Методология управления конкурентоспособностью продукции российских предприятий обувной промышленности (15.11.2010)

Автор: Клименко Татьяна Викторовна

управленческие решения вырабатываются на основе заимствования зарубежного опыта без учета особенностей состояния организации производства и управления на конкретных предприятиях;

отсутствуют управленческие компетенции по применению методов проектирования в управленческой сфере;

требования конкурентного характера зачастую противоречат политике социальной ответственности или существенно суживают круг социальных групп, интересы которых затрагивает деятельность предприятий, что значительно усложняет ведение политики долгосрочного развития предприятий.

В связи с этим становится актуальной разработка и внедрение в практику работы отечественных предприятий таких современных инструментов стратегического управления конкурентоспособностью, которые представляли бы собой типизированный комплекс методов, моделей, процедур, классификаторов и организационного механизма адаптации типовых разработок под конкретные параметры предприятия, и в первую очередь, с учетом организационных факторов его состояния. Применение данного инструментария по отношению к каждому конкретному предприятию, позволяло осуществить тонкую настройку системы управления под потребности и характеристики предприятия. При этом совокупность этих инструментов и разработок должны представлять собой не разрозненный набор автономных средств оперативного управления конкурентоспособностью, а систему взаимосвязанных компонент, способную к саморазвитию и самопроектированию и обеспечению долгосрочного развития компании и сохранения и развития конкурентных позиций.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что в отсутствии гибкого методологического аппарата, позволяющего принимать адекватные рыночным условиям, стратегическим целям и состоянию организационного развития предприятия управленческие решения, менеджмент предприятия руководствуется принципами эмпирического управления конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Данное положение приводит к фрагментарности, отсутствию системности и логичности, принятию паллиативных решений в рамках маркетинговой и производственной политик предприятия.

Методологические исследования и разработки по управлению конкурентоспособностью:

рассматривают в основном маркетинговый потенциал без учета оценки ресурсного потенциала, уделяют основное внимание внешней (без учета внутренней) среды предприятия;

в числе ресурсного потенциала рассматривают человеческий потенциал только как категорию кадрового;

отмечают противоречивость и несовместимость реализации конкурентной и социально-ответственной политики;

игнорируют организационные факторы – организационную культуру и организационное развитие предприятия, существенно ограничивающих возможность применения предлагаемых решений;

не уделяют должного (либо уделяют недостаточно) внимания организационному механизму реализации на практике предлагаемых методологических разработок.

Степень разработанности проблемы определяется наличием, широтой и уровнем изученности. Проблемы управления конкурентоспособностью исследовали в своих работах многие отечественные и зарубежные исследователи. Приоритетный вклад в области маркетинга и оценки конкурентоспособности вследствие более продолжительного периода работы в условиях конкурентной рыночной экономики внесли зарубежные ученые И.Ансофф, Р.Бозель, А.Дайн, Дж.Джуран, Э.Долан, П.Друкер, Э.Деминг, К.Ишикава, Р.Кауз, Ф.Котлер, Ж.Ламбен, Мэнсфилд Э.,М.Портер, Ж.Тироль, Р.Уотерман, С.Фишер, Д.Хайман, Дж.Харрингтон, Н.Хойер, Дж.Эванс, Э.Ямада, и другие.

Среди работ отечественных авторов следует выделить исследования Г.Л.Азоева, В.В.Белоусова, Е.С.Брулева, А.А.Бурдиной, Г.С. Гамидова, В.В. Гончарова, М.Г.Долинской, П.Н. Завлина, П.С.Завьялова, А.К. Казанцева, М.И. Круглова, А.Н. Литвиненко, О.В. Михайлова, Л.Е. Миндели, В.Н.Островской, А.И.Печенкина, А.З.Селезнева,З.В.Столяровой, А.В.Тавсултановой, М.А.Татьянченко, Р.А.Фатхутдинова, В.И.Фомина, Юданова А.Ю.

Особенности же формирования конкурентной среды на системных позициях в обувном производстве недостаточно изучены. Встречаются лишь локальные исследования, раскрывающие отдельные теоретические и методологические аспекты оценки и управления конкурентоспособностью обувной продукции и обувных предприятий. Среди исследований данного вида необходимо отметить работы С.В. Гороховой, Е.А. Зайченко, Ш.Ш.Магомедова, И.Г. Нарожной, И.В. Рузановой.

Признавая значительный вклад предшествующих исследований в данной области, следует отметить отсутствие:

сбалансированного внимания к внутренней и внешней среде предприятия как источников выделения, формирования и развития объектов и субъектов управления конкурентоспособностью и факторов успеха в конкурентной политике;

учета влияния организационных факторов и организационного обеспечения реализации предлагаемых нововведений.

Объект диссертационного исследования. Предприятия отечественной кожевенно-обувной промышленности – лидеры российского обувного производства, как базовые хозяйствующие звенья отрасли, обладающие значительным разнообразием и множеством компонент и параметров состояния системы управления, высоким интеграционным потенциалом развития.

Предмет диссертационного исследования. Предметом исследования является организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью продукции промышленных предприятий.

Рабочая гипотеза исследования предполагает, что в условиях динамичного изменения рыночной конъюнктуры, ужесточения конкурентной борьбы, на фоне активизации кризисных явлений и повышения насыщенности рынка импортируемой продукцией у крупных компаний - отечественных производителей обуви формируется потребность выделения в качестве специализированного объекта управления – конкурентоспособности производимой продукции. Конкурентоспособность продукции представляется в виде объекта, характеризуемого совокупностью следующих параметров–качество, технический уровень, потребительские свойства, цена, имидж товаропроизводителя, продажный и послепродажный сервис, мода, реклама, конъюнктура рынка. Под параметром понимается величина, характеризующая основные свойства объекта, значения которой позволяют выделить рассматриваемый объект из множества других. Перечисленные выше параметры формируются во внутренней и внешней среде предприятия в процессе производственной деятельности, гибком оперативном и стратегическом управлении, которое при высокой динамике и росте масштабов деятельности осуществимо только на принципах саморазвития и адаптируемости. Единственным видом ресурсов, отвечающим данным требованиям являются человеческие ресурсы во внутренней и внешней среде. При этом, наличие множественности видов ресурсов, параметров и факторов управления требуют четкой скоординированности и высокого уровня организованности управляющей и управляемой подсистем, обеспеченность которых достигается наличием действенного инструментария и развитых управленческих компетенций по его применению по требованиям системологического подхода. Системологический подход предполагает внедрение в практику управления крупных промышленных предприятий ряда новых управленческих функций по мониторингу, самопроектированию и саморазвитию на системных требованиях, интегрирования с отраслевой и фундаментальной наукой и образовательными учреждениями, обеспечивающими формирование и реализацию управленческого потенциала для активной адаптации и формирования требуемой рыночной конъюнктуры на долгосрочную перспективу.

Целью диссертационного исследования является разработка методологического подхода к управлению конкурентоспособностью производственных кожевенно-обувных предприятий с использованием системы организационно-экономических инструментов, отвечающих требованиям и закономерностям динамичного развития рыночных и внутрихозяйственных отношений и обеспечивающих реализацию программы сохранения и развития долгосрочных конкурентных позиций.

Задачи исследования. В обеспечение сформулированной цели диссертационной работы автором поставлены и решены следующие задачи:

Исследование проблематики сложившейся практики управления конкурентоспособностью на предприятиях обувной промышленности РФ, выявление, как специфики, так и закономерностей типового характера по отношению к промышленным предприятиям РФ.

Обобщение достижений развития теоретической базы управления конкурентоспособностью в России и за рубежом, смежных научных областей, методологический аппарат которые ориентирован на перекрывающие области применения в оперативном и стратегическом управлении конкурентоспособностью промышленной продукции и предприятия.

Создание специализированной методологии управления конкурентоспособностью обувной продукции для условий высокой динамики внешней и внутренней среды крупных предприятий, ориентированных на долгосрочное развитие.

Разработка управленческого инструментария, позволяющего реализовать методологические решения в сфере управления конкурентоспособностью обувной продукции и других отраслях промышленности.

Формирование основных положений по созданию организационно-экономического механизма применения инструментария по управлению конкурентоспособностью продукции отечественных предприятий обувной промышленности

Апробирование разработанного инструментария на ключевых компонентах системы, ее внутренней и внешней среды при различных уровнях организационного развития и стратегической ориентации предприятия

Выявление круга социальных групп, воздействующих на управление системой, как субъектов управления и выгодополучателей при определении краткосрочной и долгосрочной эффективности управленческих воздействий на конкурентоспособность продукции.

Теоретическая основа диссертационного исследования представлена работами ведущих отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента на различных уровнях управления хозяйственной деятельностью предприятий, фундаментальные положения экономической теории, теории управления, теории организации и организационного проектирования, маркетинга, исследования операций, управления ресурсами, теории организационного развития, стратегического управления человеческими ресурсами. В качестве регламентирующих источников был использован комплекс профильных законодательных актов Российской Федерации, стандартов, положений и методических материалов. При решении теоретических и прикладных задач исследования были использованы методы системного и структурного анализа, процессного подхода, контроллинга, проектного управления, организационного проектирования, аналогий и экономико-математического моделирования, экспертных оценок и ряд других.

Информационную базу исследования составили статистические данные, факты, выводы и положения, опубликованные в научной литературе и периодических изданиях России и других стран, данные Федеральной службы государственной статистики, информационной сети Интернет, отчеты аналитиков в исследуемой сфере, а также результаты собственных исследований автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в придании системологической направленности конкурентному управлению деятельностью крупных отечественных предприятий кожевенно-обувной промышленности как основных и перспективных игроков на рынке обувной продукции РФ.

Научная новизна выносимых на защиту результатов диссертационного исследования. В процессе выполнения диссертационного исследования был получен следующий комплекс научных и научно-прикладных результатов, выносимых на защиту как решения сформулированных выше задач авторского диссертационного исследования.

Выявлены и обоснованы неисследованные ранее резервы развития системы управления конкурентоспособностью предприятий и продукции на долгосрочной основе.

Обобщен и интерпретирован методологический аппарат предшествующих исследований в целях оценки перспективности применения, развития или отказа от применения.

Разработана модель управления конкурентоспособностью продукции кожевенно-обувных промышленных предприятий.

Разработаны классификаторы, методы, модели, технологические процедуры формирования и развития компонент системы управления конкурентоспособностью продукции.

Сформирован структурный и процедурный облик организационного механизма внедрения в практику управления системного инструментария управления конкурентоспособностью обувной продукции.

Разработан комплекс методических решений оценки влияния потребительской и кадровой поведенческой модели на конкурентоспособность обувной продукции на различных сегментах отечественного рынка и управленческих компетенций по обеспечению требуемого уровня конкурентоспособности.

Обоснованы показатели эффективности управленческих нововведений по управлению конкурентоспособностью с учетом краткосрочной и долгосрочной перспективы функционирования предприятия.


загрузка...