Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода (методология, теория, практика) (15.12.2008)

Автор: Елагина Людмила Васильевна

Формирующие культуру профессиональной деятельности будущего специалиста посредством проектно-гуманитарных технологий включают гуманитарное и технологическое содержание как процедуру, методы, средства, формы и результат процесса. До настоящего времени применение таких технологий в системе среднего профессионального образования недостаточно.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что возможно конструирование условий, способствующих формированию исследуемого качества по направлениям: повышение качества преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, соотнесенных с формированием культуры профессиональной деятельности будущего специалиста; осуществление целевого планирования и реализации мероприятий, направленных на формирование исследуемого качества; внедрение в педагогический процесс проективно-гуманитарных технологий, в наибольшей степени способствующих формированию культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода.

Дальнейшая исследовательская работа может быть посвящена следующим направлениям: выявление возможностей устойчиво развивающейся образовательной среды колледжа в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста; поиск оптимальных методов и средств модульного обучения в формировании профессиональной культуры, подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации компетентностного подхода в формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.

Результаты исследования отражены в следующих публикациях:

Монографии

Елагина, Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / Л.В.Елагина // коллективная монография / под общ. ред. В.Г. Рындак. – М.: Педагогический вестник, 1998.-116 с. (авт. вклад 87с.).

Елагина, Л.В. Учитель и творчество / Л.В.Елагина //Коллективная монография / под общ. ред. В.Г. Рындак. – М.: Педагогический вестник, 1998.-156 с. (авт. вклад 118 с.).

Елагина, Л.В. Актуализация потребности в творческих идеях и инновациях как средство развития профессионализма учителя / Л.В.Елагина // Образование, наука, творчество: коллективная монография / под общ. ред. В.Г. Рындак.- Екатеринбург,- Оренбург: Орлит-А, 2002.-352 с. (авт. вклад 21 с.).

Елагина, Л.В. Воспитание культуры профессиональной деятельности будущего специалиста (теория и практика): монография / Л.В.Елагина. – Оренбург: Пресса, 2006.- 93 с.

Елагина, Л.В. Информационные технологии в воспитании культуры профессиональной деятельности специалистов среднего звена / Л.В.Елагина // Проектирование технологии воспитания культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в образовательной среде колледжа: коллективная монография / под общ. ред. В.Г. Рындак.- Екатеринбург,- Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006.-108 с. (авт. вклад 32 с.).

Елагина, Л.В. Концепция формирования профессиональной компетентности будущего специалиста / Л.В.Елагина // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста: коллективная монография / под общ. ред. В.Г. Рындак.- М.: Среднее профессиональное образование, 2007.-272 с. (авт. вклад 181 с.).

Елагина, Л.В. Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода. Методология, теория, практика: монография / Л.В.Елагина. – М.: Компания Спутник+, 2008. - 413 с.

II. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

Елагина, Л.В. Социальное партнерство как форма роста конкурентоспособности выпускников колледжа / Л.В.Елагина // Среднее профессиональное образование. - М., 2007.- № 2.- С. 9-16.

Елагина, Л.В. Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста / Л.В.Елагина // Информатика и образование. – М., 2008. - № 3. С. 70-73.

Елагина, Л.В., Рындак, В.Г., Шаронин, Ю.В. Профессиональная культура и профессиональные компетенции специалиста: от анализа взаимосвязи к практике формирования / Л.В.Елагина, В.Г.Рындак, Ю.В.Шаронин // Среднее профессиональное образование. - М., 2008.- № 5.- С. 51-55.

Елагина, Л.В., Рындак, В.Г. Как обеспечить формирование профессиональной компетентности будущего специалиста / Л.В.Елагина, В.Г. Рындак // Среднее профессиональное образование – М., 2008- № 6. С. 3-8.

Елагина, Л.В. Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа как фактор опережающего развития СПО / Л.В.Елагина // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - № 3. – С.375-386.

Елагина, Л.В., Сергеева, Н.А. Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода / Л.В Елагина, Н.А.Сергеева // Сибирский педагогический журнал – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - № 4. – С.58-69.

Ганаева, Е.А., Елагина, Л.В. Закономерности и принципы формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в профессионально-педагогическом колледже / Е.А.Ганаева, Л.В Елагина // Сибирский педагогический журнал – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - № 5. – С.47-60.

Елагина, Л.В. Преемственность как принцип формирования профессиональной компетентности / Л.В.Елагина // Профессиональное образование. Столица – М., 2008 – № 8 - С. 30-31.

III. Публикации материалов выступлений на международных и всероссийских конференциях

Елагина, Л.В. Образовательное пространство инновационного учебного заведения среднего профессионального образования / Л.В.Елагина // Педагогическая мысль и образование XXI века: мат-лы междунар. науч.-практ. конференции. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. – С.84-89.

Елагина, Л.В. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена в контексте устойчивого развития профессионально-педагогического колледжа / Л.В.Елагина // Состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. – С.131-137.

Елагина, Л.В. Проектирование управления процессом взаимосвязи устойчиво-развивающейся среды колледжа и воспитания культуры профессиональной деятельности будущего специалиста среднего звена / Л.В.Елагина // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: Образование, 2005. – С.169-175.

Елагина, Л.В. Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа, как фактор опережающего развития среднего профессионального образования / Л.В.Елагина // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы 2-й Всероссийской научно- практической конференции. - Челябинск: Образование, 2005. – С.175 -185.

IV. Учебно-методические пособия, методические рекомендации

Елагина, Л.В. Устойчивое развитие профессионально- педагогического колледжа: Учебное пособие / Л.В.Елагина.- М.: Изд-во УЮКс,2003. -192с.

Елагина, Л.В. Программа устойчивого развития на 2004-2006 годы ГОУ СПО «Оренбургский государственный профессионально- педагогический колледж» / Л.В.Елагина.- М.: Пресса, 2004. – 79 с.

Елагина, Л.В. Система социального партнерства профессионально- педагогического колледжа: учеб.-метод. пособ. / Л.В.Елагина.- М.: Пресса, 2004. – 26 с.

Елагина, Л.В. Устойчивое развитие профессионально- педагогического колледжа: мониторинг качества: учеб.-метод. пособ. / Л.В.Елагина.- Оренбург, 2005.- 69 с.

Елагина, Л.В. Результаты мониторинга устойчивого развития Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа / Л.В.Елагина.- Оренбург: Издательский центр ОГППК, 2004 – 28 с

Елагина, Л.В. Программа экспериментальной работы по проблеме воспитания культуры профессиональной деятельности будущего специалиста / Л.В.Елагина.- Оренбург: Пресса, 2005.- 28с.

Елагина, Л.В. Организация научно- исследовательской работы студентов: учеб.-метод. пособ/ Л.В.Елагина.- Оренбург: Пресса, 2005.- 50с.

Елагина, Л.В. Мониторинг воспитания культуры профессиональной деятельности будущего специалиста: учеб.-метод. пособ. / Л.В.Елагина.- Оренбург: Пресса, 2006.- 72 с.

IV. Статьи в сборниках научных трудов и журналах

Елагина, Л.В. Теоретические основы изучения инновационного педагогического опыта в индустриально-педагогическом техникуме / Л.В.Елагина // Педагогический вестник.- М., 1997. – С.34-52.

Елагина, Л.В. Освоение педагогических инноваций как доминанта развития творческого потенциала учителя / Л.В.Елагина // Мат-лы научно- практической конференции. - Оренбург: Изд-во ОГИМ, 1998. – С.40-53.

Елагина, Л.В. Развитие качества профессионального образования в условиях профессионально-педагогического колледжа / Л.В.Елагина // Сборник научно-методических материалов. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998. – С. 59-67.

Елагина, Л.В. Готовность преподавателя и студента к повышению качества образования в условиях профессионально-педагогического колледжа / Л.В.Елагина // Управление качеством образования: мат-лы межвуз. науч. - практ. конференции. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. – С.69-79.


загрузка...