Методология управления конкурентоспособностью продукции российских предприятий обувной промышленности (15.11.2010)

Автор: Клименко Татьяна Викторовна

КЛИМЕНКО Татьяна Викторовна

Методология управления конкурентоспособностью продукции российских предприятий обувной промышленности

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва – 2010

Диссертационная работа выполнена на кафедре менеджмента и предпринимательства ГОУ ВПО “Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности”.

Научный консультант: Доктор экономических наук, заслуженный

деятель науки РФ, профессор

Ващенко Владимир Константинович

Официальные оппоненты: Доктор экономических наук, заслуженный работник текстильной и легкой промышленности РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, профессор

Живетин Валерий Владимирович

Доктор экономических наук, профессор Корниенко Виктор Иванович

Доктор экономических наук, профессор Рыжов Игорь Викторович

Ведущая организация: ГОУ ВПО “Всероссийский заочный финансово-экономический институт”

Защита диссертации состоится 25 января 2011 г. в 11-00 на заседании диссертационного совета Д 212.201.02 при ГОУ ВПО “Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности” по адресу: 123298, г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 38, корп. 2, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО “Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности” по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 14.

Автореферат разослан 24 декабря 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор О.Е. Рощина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Общая оценка сложившейся управленческой ситуации в отрасли.

Производство обуви считается в мире одним из наиболее динамично развивающихся секторов промышленности. Емкость российского обувного рынка по мнениям экспертов оценивается на сегодня значительными цифрами - до 15 - 20 млрд. долларов и спрос далеко не насыщен.

В доперестроечные годы кожевенно-обувная отрасль практически полностью обеспечивала отечественной продукцией все население СССР, одновременно выполняя спецзаказы для различных ведомств страны. В конце 80-х годов обувные предприятия РСФСР производили порядка 500 млн. пар обуви в год. На сегодня по данным Министерства промышленности и энергетики, в России за год производится более 45 млн. пар кожаной обуви. В то же время, продукция отечественных предприятий представлена на российском рынке не более чем 20 процентами.

В настоящее время по объемам произведенной обуви на российском рынке лидирующие позиции занимает Китай. Если два-три года назад доля безмарочной китайской обуви на российском рынке составляла около 85%, то теперь, она снизилась примерно до 60%.

Рынок обуви остается малоизученным и достаточно закрытым, вследствие его слабой консолидированности. Ни один игрок из десятки лидеров не занимает в настоящее время более 1% рынка. В последнее время обувной рынок России не демонстрирует гигантских темпов роста. Тем не менее, текущие тенденции указывают на возможное развитие отечественного рынка и появление новых участников и новых брендов.

Одним из объективных условий деятельности обувных предприятий России в современных условиях хозяйствования является получение заказов через тендерные торги (для крупных предприятий), участие в выставках и отслеживание модельных тенденций, а также установление долговременных отношений с поставщиками сырья и материалов, что в свою очередь требует системного управления конкурентоспособностью продукции.

Высокая конкуренция, переход к инновационной экономике и связанные с этим коренные изменения хозяйственных отношений, неизбежно ставят отечественные обувные предприятия перед необходимостью работать по-новому, приспосабливая все стороны своей управленческой, производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности к меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей, конкурируя между собой и зарубежными производителями. Важнейшими факторами конкурентоспособности предприятий становятся высокое качество производства и управления, быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции, поиск новых рыночных ниш, планомерное повышение качества работы предприятия на протяжении всего производственного процесса.

Для предприятий обувной отрасли наряду с требованиями эффективной организации производства, требуется внедрение целью ряда мер управленческого воздействия: инициировать получение заказов, доказывать потенциальным инвесторам свои возможности наилучшим образом удовлетворять их запросы по качеству продукции, срокам запуска новых видов продукции широкого функционального назначения, их стоимостным параметрам, внедрение новых ресурсосберегающих технологий управления.

Проводимая в стране радикальная экономическая реформа непосредственно связана с решением проблемы повышения конкурентоспособности потребительских товаров. При реализации реформы в условиях финансового кризиса отечественному производителю требуются инструменты стратегически ориентированного системного управления конкурентоспособностью своей продукции, чтобы предложить эффективные средства конкурентной борьбы с иностранными производителями с учетом ситуации на российском и мировом рынке. Как отмечают аналитики Economist Intelligence Unit, Россия отличается от развивающихся рынков других стран- членов БРИК: «Кризис сильно ударил по России не столько из-за падения нефтяных цен в 2009 г., сколько из-за целого ряда факторов: запоздалые антикризисные меры правительства, хромающий инвестиционный климат и плохой менеджмент». Неразвитость управленческих компетенций, включая сферу управления конкурентоспособностью, характерна не только для предприятий обувной промышленности. Исследование состояния отрасли, тенденций и закономерностей ее изменения позволили выделить специфические черты практической сферы управления конкурентоспособностью обувной продукции:

значительная емкость рынка и ненасыщенность спроса;

значительное отставание в качестве и дизайне отечественной обуви;

наличие проблемы «серого» импорта и актуализация проблемы импортозамещения, высокая доля контрафактной и контрабандной продукции;

быстрое изменение модельного ряда;

превалирующие зарубежные поставки кожевенного сырья;

отсутствие государственной поддержки, отрицательно влияющее на инвестиционную привлекательность.

Однако, ряд проблем носит гораздо более общий характер, может быть отнесен к состоянию отечественной промышленности в целом. Проблемность сложившейся управленческой ситуации в сфере управления конкурентоспособностью на промышленных предприятиях РФ, включая обувные, заключается в том, что в стране и, особенно на уровне практического применения предприятиями:

методы системного стратегического управления используются недостаточно широко, в действиях управленческого звена превалируют фрагментарность и паллиативность;


загрузка...