В качестве чрезвычайно значимого периода развития элитного образования выступает период, продолжавшийся с 1762 года до завершения первой четверти XIX веков. Переход к периоду, обозначенному как «либерально-просветительский» совпал с началом царствования Екатерины Великой. Его окончание связано с восстанием декабристов 1825 года, ставшим символом завершения одного из самых ярких и много обещающих периодов развития российского элитного образования. Результатом подавления восстания стало утверждение власти Николая I и последовавшие кардинальные изменения всей государственной внутренней политики, в том числе и в сфере элитного образования.

Расцвет «либерально-просветительского» периода был обусловлен комплексом причин социального, мировоззренческого и политического характера. Важнейшей из них следует признать эволюцию общественного сознания высших слоев дворянства, завершившуюся формированием особого типа социальной и духовно-интеллектуальной элиты, не имевшей аналогов ни в прошлом, ни в будущем российской истории.

Оценивая политику в области элитного общего образования, проводимую Екатериной Великой, а позднее Александром I, необходимо признать, что она носила целенаправленный и системный характер и предполагала решение следующих общих задач:

- обеспечение России необходимым количеством образованных чиновников, способных обладать высоким уровнем интеллектуального развития, общей культурой и профессиональными знаниями;

- формирование молодежи, которая должна была не только влиться в ряды социальных элит, но и стать их культурно-интеллектуальным ядром;

- воспитание «породы новых людей», чуждых многих пороков предшествующих поколений дворянства и способных поддержать политику радикальных социально-политических и государственных реформ.

Политика Екатерины II и Александра I совпали с общим направлением гигантского скачка в области духовной культуры элитно-элитарных слоев российского общества и даже послужили определенным катализатором приобщения к западной культуре, в том числе и в сфере образования. На протяжении двух эпох Екатерины Великой и Александра I сформировался узкий слой элитного дворянства, обладающего элитным сознанием, способным определяющим образом влиять на духовно-ценностные приоритеты элитного и элитно-элитарного образования в России.


загрузка...