Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX- начала XXI веков (15.09.2008)

Автор: Барсукова Наталья Ивановна

Предметно-пространственная среда как информационно-энергетическая система Психологическое поле (по К. Левину)

Объективная реальность, понимаемая как единая информационно-энергетическая система, взаимодополняемая и взаимообусловленная. Феноменологический мир, субъективный характер восприятия объективной реальности.

Предмет создаёт вокруг себя поле, распространяющееся по способу континуума (непрерывного многообразия) и действующее на любое тело, а также испытывающее действие любого тела, помещённого в данное поле. Положительная и отрицательная валентность предметов, создающая определённую связь между предметами и потребностями человека.

Информационно-энергетическая взаимозависимость между предметным окружением и человеком. Формирование квазипотребностей, взаимодействующих с валентностью предметов. Влияние на поведение человека.

Субъект и материально-вещное окружение = предметно-пространственная среда.

Конкретное поведение человека является реализацией его возможностей в данной среде. Субъект и психологическое окружение = жизненное пространство индивида.

Конкретное поведение человека является реализацией его возможностей в данном жизненном пространстве.

Среду как информационно-энергетическую систему есть смысл, в данном случае, рассматривать как универсальную и интегральную проектную категорию. Учитывая, что все средовые инициативы постмодернизма направлены, так или иначе, на человека, необходимо подчеркнуть, что вся среда обитания, сформированная искусственным образом пластическим преобразованием пространства, не может быть нейтральной по отношению к нему, она воздействует на его настроение, эмоциональное состояние, психику и здоровье или положительно, или отрицательно. При этом среда либо усиливает объективное эмоциональное содержание основных происходящих в ней процессов, либо ослабляет.

В результате анализа ряда тенденций автор приходит к выводу: формы предметно-пространственного окружения обладают смысловой нагрузкой, несут информацию, помогающую устойчиво поддерживать общественно санкционированные типы поведения людей и закреплять традиции культуры. Речь идёт и о возможности отражать в облике изделия, в его знаковой форме, различные социально-эстетические представления, включая соответствие изделия стилевому направлению.

Эти выводы должны принципиально изменить саму методологию проектной деятельности. Так как средовой подход сместил фокус внимания дизайнеров и архитекторов в их деятельности с самого продукта на аудиторию, которой он предназначен, это делает их работу особенно ответственной. Владея средствами визуального воздействия и знанием психологии восприятия, дизайнер, включённый в коммуникативные процессы, по существу, отвечает за адаптивность выдвигаемого им проекта для конкретного индивида. Зная это, нельзя учитывать только утилитарные и эстетические потребности человека при формировании предметно-пространственной среды, необходимо решать проблемы его физического и психологического здоровья, так как в настоящее время невозможен и неприемлем дизайн, не связанный с социологическими и психологическими аспектами жизни.

В четвёртом разделе «Всепроникающая проектность как способ гуманизации и экологизации среды обитания человека» раскрыты основные принципы гармонизации средового дизайна в современном западноевропейском постмодернизме, которые основываются на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Показано, что средовой дискурс постмодернизма не приемлем без решения экологических проблем. Возникший в 70-х годах прошлого столетия, параллельно с постмодернистской ментальностью, экологический подход в дизайне явился реакцией на стихию научно-технической революции, что и сделало актуальной тему среды.

Автор подчёркивает, что поскольку экологическая проблема – это проблема преобразующей человеческой деятельности и её последствий, то осознание этой проблемы выводит сегодня в центр внимания средового проектирования аксиологические структуры жизнедеятельности. Поскольку ядро экологической проблематики составляют ценностные представления общества, в функции дизайна включается и формирование новой структуры потребностей. В связи с этим, выступает вперёд проблема целостного понимания личности и её жизнедеятельности – выявления её структур во всей их разновидности и взаимосвязи в целостном единстве жизнедеятельности.

Учитывая, что экологическое сознание становится сердцевиной средового проектирования, автор отмечает, что в постмодернизме происходит не утрата ценностей, а их переосмысление, проявившееся в европейской гуманизированной городской среде в таком феномене как всепроникающая проектность. Это предполагает целостный подход к экологически целесообразной среде обитания человека, синтезирующей технические, социальные и художественные решения, но, прежде всего, качественно новое представление о роли человека в мире, принимая во внимание вопросы антропологии и психологии.

Таким образом, установка на активное силовое преобразование объектов уже не является эффективной для проектной культуры. В результате анализа проблем экологически целесообразной среды обитания человека, решаемые, так или иначе, многими зарубежными дизайнерами, диссертант делает вывод. Средовой дизайн ориентирован на создание фактически новой синтетической среды – экосистемы – обладающей повышенными комфортными показателями без ущерба для природного фона Земли (к примеру – средовой комплекс в Париже, включающий в себя парк Берси и Национальную библиотеку Миттерана (Д. Перро) с углублённым двором с естественной природной средой соснового бора).

Современная научная парадигма основывается на представлении о равновесии всех составляющих Вселенной – на всех уровнях прослеживается гармония мира и его приспособленность для существования в нём человека. При этом предполагается, что характер деятельности человека имеет не только социальный аспект, но воспринимается как неразрывная часть природы и мироздания в целом. В отечественной проектной культуре эта тема поднималась Ю. Лебедевым ( им была предложена концепция конкретно-образного представления гармонии в архитектуре – на уровне материального, структурного формообразования. Согласно этой концепции, материальным, комплексным (синтезирующим) выражением гармонии является развивающаяся во времени и пространстве живая природа. Основные, объективные черты природы, порождающие гармонию, ( динамизм, целостность, непрерывность и цикличность преобразований. Гармония в своей целостности есть выражение всеобщих законов природы и их неразрывной связи; человек эстетически осваивает эти законы, исторически приобретающие социальный характер.

Исследования учёных психофизиков показали, что сенсорные алгоритмы, опирающиеся на гармонические соотношения, «есть продукт биологической эволюции мозга, восприятие этих соотношений может оказаться интуитивным, подсознательным в нашей психике». То, что является прекрасным для одного человека предположительно должно быть прекрасным для другого. В диссертации показано, что возможность гуманизированного взаимодействия человека и предметно-пространственной среды средствами дизайна за счёт гармонии и красоты природных отношений наиболее соответствуют природе человека как биосоциального существа и индивидуума.

В результате доказана возможность синтеза научных принципов постмодернизма, позволяющего осуществлять целостный учёт условий проектирования, и дизайна, подразумевающий изменчивость человека и предметной среды, в рамках модели гармоничного взаимодействия человека и предметного мира. В данной главе на примере гармонических канонов природы, известных естественнонаучным дисциплинам, выявлены основные элементы гармонизации, которые трактуются как реакция человека на адекватность восприятия гармоничных форм природы.

Диссертант доказывает, что современное западноевропейское средовое проектирование построено на взаимосвязанности предметного мира, универсальном подходе к природе, отношении к среде обитания человека с позиций гуманизма и органики, на исследовании реальности, на эмоционально-прочувствованном переживании средовой ситуации и поведенческого типа. Средовой дизайн, архитектура, садово-парковое искусство объединяются в постмодернизме на базе теоретических знаний психологии, эстетики, эргономики, экологии и других наук с целью создания всеобъемлющей Среды обитания человека.

В пятом разделе «Модель средовой стратегии» автор подводит итоги и формулирует основные парадигмальные ориентиры современной западноевропейской постмодернистской проектной этики, в основу которой положено неприятие идей господства над природой, обществом, личностью, одной культуры над другой.

В результате исследования автор делает вывод – методология постмодернистского средового дизайна основана на синтетическом постижении мира с позиции новых установок – не покорение и овладение пространством, не господство над природой, а сотрудничество с ней. Это отразилось в особенностях средового проектирования, которое построено на представлении о континуальном пространстве, на взаимосвязанности предметного мира, на новых представлениях о времени как о процессе. Природа воспринимается как живой организм, частичкой которого является сам человек. Это предполагает такой угол зрения на объект дизайна, который видится не как отдельная, изолированная в пространстве вещь или средовой комплекс, а как целостный фрагмент действительности, окружающего мира.

Результатом диссертационного исследования явилась разработка модели средовой стратегии (табл. 4.2), которая принципиально ориентирована на дизайнерское видение всех рассмотренных проблем:

– целостное отношение к среде обитания человека с позиций гуманизма, органики и универсальности, адекватность восприятия гармоничных форм природы, побуждающих человека к созданию искусственной динамичной, саморазвивающейся, развёртывающейся во времени и пространстве среды как чувственному аналогу абстрактной идеи пространственно-временного континуума;

– сохранение экологического равновесия природы, человека и среды жизнедеятельности;

– исследование потребностей человека и поведенческого типа;

– изменение отношения к повседневности, не только как к месту продолжения рода и типизированному быту, а как месту образования культурных смыслов, с одновременным обострённым вниманием к глубинным и тонким процессам и структурам жизни личности;

– принцип саморазвития – средовой дизайн позиционируется в открытых самоорганизующихся средовых системах, ориентированных на динамичные и познавательные интенции современного человека как способа бытия;

– комплексный подход, создание динамичной, открытой, многослойной, многофункциональной, способной к трансформации среды обитания человека, где последний является её активным компонентом;

– оригинальность дизайн-концепции; рационально-игровая конструктивность, технологичность, выразительность, колористическое разнообразие;

– адресность, соблюдение этических норм, равноправия по отношению ко всем социальным и возрастным группам, людям высокого и низкого роста, взрослым и детям, внимание к деталям;

– преемственность традиций, их упорядоченность по принципу «кристалла», учёт культурной традиции, общечеловеческой ориентации, цивилизационных достижений;

( разнообразие архитектурно-дизайнерских объектов, многофункциональность средовых компонентов, органически сочетающихся друг с другом и окружающей средой;

( использование природных моделей и биологических ресурсов вместо ископаемого горючего, использование эффективного энергопланирования, теплоснабжения и климатизации, использование экологически чистых возобновляемых источников энергии, оптимальное использование затребованной энергии;

( применение строительных материалов повторного использования;

( достижение максимального эстетического эффекта.

Выводы и рекомендации

1. Впервые раскрыты и введены в научный обиход художественно-эстетические и гуманистические ценности, выработанные проектной культурой постмодернизма, определены тенденции, которые формирует и отражает современный этап этого процесса в средовом дизайне.

2. Дана оценка проектной ситуации постмодернизма, доказывающая гипотезу автора о том, что постмодернизм является основательным этапом художественно-проектной культуры, получившим своё новое выражение в европейском средовом дизайне. Конкретизированы временные границы второго этапа постмодернизма (с 80-х годов прошлого столетия до настоящего времени), показана значимость этого этапа как современного периода, как «второй волны» течения.

3. Впервые выявлены мировоззренческие истоки и социально-культурные предпосылки формирования средового дизайна, в которых заключены позитивные качества постмодернизма. Путём суммирования дизайнерского опыта постмодернизма, его истоков, концепций и комплексного анализа конкретной художественно-проектной практики показано, что постмодернизм опирается на философские обобщения, суммирующие и одновременно стимулирующие кардинальную переоценку ценностей в современном художественном и научном мировоззрении.

4.Впервые сформулированы базовые принципы аксиологического подхода, разработанного в средовом дизайне, составляющего основные приоритеты, духовную осмысленность и ценностную значимость постмодернизма. Впервые доказано, что качества ценностной значимости постмодернизма и его духовной осмысленности наиболее полно реализовались в средовой парадигме проектной культуры.

5. Впервые исследованы теоретические и методологические принципы средового дизайна в контексте постмодернистского мировоззрения и определены место и роль средового дизайна в современной проектной культуре. Впервые выработаны концептуальные подходы к методам средового проектирования в современном дизайне и определены пути внедрения этих методов в отечественную проектную практику.


загрузка...