Методология управления конкурентоспособностью продукции российских предприятий обувной промышленности (15.11.2010)

Автор: Клименко Татьяна Викторовна

по форме организации производства (индивидуальный пошив и поточное производство с регламентированным, относительно регламентированным и свободным ритмом);

по масштабам применения высоких технологий;

по видам используемого сырья;

по широте ассортиментной политики;

по уровню корпоратизированности предприятий;

по численности и уровню развития кадрового потенциала;

по продолжительности жизненного цикла предприятия (от десятков до нескольких лет);

по уровню организационного развития.

По каждому из этих объектов исследования системологический подход предполагает выделение в качестве предметов исследования – подсистем, компонент, элементов, процессов, субъектов и инструментов управления конкурентоспособностью.

Аппаратный блок системологии предполагает:

формирование понятийного аппарата;

формулирование рабочей гипотезы;

определение требований и принципов исследования;

разработку инструментария: классификаторов; методов; моделей; технологий и процедур;

описания внешней и внутренней среды.

Результирующий блок системологии предполагает формирование аналитических и проектных разработок экономического, управленческого и социального характера, обеспечивающих каждой соответствующей службе предприятия наиболее результативную и экономичную деятельность, приводящую к наименее затратному созданию продукции с наилучшими потребительскими свойствами.

8. Системология управления конкурентоспособностью как научная дисциплина интегрируется с множеством научных дисциплин управленческой, организационной, социальной и технико-технологической областей (рис.3).

Принципиально-значимой областью исследования из представленных дисциплин для формирования системологии на постулированных началах является область организационного проектирования. Основной предметной областью организационного проектирования является построение организационных структур предприятий как хозяйствующих субъектов и их структурных единиц. Менее распространенной, но первичной по отношению к другим областям, включая построение организационных структур, является область проектирования процессов деятельности предприятия.

Предлагаемая автором концепция:

выстроена на принципах проектирования деятельности предприятия как синергетической компоненты, интегрирующей в единый процесс создания продукции как ценности для потребителя, технологические и трудовые процессы;

предполагает для внедрения процессного подхода управления конкурентоспособностью продукции в вертикальные функционально-ориентированные организационные структуры замкнутого контура управления инструментарий;

Рис.3. Связь системологии управления конкурентоспособностью продукции с другими дисциплинами.

исследования и проектирования индивидуальной и групповой деятельности персонала на всех уровнях декомпозиции, начиная от бизнес-процессов изготовления основной продукции (бизнес-процесса 0-го уровня) до приемов и действий персонала;

определения зон должностной и функциональной ответственности персонала для распределения управленческих рисков и делегирования ответственности на нижние уровни управления с целью вовлечения работников в единый скоординированный процесс;

регламентации зон ответственности персонала с целью оказания регулирующе-контролирующих воздействий и принятия превентивных мер управления конкурентоспособностью,

организации взаимодействия предприятия с различными социальными группами, оказывающими влияние на уровень конкурентоспособности продукции и подвергающиеся влиянию со стороны предприятия.

Результаты выделения и идентификации социальных групп влияния представлены на рисунке 4.

Большинство современных теорий выделяют в качестве человеческих ресурсов предприятия для достижения высокого уровня конкурентоспособности только одну из представленных категорий – персонал предприятия. Категория потребителей традиционно значима для оценки уровня конкурентоспособности продукции, организация долгосрочного взаимодействия с которыми на принципах предлагаемого системологического подхода, позволит отнести и эту категорию к человеческим ресурсам компании. Подобные перспективы реализуемы и для других социальных групп.

Рис.4. Социальная группа влияния на конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность продукции как интегральная характеристика редуцируется на нескольких уровнях, первый их которых представлен на рисунке 5.

Дифференцированное параметрирование конкурентоспособности позволяет вести более гибкую конкурентную политику при появлении новых игроков на рынке и их консолидации. Задача мобилизации адекватных средств обладает техническими и управленческими аспектами. В первом случае, решающими факторами в принятии решения являются развитость ресурсно-сырьевого и технического потенциала компании, во втором – развитость управленческих компетенций и наличие методологически выверенного инструментария. Указанные дилеммы позволяют предприятию оценить свои возможности по продвижению на пути освоения избранного рынка, реальное и потенциальное состояние потенциала. При формирования профиля потенциального состояния предлагаемые автором решения ориентированы на бенчмаркинговый подход – сравнения состояния потенциала компаний - лидеров по отдельным компонентам с состоянием аналогичных компонент у различных сильнейших конкурентов. Визуализация модели конкурентного профиля в предлагаемом инструментарии осуществляется в виде радар-схемы или методом построения параллельных профилей.

Рис.5. 12-векторная модель конкурентоспособности продукции

При остро-конкурентном рынке предприятие должно обеспечить себе уровень компетентности по 12 векторам:

концепция товара или услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

конъюнктура рынка – изменение соотношения спроса и предложения вследствие влияния слабо детерминированных рыночных факторов;

качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов или сравнительных тестов;

потребительские свойства – соответствие ожиданиям потребителей по набору возможностей удовлетворять потребности наиболее удобным и наименее затратным способом;

цена, увеличение или снижение которой определяется в зависимости от наличия и объема непроизводительных затрат пи реализации процессов деятельности предприятия;

предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но также убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности;

торговля - важнейший этап непосредственного взаимодействия производителей и покупателей и потребителей, в максимальной степени влияющий на покупательские предпочтения;


загрузка...