РАЗВИТИЕ ЭЛИТНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII – XX ВЕКОВ (15.12.2008)

Автор: Лобзаров Виктор Михайлович

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается:

опорой на системный характер его теоретико-методологических оснований;

многообразием фактического материала исследования;

использованием системы методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования;

преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений.

Апробация результатов исследования.

Основные положения исследования докладывались на:

- международных конференциях и семинарах: научно-практической конференции «Демократизация, гражданственность и интернациональное воспитание» (Москва, 1995);

- общероссийских конференциях и семинарах: ХХ– ХХV сессиях Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО (Москва, 1997–2007); научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности (Саранск, 2004); научно-практической конференции «Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: итоги, проблемы, перспективы» (Москва, 2005);

- региональных конференциях: Межвузовских конференциях преподавателей и студентов педагогического факультета Тверского государственного университета (Тверь, 1994-2008); Межвузовском проблемном семинаре «Экологическая культура и образование» (Тверь, 2000).

Материалы исследования использовались в лекциях и семинарских занятиях со слушателями курсов повышения квалификации работников системы СПО Тверской области (2000–2008).

Основные положения исследования представлены в публикациях автора общим объемом более 30 печатных листов

Положения, выносимые на защиту:

1.На протяжении своего развития отечественное элитное общее образование выполняло следующие функции:

содействовало формированию духовно-интеллектуальных элит общества, способных вливаться в социальные элиты или же оппонировать им, исходя из убеждений нравственного, этического, философско-мировоззренческого, научного и религиозного характера;

выступало фактором сохранения преемственности в развитии культуры и, одновременно, содействовало появлению личностей, способных сказать «новое слово» в науке, политике и мировой духовной культуре;

формировало ярко выраженную систему требований к духовным ориентациям личности, уровню ее интеллекта, наличию воли и целеустремленности;

выполняло функцию отбора учащихся в соответствии с уровнем их задатков и способностей и играло роль своеобразных «фильтров» для отсева той части молодежи, которая по тем или иным характеристикам не соответствует требованиям общества, предъявляемым к представителям элитных слоев политики, науки, культуры.

2.Представляется возможным следующим образом дифференцировать понятия «элитное образование» и «элитарное образование». Элитное образование предполагает его ориентированность на целенаправленное социально-культурологическое и педагогическое воспроизводство духовно-интеллектуальных элит социума.

Элитарное образование предполагает привилегированный вариант образования, в основе которого могут лежать особая сословная или стратовая значимость родителей учащихся, их принадлежность к аристократическим или высшим финансово-промышленным кругам общества, а также к слоям общества, пользующимся особым общественным статусом. Это находит выражение и в их стремлении дать своим детям возможность получения закрытого или полузакрытого образования.

3.Основными периодами становления и развития отечественного элитного общего образования являлись следующие: «предварительный» (от Киевской Руси - до второй половины XVIII века); «либерально-просветительский» (со второй половины года XVIII века - до завершения первой четверти XIX веков); «консервативно-стабилизирующий» (1825 - 1855 гг.)»; либерально-реформационный» (1855-1864 гг.); «охранительно-развивающий» (с 1866 - до середины 90-х годов XIX века); «инновационный» (с конца 1890-х годов до Октябрьской революции 1917 г.); «фрагментарный» (с 1917 г. до конца ХХ века).

4.Определяющие черты российского элитного общего образования на протяжении XVIII ХХ веков составляли: сочетание системы православных ценностей с глубиной и фундаментальностью знаний; преклонение перед российской духовной культурой, любовь к своему народу, его истории, культуре, языку и традициям; культивирование стремления содействовать реализации духовного, социально-политического, военного и экономического потенциала России.

5.В начале ХХ века в России сложилась система элитного общего образования. Она включала в себя, лицеи и государственные классические гимназии, где формировалась политическая, интеллектуальная, научная и культурная элиты; кадетские корпуса, в которых готовилась военная элита и сеть элитных учебных заведений, возникших в результате реализации частной и общественной инициативы, деятельность которых была направлена на формирование духовно – интеллектуальной и финансово - экономической элиты России

6.Дальнейшее развитие элитного общего образования может осуществляться на основе использования опыта дореволюционного элитно-элитарного образования, осмысления традиций зарубежного элитного образования, обобщения современных педагогических идей, концепций и образовательных технологий гуманистической направленности. А, также основываться на лучших традициях образовательной деятельности высшей школы, в опыте которой всегда прослеживались определенные элитные традиции: высокий уровень теоретичности и фундаментальности образования, отношение к научному познанию, как одному из высших смыслов, наполняющих особым содержанием жизнь и творчество подлинных деятелей науки.

Структура диссертационного исследования – диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены его цель, объект, предмет, задачи, теоретико-методологическая база и методы; описаны этапы исследования; раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; отражена достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования; показана сфера апробации и внедрения.

В первой главе «Теоретические основы развития элитного общего образования» представлены генезис и теория современной элитологии; показано становление и развитие концепций элитного образования за рубежом; охарактеризована эволюция концептуальных основ западных моделей элитного образования XX века.

Как показало исследование, развитие общественно – политической мысли XX столетия ознаменовалось ярко выраженным интересом к прошлому, настоящему и будущему социальных элит и, в частности, феномену элитного образования, продолжающего играть значимую роль в их социально-культурном воспроизводстве и исторически обусловленной социальной и духовной эволюции. Следствием этого стало формирование «теории элит» явившейся методологической основой самостоятельного направления исследований проблем генезиса и современного развития социальных элит, анализа их значения в социально-политической жизни, науки, техническом развитии, искусстве и духовной культуре, а также в сфере образования.

В диссертации обосновывается вывод, что к корпусу наиболее значимых идей современной западной элитологии, следует отнести:

Установление объективной исторической необходимости существования и жизнедеятельности социальных элит, как условия общественного прогресса и предотвращения доминирования усредненности общественного сознания.

Утверждение что отнесенность к социальной страте обуславливается не только степенью материального достатка, но и уровнем образованности, ментальностью, принадлежностью к определенной религиозно-культурной традиции, бытовыми условиями жизни.

Постепенное смещение акцента с обоснования особой роли в историческом прошлом и настоящем западной культуры социальных элит в сторону элит духовно-интеллектуальных, которые могут органично входить в число военных, политических, экономических и культурных элит и в значительной степени определять их саморазвитие и потенциал.

Утверждение о возрастании роли интеллектуальных элит находит отражение в современных концепциях, обосновывающих формирование особого слоя - меритократии (достойных власти), возникновение которой связано с переходом высокоразвитых стран мира к информационному развитию общества. Наиболее значимыми чертами меритократии является достижение совершенства в одной из сфер интеллектуально-профессиональной деятельности при условии глубокой общеобразовательной и профессиональной подготовки. Возникновение элит данного типа не прерывает традиции элитного образования, но усиливает акцент на его конкретную и при этом широкую профессиональную направленность.

Установлено, что радикальные изменения в жизни современного социума, характерные для последнего десятилетия ХХ века, повлекли за собой укрепление влияния и научного авторитета концептуальных положений «теории элит» в постсоветской философии, политологии и социологии. Ученые отошли от идеологизированной критики «теории элит» и предпринимают объективные исследования в области современной элитологии.

Однако, в диссертации отмечается, что проблема роли образования в социальном и культурном воспроизводстве элит изучена не в полной мере и не находит достаточно четкого отражения в отечественной и западной элитологии. Особо рельефно это прослеживается на кластере научных понятий и дефиниций.

Как показало выполненное исследование, в современной отечественной элитологии отсутствует четкая дифференциация понятий «элитное образование» и «элитарное образование».

Во многом это связано с тем, что учебные заведения, ориентированные на воспроизводство духовно-интеллектуальной элиты, оказывались одновременно «элитно-элитарными». Данное положение было обусловлено влиянием сословной структуры общества, и стремлением привилегированных сословий передать своим детям не только родовую принадлежность к дворянству или высшим промышленно-торговым кругам России, но и ввести их в духовно-интеллектуальные слои общества.

Однако между этими понятиями существуют и значительные различия.

В настоящее время существует три качественно различных подхода к определению данных понятий.


загрузка...