Организация процессов управления образовательной деятельностью вуза в условиях снижения бюджетного финансирования (15.09.2012)

Автор: Ананова Оксана Геннадьевна

Теория человеческого капитала, как методологическая основа развития системы образования, связана с именами Т. Шульца и Г. Беккера, А. Андерсена, А. Берга, М. Блауга, С. Боуэлса, Э. Деннисона, Дж. Минцера, Л. Туроу, Р. Эдвардса и др.

Анализ основных характеристик, особенностей образовательных услуг осуществлен в трудах В.Н. Зотов, Е.Д. Липкина, М.А. Лукашенко, Т.А. Сона, Н.Н. Терещенко, В.П. Щетинина и др.

Исследованиям в области модернизации системы ВПО посвящены труды таких экономистов, как Д. Брюс, А. Галаган, М. Кастосов, Т. Клячко, Э. Мантаева, Н. Пашкус и др.

Одними из первых осознали и научно обосновали значимость разработки нового подхода к управлению деятельностью, приносящей доход в условиях модернизации российского образования Л.В. Абламская, Е.Н. Богачев, А.Б. Вифлиемский, А.П. Егоршин, Т.Л. Клячко, Н.Р. Кельчевская,

М.А. Лукошенко, Дж. Типак и др.

Проблемам оценки конкурентоспособности российских вузов посвятили исследования О.Н. Арзякова, В.М. Бугаков, Т.Г. Бутова, В.Н. Владимиров, Т.М. Волкова, И.В. Кичева, О.А. Макарчева, А.П. Панкрухин, Н.Р. Патлис, Н.И. Пащенко, И.Б. Романова и др.

Стратегиям развития высшей школы посвятили свои работы А.Б. Борисов, А.А. Ваганов, Ю.В. Громыко, А.О. Грудзинский, С.М. Крымов, М.Н. Стриханов, Н.С. Розов и др.

Вопросам регионализации высшего образования посвящены работы С.А. Владимировой, Е.А.Мануйловой, М.А. Назарова, Н.Л. Струтинской, П.Д. Шимко и др.

Вместе с тем, несмотря на большое количество работ, посвященных развитию высшего образования, вопросы управления образовательной деятельности вузов рассмотрены фрагментарно, недостаточно изучены направления развития в условиях острого дефицита средств, снижения финансирования вузов. Это обусловило целесообразность и содержание настоящего исследования.

Цель исследования. Целью исследования является разработка теоретико-методических рекомендаций по организации процессов планирования и управления образовательной деятельностью вуза в условиях снижения бюджетного финансирования.

Задачи исследования. Достижение цели потребовало последовательного решения следующих задач:

– осуществить анализ современных тенденций и финансовых механизмов организации управления образовательными услугами вуза;

– выявить основные методы и средства управления образовательными процессами вуза при ограничении бюджетного финансирования;

– сформировать научно-методические основы и разработать организационно-экономический механизм обеспечения образовательных процессов на основе модели студенческого кредитования;

– исследовать организацию финансово-экономического обеспечения университетского комплекса на основе анализа конкурентоспособности,

– определить перспективные направления экономически эффективной стратегии обеспечения конкурентоспособности;

– оценить эффективность организации деятельности вуза, приносящей доход;

– разработать теоретико-методические основы методов активизации продаж образовательных услуг.

Объект исследования – высшие учебные заведения и университетские комплексы, производственные процессы, лежащие в основе их функционирования. Базовый объект исследования – ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (ДГТУ).

Предмет исследования – методы и средства организации производства в вузе, направленные на совершенствование организации финансово-экономического обеспечения производственных процессов.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках: п.2 «Разработка методов и средств эффективного привлечения и использования материально-технических ресурсов и инвестиций в организацию производственных процессов»; п.10 «Разработка методов и средств мониторинга производственных и сопутствующих процессов»; п. 11 «Разработка методов и средств планирования и управления производственными процессами и их результатами» Паспорта специальности 05.02.22 – Организация производства (экономические науки: сфера услуг).

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных ученых по экономике высшей школы, управления образованием производственными процессами в вузах, теоретические и методологические исследования по проблемам модернизации высшего образования, вузов на этапе перехода к экономике знаний, монографические исследования, материалы научных конференций и другие источники по вопросам, имеющим непосредственное отношение к теме диссертации.

Методология исследования базируется на принципах диалектической логики: объективности, единства и различия содержания и формы, системного и междисциплинарного подходов, статистических методах, сравнительном анализе, методах прогнозирования и моделирования. Кроме того, в работе использованы методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, логического и исторического способов познания, а также экспертных оценок.

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей достоверность и надежность данных, послужили документы законодательных органов власти, директивные указания Президента и Правительства РФ, официальные данные Росстата РФ, Министерства образования и науки РФ, факты, опубликованные в научной литературе, периодической печати, стратегических планах анализируемых высших учебных заведений РФ и зарубежных стран, а также многолетние наблюдения и обобщения автора.

Источником первичной информации, на основе которой автором решаются поставленные в диссертации задачи, явилось исследование производственных процессов учреждений высшего профессионального образования.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о целесообразности и экономической эффективности привлечения и использования финансовых ресурсов в организацию образовательных процессов на основе: модели студенческого кредитования, анализа конкурентоспособности вуза, методов активизации продаж образовательных услуг, что повысит уровень планирования и управления образовательной деятельностью вуза в условиях снижения бюджетного финансирования.

Научная новизна исследования в целом заключается в научном обосновании ряда теоретических, организационно-методических и практических положений, направленных на совершенствование методов и средств планирования и управления образовательными процессами и их результатами, связанными с коммерциализацией образовательных услуг, на основе реализации модели студенческого кредитования, анализа конкурентоспособности вуза, методов активизации продаж образовательных услуг.

Основные научные результаты, содержащие элементы научной новизны и выносимые на защиту, представлены в следующих положениях.

1. Усовершенствована модель студенческого кредитования – включены работодатели, отделы маркетинга, рекламы и трудоустройства, что позволит дополнительно привлечь малоимущих выпускников школ, средне специальных заведений, способных воспользоваться образовательными кредитами для учебы в вузе, прежде всего, из небольших городов, населенных пунктов.

2. Расширены представления об организации финансово-экономического обеспечения образовательных процессов университетского комплекса на основе анализа конкурентоспособности вуза, в основе которой – зависимость эффективности основной деятельности, объемов финансирования от набора образовательных услуг. Проведены расчеты прибыли вуза на основе специализированных экономико-математических процедур, учитывающих вид образовательной деятельности, уровень базовой подготовки студентов, при различных критериях состояния потребительской среды. Это формирует эффективный набор образовательных услуг, обеспечивающий дополнительное привлечение ресурсов в организацию производственных процессов.

3. Усовершенствована методика расчета себестоимости образовательной услуги на основе затратного метода с делением затрат на прямые и косвенные в части классификации затрат путем введения в состав прямых затрат маркетинговых затрат на создание, реализацию и продвижение продукта высшего образовательного учреждения, что увеличивает эффективность организации деятельности, приносящей доход.

4. Предложено системное маркетинговое управление каждым видом образовательных услуг и программ. Прирост объема реализации услуг за счет внедрения и сбыта образовательных программ достигается в результате осуществления маркетинговых мероприятий, проведение которых предусматривает затраты на обеспечение качества и реализацию образовательной услуги, на распределение, затраты на разработку и реализацию ценовой стратегии, затраты на коммуникационную политику, затраты на подготовку персонала и затраты на оформление месторасположения. Это обеспечит повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг вуза.

5. Разработан и апробирован алгоритм определения эффективности маркетинговой деятельности вуза как составляющей деятельности, приносящей доход. Предложено учитывать результативность затрат на управление элементами комплекса маркетинга в образовании по каждой группе или отдельному виду образовательных программ, что позволяет выявлять наиболее эффективные альтернативы использования ресурсов для организации производственных процессов вуза. Увеличение маркетинговых затрат в отчетном периоде 2010/2011 гг. в себестоимости инженерно-технических образовательных программ с 0,15 % до 0,79 % привело к приросту реализации образовательных услуг на 16%, что подтверждает влияние элементов комплекса маркетинга на активизацию процессов привлечения дополнительных ресурсов в организацию образовательной деятельности вуза.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Расширены научные представления об организации процессов управления образовательной деятельностью вуза в условиях снижения бюджетного финансирования. Систематизированы подходы по: развитию образовательных процессов и их модернизации; формированию инструментов комплексной оценки хода и результатов образовательной деятельности; использованию теоретических выводов и практических рекомендаций на уровне учебного заведения высшего профессионального образования, а также органами исполнительней власти на федеральном, региональном уровнях. Основные теоретические положения работы могут быть использованы в качестве учебного материала при разработке курсов «Организация производства», «Экономика образования».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования были представлены на международных научно-практических конференциях (гг. Ростов-на-Дону) в 2010-2011гг.

Разработанные рекомендации нашли отражение в актах о внедрении: при разработке Программы развития ДГТУ. Отдельные теоретические и методические положения диссертационного исследования были использованы в высших учебных заведениях при чтении курсов «Маркетинг сферы услуг», «Стратегический менеджмент».

Публикации. Основные положения диссертационного исследования представлены в 10 публикациях общим объёмом 9,6 п.л. (из них 6,75 п.л. – авторские), в том числе 3 публикации – в рецензируемых изданиях.

Структура и объем работы обусловлены логикой исследования и последовательно раскрывают обозначенные цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, семи приложений, библиографического списка из 130 источников. Работа изложена на 187 листах, содержит 22 таблицы, 14 рисунков.

Основное содержание работы


загрузка...