Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX- начала XXI веков (15.09.2008)

Автор: Барсукова Наталья Ивановна

В архитектурно-дизайнерском творчестве модернизма апологетика техницистского максимализма была обозначена во всем: как в доминировании универсальных ценностей над ценностями самобытных социальных групп населения, так и в методах проектирования.

Проблемы аутентичности и конгруэнтности человека разрабатывали С. Мадди, К. Роджерс и др.

Савостицкий Ю. Построение метамодели недостаточно изученного объекта //Философские аспекты системных исследований. //Тр. Философского (методологического) семинара ВНИИ системных исследований. М.,1980.

Пузанов В. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне. Автореф. дис. …док. иск. М.: ВНИИТЭ, 1992.

Глазычев В. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986, С. 480.

Тасалов В. Очерк эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М.: Наука, 1979, С.87.

Иконников А. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995, 480 с.

Отыскать сущность пространства помогает сам язык: нечто просторное, свободное от преград, открытость для человеческого поселения и обитания. Мифологическая трактовка слова указывает на странствие в пределах солнечной системы – про-странство равно слову про-странствие (в обоих случаях особое местоположение занимает слог ра).

Ионин Л. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.

Художественный замысел согласован с функциональными задачами – светозащитные панели работают по принципу диафрагмы в объективе фотокамеры и автоматически регулируют количество проходящего света в интерьеры.

Лотман Ю. Игра. //БСЭ. М.,1978, С.79(80.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988, С.157.

В данном случае речь не идет о традиционной музеелогии, в которой обязательное отнесение данного феномена среды к формальному классу коллекционных или ансамблевых. Современный средовой подход проявился в следующем: взаимодействие с местным населением, связь с его хозяйственной и культурной деятельностью, наличие чётко зафиксированной социальной миссии, направленной на творческое развитие местного сообщества. Таким образом реализуется принцип средового музея, экомузея, живого музея, часть которого под открытым небом. Общественности этот средовой комплекс известен как «Музей керамики и живописи Юрия Новикова» (учитывая его огромную значимость и культурную роль для города). Такое название соответствует современной постмодернистской тенденции (и уже традиции) создания средовых музеев за рубежом.

Глазычев В. Русский дом – поиски стиля // Российская провинция, №1, 1995.

Генисаретский О. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Дис….док. иск. М.: ВНИИТЭ, 1990.

Ноосферную трактовку культурного ландшафта как модели природы дают в своих работах Е. Колбовский, Ю. Веденин, О. Лавренова.

Лебедев Ю. Архитектурная бионика: гармонические принципы формообразования и живая природа //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Человек(природа(искусство. Л.: Наука, 1986.

Рыбин И. Психофизика: поиск новых подходов./Природа.1990, №2, С.19(25.

Самохвалова В. Красота против энтропии (Введение в область мегаэстетики). М.: Наука, 1990, С. 28.

Таблица 4.2 Модель средовой стратегии

Методология

деятельности

Результат

деятельности

Системно организованная природная среда (пространство)

Представление о живой природе как о синтезирующем выражении гармонии

Пространственно-временная множественность

как онтология реальной действительности

Информационное давление на человека

Адекватность восприятия

гармоничных форм

природы

Материализация абстрактной идеи пространственно-временного континуума в виде развертывающейся динамичной среды саморазвивающейся среды

Человек

Дизайн среды

(объект проектирования – целостный фрагмент окружающего мира)

Нелимитированность, открытость, способность к трансформации

Взаимосвязанность предметного мира

во всех аспектах


загрузка...