Женское православное подвижничество в России (XIX— середина XX в.) (15.11.2010)

Автор: Кириченко Олег Викторович

Кириченко Олег Викторович

Женское православное подвижничество в России

(XIX— середина XX в.)

Специальность 07.00.07

Этнография, этнология, антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва

Работа выполнена в секторе русского народа

Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая

Российской академии наук

Официальные оппоненты:

Доктор исторических наук Васильева Ольга Юрьевна,

Академия государственной службы при Президенте РФ

доктор филологических наук Лабынцев Юрий Андреевич,

Институт славяноведения РАН

доктор исторических наук Матвеев Олег Владимирович

Кубанский государственный университет

Ведущая организация:

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Защита состоится «25» января 2011 г. в___час.

на заседании диссертационного совета Д.002.117.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32-А, корпус В, 18-й этаж, Малый зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Автореферат разослан «___» _________ 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Доктор исторических наук А.Е. Тер-Саркисянц

I. Общая характеристика работы

Актуальность и основное содержание проблемы. Рост женской религиозной активности в XIX в. в России привел к важным последствиям: повсеместно стали создаваться общины, а потом на их основе — общежительные монастыри. Статистические данные показывают, что за синодальный период, вплоть до революции, было создано более 400 новых обителей. Это были в основном общежительные монастыри, с большим числом насельниц, выстроенные, как правило, в сельской местности, там, где до этого никогда не существовало ничего подобного. Этот процесс охватил всю Россию, но плотность появления общин в разных регионах была неодинаковой, и это говорит о том, что религиозная активность не везде была равной, что было обусловлено рядом причин. Задача диссертации, посвященной женскому православному подвижничеству, выяснить: чем была вызвана религиозная активность тех, кто создавал общины и монастыри. Подвижничество рассматривается как ведущая сила женского православного общинного движения и, соответственно, сила, влияющая на социальные процессы в обществе. Термин «подвижничество» трактуется в работе широко. Подвижничество — религиозный (православный) и социокультурный феномен, возникший в России на почве массового обращения православных женщин к раннехристианским идеалам святости и строгой духовной жизни, вылившийся в создание многочисленных общин и общежительных монастырей и просуществовавший с начала XIX до середины XX в. Таким образом, мы рассматриваем подвижничество как явление конкретно-историческое, хотя и имеющее религиозную природу, но не сводящееся к сумме аскетических практик (видов подвижничества), а охватывающее широкий спектр социальной и культурной жизни страны и имеющее выдающиеся материальные результаты — прежде всего, построенные общежительные монастыри.

Характеристика подвижничества требует выяснения всех его форм, анализа среды, в которой оно возрастало, идеологии, на основе которой оно появилось и развивалось, и выявления его исторического лица, потому что за два века (XIX— середина XX в.) это лицо менялось, в зависимости от тех задач, которые вставали перед Церковью и обществом. Женская религиозная активность, стимулируемая подвижничеством, развивалась тогда же, когда стала актуализироваться и социальная активность женщин в России, что обычно связывают с эмансипацией. Но и то и другое, при всей похожести, имело разные истоки, различное происхождение. Религиозная активность, выросшая на подвижнических настроениях, истоком имела цель возвращения к идеалам Святой Руси, и для этого женщинами создавались общины и монастыри.

И религиозную, и социальную активность женщин следует рассматривать в русле тех перемен, которые произошли в России после петровских реформ. Новый характер профессиональной деятельности мужчин требовал крупных изменений в социальной сфере (стали формироваться отдельные большие сословные группы вместо разрозненных «чинов»), и эти перемены не могли не затронуть жизнь женщин. И хотя поначалу изменения коснулись только аристократии (здесь женщина-жена была вовлечена в бурные перипетии эпохи, требовавшие и от женщины, как опоры мужа, как его «друга», иной свободы, иной активности, иных знаний), новый дух социальной свободы постепенно распространялся и на другие категории населения. Вместе с тем свобода приносила не только пользу государству и обществу, но с нею пришло и множество проблем. Прежде всего, стали размываться традиционные нравственные и религиозные устои. Опять же, поначалу перемены коснулись только дворянства. Стал нарастать кризис семьи, все больше распространялись неверность в браке, религиозная индифферентность, рос политический радикализм среди оппозиционно настроенных по отношению к неограниченной монархии дворян. На этом фоне консервативные силы и среди мужчин, и среди женщин видели свою миссию в возвращении к глубокой церковности, аскетичности, православной духовности. Наиболее религиозно-консервативная часть дворянства сосредотачивалась в поместьях. Вот почему столь заметную активность на первом этапе общинного движения в самом начале XIX в. проявили дворянки в имениях и горожанки (выходцы из купечества и мещанства) там, где существовали закрытые в 1764 г. женские монастыри. Итак, первая причина появления женского подвижничества — в зримой и масштабной ломке традиционных христианских нравственных норм жизни, что и вызвало желание вернуться к исконным религиозным устоям, которые в прежние века укрепляли семью и брак, поддерживали благочестивые традиции в обществе. Это была уже реакция не на религиозные реформы в Церкви, как в случае со старообрядчеством, а отклик на нравственные катаклизмы, наглядно затрагивающие все общество. И реакция была отличной от реакции старообрядцев, это была не оппозиция реформам, а созидательная деятельность, имеющая легальный характер.

Вторая причина появления женского православного подвижничества — в нереализованности женщинами своего духовного потенциала в течение X—XVII вв. Монастырский ренессанс, который мы наблюдаем в XIV—XV вв., был связан только с мужскими монастырями. Тогда, на исходе золотоордынского ига, стали активно создаваться мужские общежительные монастыри, основной социальной базой для которых было крестьянство. В период средневековой допетровской Руси только православные мужчины смогли в полной мере реализовать свое право на выбор монастырской жизни. Для женщин необходимые условия сложились к началу XIX в. К числу этих условий мы относим: принципиально новый уровень социальной свободы женщин; распространение среди них церковнославянской грамотности и возможности читать духовную литературу, в первую очередь «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, написанные и опубликованные в первой четверти XVIII в.; заинтересованность многих консервативных сил в России в реставрации отдельных элементов старинной традиции. К таким важным элементам относились для горожан всех сословий городские монастыри.

Был еще социальный заказ государства — помогать раненым, увечным больным, словом, расширить круг общественного служения. XVIII век можно рассматривать в качестве подготовительной ступени для реализации этой идеи. Ее выполнению мешала, как ни странно, определенная инерция. Женские монастыри жили в первой половине XVIII в. так, как они привыкли жить и в XVII, и в XVI в., — небольшим по численности составом насельниц, главным занятием которых была молитва и художественное рукоделье. Поэтому перед монастырями встали стратегические задачи: стать многолюдными и уделить часть своего внимания социальному служению. Но решить эти проблемы административным путем было нельзя. В общем, в общинных монастырях нуждались все: и государство, и общество, и Церковь, но создание их зависело не только от государства и Церкви, но от всего православного народа, они могли появиться только «снизу», добровольно, на подвижническом порыве.

Актуальность темы в том, что объектом научного исследования стало мало изученное, но исторически масштабное явление, повлиявшее не только на религиозную жизнь России, но и на культурные и социальные процессы в стране. Впервые в науке подвижничество рассматривается не как сумма аскетических практик в конкретной религиозной традиции, а как религиозный и социоисторический феномен, имеющий свое историческое лицо, сложную структуру: социальную, этническую, культурную. Как и в XIV—XV в., подвижничество воплотилось в целый спектр не только религиозных, но и иных важнейших характеристик и стало не только достоянием времени, но и своего рода скрепой, соединяющей эпоху в одно целое. Исследование религиозной активности женщин, которую автор трактует как подвижничество, позволяет выйти на понимание многих общих вопросов, касающихся этнорелигиозной истории русского народа за эти полтора века.

Научная новизна и практическая значимость. В работе говорится о религиозном и социокультурном феномене — женском православном подвижничестве, — имевшем определенные исторические границы (XIX — середина XX в.), вылившемся в создание сотен новых общин и общежительных монастырей, инициированном целым рядом исторических и религиозно-социальных обстоятельств и затронувшем женщин из всех слоев общества. Женское общинное движение было чрезвычайно ярким и значительным церковным и общественным явлением имперского (синодального) периода России, имевшим огромное, не оцененное до сих пор значение и в советский период. За более чем полуторавековой срок существования оно повлияло на значительное число верующих и религиозно-пассионарных женщин России, а также — на культурную жизнь России, подняло благотворительность на небывалую высоту (что также не оценено в соответствующей литературе). Итак, этот ярчайший феномен народной религиозной жизни, воплотившийся в конкретные церковные формы и конкретные социальные проекты, до сих пор научно не описан и фундаментально не оценен должным образом. Диссертант вводит в научный оборот большой круг новых источников по данной тематике, делая этот материал важной составной частью исследования.

Появление подобного исследования позволяет значительно расширить научные представления о религиозной жизни русского народа и по-новому взглянуть на роль женщины в российском обществе XIX — середины XX в. Феномен женского православного подвижничества рассматривается не в рамках гендерного подхода по той причине, что имеет иную природу: возникает не на почве противопоставления женского начала мужскому, а на почве аскетической реализации духовной потребности женщин в религиозном подвижничестве.

Объект, цели и задачи исследования. Основным объектом изучения в диссертации являются те конкретные группы русских из всех сословий, которые оказались вовлеченными в процесс создания общин и общежительных монастырей, а также в целом русское население всех сословий, косвенно участвующее в этом процессе.

Главную цель работы мы видим в объяснении феномена женского православного подвижничества в указанный период. В связи с этим диссертантом ставятся следующие задачи.

Показать исторические истоки появления общин и первых общежительных монастырей, как формировался их состав, по каким правилам и уставам они жили, кто был их организатором.

Исследовать формы подвижнической деятельности, выделить организующую роль старчества и описать монастырский труд как род подвижничества.


загрузка...