Совершенствование системы менеджмента качества в учреждении высшего профессионального образования: методология и практика (15.11.2010)

Автор: Мищенко Елена Сергеевна

УДК 378..65.018

ББК У497.4

Мищенко Елена Сергеевна

Совершенствование системы менеджмента качества в учреждении высшего профессионального образования: методология и практика

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: 13 - стандартизация и управление качеством

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Саратов 2010

Работа выполнена на кафедре менеджмента

ГОУ ВПО “Саратовский государственный социально-экономический университет”

Научный консультант

д.э.н., профессор Яшин Николай Сергеевич

Официальные оппоненты: д.э.н., профессор Белобрагин Виктор Яковлевич

д.э.н., профессор Кунявский Михаил Ефимович

д.э.н., профессор Салимова Татьяна Анатольевна.

Ведущая организация

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Защита диссертации состоится 27 января 2011 г. в 13.00 ч. на заседании диссертационного совета Д.212.241.02 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89, Саратовский государственный социально-экономический университет, ауд. 843.

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Саратовского государственного социально-экономического университета.

Сведения о защите и автореферат размещены 27 октября 2010 г. на сайте ВАК (vak.ed.gov.ru).

Автореферат разослан __ декабря 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного Совета,

д.э.н., профессор Н.С. Яшин

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Сформулированная в начале XXI в. концепция модернизации Российского образования в качестве главной задачи государственной политики рассматривает повышение качества образования. Важное значение в развитии качества высшего образования имело присоединение России в 2003 г. к Болонской декларации, которая провозгласила тезис о построении единого, основанного на нескольких циклах обучения, образовательного пространства в Европе.

Задачи менеджмента качества при предоставлении образовательных услуг и выполнении научно-исследовательских работ в учреждениях высшего профессионального образования (УВПО) в последние годы приобрели общепризнанную актуальность. Усиление интереса и внимания к использованию методов и инструментов менеджмента качества в системе высшего образования характерно не только для отдельных европейских стран, но и для Европейского Союза в целом. Руководители университетов и других УВПО начали широко использовать требования и рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000 в качестве основы формирования и внедрения систем менеджмента качества (СМК). На сегодняшний день актуальность формирования, внедрения и практического использования СМК в вузе не вызывает сомнений.

В международные стандарты ИСО серии 9000 включены требования и рекомендации, предусматривающие применение методов мониторинга, измерения, анализа и улучшения всех процессов СМК. Если в результате такой деятельности установлено, что запланированные результаты не достигнуты, то должны предприниматься необходимые меры коррекции и адекватные корректирующие и/или предупреждающие действия с целью обеспечения соответствия продукции (результатов процессов) установленным требованиям. Внедрение и последующее постоянное улучшение СМК требует не только понимания и видения перспектив ее развития, но и применения объективных методов измерения (в том числе статистических) для оценки результативности и эффективности как СМК вуза в целом, так и его отдельных процессов.

К наиболее информативным характеристикам развитости системы менеджмента, без сомнения, можно отнести показатели того, насколько «заинтересованы в деятельности и успехе организации» лица, связанные с организацией, т.е. в какой степени они являются реально заинтересованными и насколько они удовлетворены результатами деятельности образовательной организации. Среди потенциальных заинтересованных лиц в стандартах ИСО называются потребители, общество, поставщики, владельцы (акционеры) и персонал организации, что вполне соответствует восьми принципам менеджмента качества, сформулированным в стандартах ИСО серии 9000.

Можно сказать, что успешность организации зависит не только от степени удовлетворенности потребителей, но и от того, насколько персонал («основа организации») солидарна с ее «вершиной» в лице высшего руководства. Поэтому актуальность создания подсистемы измерения и анализа удовлетворенности потребителей (ИАУП) и подсистемы измерения и анализа удовлетворенности и вовлеченности персонала (ИАУВП) в составе СМК вуза также не вызывает сомнений.

В ходе использования СМК в вузе появляется потребность в разработке и применении подсистемы управления финансовыми ресурсами. Такая подсистема (механизм) должна обеспечивать планирование, обеспечение наличия и сравнение фактического расходования ресурсов с плановым, а также осуществление необходимых действий по результатам этого сравнения. При этом механизм управления стратегическими и среднесрочными затратами (УССЗ) должен обеспечивать достижение установленных целей и запланированных результатов действий в СМК вуза.

Формирование СМК, подсистем ИАУП, ИАУВП и механизма УССЗ в вузе рассмотрено с позиций общих подходов к управлению качеством предоставления образовательных услуг. Поэтому результаты исследований, рассмотренных в диссертации применительно к вузу, репрезентативны и для других образовательных организаций.

Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования, внедрения, сертификации и практического использования СМК, ее подсистем и механизмов в вузе до настоящего времени не нашли достаточно полного отражения в исследованиях зарубежных и отечественных специалистов. В то же время, имеется большое количество публикаций, посвященных формированию и внедрению систем управления качеством в условиях промышленного производства.

Анализу подходов, концепций и проблем управления качеством в организациях различных форм и видов деятельности посвящено большое количество работ как зарубежных специалистов: Э. Деминга, Дж. Деардена, Б. Дейла, Дж. Джурана, М. Де Хааса, К. Исикава, Дж. Кампанелла, Р.С. Каплана, К. Карсона, Т. Конти, Ф. Кросби, А. Кляйнгельда, К. Мерчента, Д.П. Нортона, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, Дж. Фокса, Г. Фонтено, Г. Харрингтона, Л. Хенке, Б. Чакраварти, Дж. Шоттмиллера, В. Шухарта, так и отечественных: Ю.П. Адлера, В.Н. Азарова, Н.Г. Багаутдиновой, В.Я. Белобрагина, В.В. Бойцова, Э.С. Бука, Е.Б. Гаффоровой, Б.И. Герасимова, А.В. Гличева, О.П. Глудкина, О.А. Горленко, А.В. Гугелева, В.А. Качалова, М.Е. Кунявского, В.А. Лапидуса, В.В. Левшиной,В.М. Ларина, В.В. Окрепилова, С.В. Пономарева, Ю.П. Похолкова, Д.В. Пузанкова, К.М. Рахлина, Т.А. Салимовой, М.З. Свиткина, С.Н. Семенова, Л.Е. Скрипко, С.А. Степанова, А.И. Субетто, И.И. Чайки, Н.С. Яшина.

В нашей стране проблемы экономики и управления качеством, связанные с измерением удовлетворенности потребителей и с оценкой удовлетворенности и вовлеченности сотрудников, рассматривались в публикациях: Ю. Адлера, В. Азарова, Е. Бабковой, В. Белобрагина,

В. Бойцова, К. Бочарского, В. Брандина, Б. Герасимова, А. Гличева,

О. Глудкина, В. Елиферова, И.А. Ильина, В. Каткова, В. Качалова,

О. Крыловой, В. Лапидуса, С. Львова, М. Магуры, А. Митчела, И. Моржовой, Л. Мотыченко, Р. Озеранского, В. Окрепилова, Д. Полякова,

С. Пономарева, В. Репина, С. Резника, М. Свиткина, Л. Скрипко, Л. Соколовой, С. Степанова, М. Твердохлебовой, В. Толкач, А. Федорова,


загрузка...