Исследование и картографирование подводного рельефа в познании природы Мирового океана (15.09.2008)

Автор: Агапова Галина Владимировна

- структура организации процесса патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования, механизмы организационно-педагогических действий включают следующие направления: воспитание в процессе обучения и внеучебную деятельность; сотрудничество с семьёй с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата; организацию воспитательной работы вне образовательного учреждения в контексте взаимодействия учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, учреждениями культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, высшими военно-учебными заведениями, райвоенкоматами и воинскими частями, ветеранскими, поисковыми, религиозными, молодёжными и др. организациями патриотической направленности, клубами и центрами

- управление патриотическим воспитанием на разных уровнях её организации (учебное заведение, регион) строится на основе принципов научности, инновационной направленности, позволяющих модернизировать и развивать эту систему при внедрении соответствующих методов, средств и форм управления;

- в целях реализации деятельности по подготовке молодёжи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации необходимо активное использование потенциала военно-патриотических организаций, военных образовательных учреждений.

2. Разработанная модель как основа реализации процесса патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования включает: педагогические цель, задачи, принципы построения деятельности, технологию организационно-педагогических действий, объекты и субъекты воспитания, методы, формы и средства, соответствующие возрастным особенностям молодых людей, обучающихся в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, оценку эффективности, систему программных мероприятий позволяет реализовать концепцию в практической деятельности и обеспечивает личностное развитие учащихся и студентов, личностно-ценностное самоопределение молодых людей.

3. Структура организации процесса патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования, технологии организационно-педагогических действий включают следующие направления: воспитание в процессе обучения и внеучебную деятельность, которая предусматривает: организацию внеучебной (внеаудиторной) образовательно-воспитательной работы; сотрудничество с семьёй с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата; организацию воспитательной работы вне образовательного учреждения в контексте взаимодействия учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, учреждениями культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, высшими военно-учебными заведениями, райвоенкоматами и воинскими частями, ветеранскими, поисковыми, религиозными, молодёжными и др. организациями патриотической направленности, клубами и центрами. Данная структура обеспечивает: координацию деятельности органов исполнительной власти области, органов исполнительной власти муниципальных образований, общественных и иных организаций, учреждений образования и иных учреждений социальной сферы по обеспечению эффективности конечного результата работы по патриотическому воспитанию учащейся и студенческой молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации; интеграцию деятельности всех институтов воспитания (семьи, образовательных учреждений всех типов и уровней, учреждений социальной сферы, клубов и центров патриотической направленности, общественных организаций, общественности и т.д.); организацию и проведение работы по патриотическому воспитанию молодёжи, основанную на принципе преемственности обучения и воспитания на различных уровнях образования, на приобщении молодёжи к культурным и историческим традициям своего края, на исторической преемственности поколений.

4. Концепция патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования будет успешно реализована, если обеспечены условия: педагогические (комплексный подход к воспитанию молодёжи в региональной системе профессионального образования; реализация данной деятельности в рамках целостного учебно-воспитательного процесса; интеграция деятельности всех субъектов воспитания в целях создания единого воспитательного пространства в организации деятельности по патриотическому воспитанию молодёжи; определение форм патриотического и военно-патриотического воспитания в контексте изучения богатого отечественного духовного опыта поколений; формирование в сознании молодёжи чувства любви к своему Отечеству на основе чётко определённой мотивации, основанной на идеи служения Отечеству в разных его проявлениях; отказ от преобладания массовых, всеохватных, обязательных мероприятий, возможность широкого выбора форм участия в мероприятиях патриотической направленности; разработка учебных программ, учебно-методических материалов по организации патриотического воспитания, использование многообразных педагогических форм и средств с учётом особенностей разных групп и категорий молодёжи; развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания молодёжи для организации психолого-педагогического обеспечения реализации концепции патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации; организация работы по патриотическому воспитанию молодёжи в региональной системе профессионального образования на основании принципа преемственности воспитания на различных уровнях и этапах обучения молодого человека, предшествующих обучению в системе профессионального образования) и организационные (консолидация деятельности органов исполнительной власти области, местного самоуправления, образовательных и других учреждений социальной сферы, общественных организаций и объединений, всех заинтересованных организаций; обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти, образовательных учреждений, командования воинских частей, руководителей военно-учебных заведений; создание системы управления организации работы по патриотическому воспитанию молодёжи; разработка системы развития и совершенствования подготовки и переподготовки кадров; разработка механизмов повышения качества работы социальных служб, в компетенции которых находятся вопросы патриотического воспитания молодёжи и расширения сферы их услуг по взаимодействию с образовательными учреждениями; привлечение учёных, специалистов – практиков, научного потенциала высших учебных заведений, в том числе и военных, к реализации основных направлений работы по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию молодёжи; создание и укрепление материально-технической базы учреждений образования, клубов и центров патриотической направленности).

5. Реализация концепции патриотического воспитания в военно-учебных заведениях позволит:

- обеспечить подготовку курсантов к воспитательной (патриотической) деятельности в войсках;

- разработать механизмы взаимодействия образовательных учреждений данного типа с другими институтами воспитания, социальными институтами по деятельности, направленной на патриотическое воспитание молодёжи;

- определить степень участия военно-учебных заведений в подготовке молодёжи области к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой исследования служат философские и исторические труды Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. М. Карамзина, А. М. Ковалёва, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, В. В. Розанова, В. С. Соловьёва, П. Б. Струве, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Ф. Фёдорова, П. Я. Чаадаева и других отечественных мыслителей, внёсших вклад в разработку патриотического воспитания граждан.

Методологическим ориентиром исследования служили: психолого-педагогическая концепция деятельности, теория социально-общественной обусловленности воспитания, идеи системного подхода как направления методологии научного познания, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к организации воспитательного процесса (И. П. Иванов, Т. А. Ильина, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов, и др.).

Исследование основывалось на рассмотрении теории педагогического процесса как целостного явления, всестороннего и гармоничного развития личности, гуманистического воспитания (Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, В. С. Ильин, П. Ф. Каптерев, Б. Т. Лихачёв, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.).

Учитывались теоретические разработки в области патриотического воспитания (М.Г. Агаев, Л.И. Аманбаева, С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, А.А. Аронов, М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, Ф.Б. Горелик, В.А. Датский, А.Н. Зайчиков, Г.М. Лисеенко, В.В. Макаров, Р.Л. Рождественская и др.), в системе профессионального образования, в том числе и военного профессионального образования (А.Т. Абдуллаев, В.И. Аллилуев, В.А. Андрощук, А.В. Барабанщиков, М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, Г.И. Гапончук, В.Н. Герасимов, А.Г. Горельцев, Л.Ф. Железняк, В.Г. Звягинцев, В.Н. Иванов, В.М. Коровин, В.И. Лутовинов, В.Т. Михайловский, В.В. Пионтковский, Л.В. Певень, В.А. Середа, Н.М. Снопко, В.Б. Титов, Ю.Н. Черных, А.Ю. Оборский и др.).

Источниковая база исследования: постановления Правительства Российской Федерации, нормативные документы, определяющие требования к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разных типов и уровней; приказы и директивы по воспитательной работе в Вооружённых Силах Российской Федерации, психолого-педагогическая литература по вопросам патриотического воспитания молодёжи.

Методы исследования. В ходе работы использовались следующие взаимодополняющие методы исследования: общетеоретические (мыслительный эксперимент, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительный и логический анализ, аналогия); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, рейтинг, беседы, интервьюирование, социальный опрос, ретроспективный анализ собственного педагогического опыта); теоретический анализ (историографический, сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный) философской, исторической, педагогической, психологической литературы для определения концептуальных основ патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования; праксиметрические методы (изучение и обобщение опыта гражданского и военного образования, анализ учебно-воспитательных концепций, программ); лонгитюдный метод для определения характера изменений содержания работы по патриотическому воспитанию учащейся и студенческой молодёжи в ходе учебно-воспитательного процесса учреждений профессионального образования; метод панельного исследования, позволяющий определить изменения в профессиональном формировании курсантов военных вузов как будущих офицеров-воспитателей на определённых этапах их становления и развития; метод формирующего педагогического эксперимента, который позволил раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию учащейся и студенческой молодёжи, определить возможность оптимизации этого процесса в регионе; частные методы (встречи с учащимися, студентами, курсантами, преподавателями, родителями, руководителями клубов патриотической направленности, военруками, руководителями общественных организаций, руководителями оборонно-спортивных, профильных лагерей допризывной молодёжи, военными комиссарами); статистические методы обработки результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; применением системного подхода к анализу проблемы; комплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования, целенаправленным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что представлена целостная концепция патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования.

Расширены научные представления о сущности и содержании патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования как системно-целостном единстве структурных и процессуальных компонентов, обеспечивающих профессионально-личностное становление и развитие молодых людей, направленное на формирование у них патриотического сознания, утверждение в сознании и чувствах молодых людей социально значимых патриотических ценностей, взглядов, идей, убеждений.

Разработана модель как основа реализации процесса патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования, способствующая реализации концепции с точки зрения отображения и воспроизведения её структуры, свойств, взаимосвязей и отношений между элементами патриотического воспитания в региональной системе профессионального образования.

Разработаны основы организации управления патриотическим воспитанием в региональной системе профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанная концепция патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования:

- вносит вклад в развитие теории патриотического воспитания молодёжи применительно к учреждениям профессионального образования, а также к военно-учебным заведениям;

- определяет научно-педагогический подход к организации патриотического воспитания в региональной системе профессионального образования;

- конкретизирует научные представления об организации управления патриотическим воспитанием в региональной системе профессионального образования, позволяющие контролировать и корректировать этот процесс;

- раскрывает содержание патриотического воспитания молодёжи в региональной системе профессионального образования, её структурные компоненты и механизмы реализации процесса патриотического воспитания как в учреждениях профессионального образования, так и во взаимодействии с другими институтами воспитания;

- позволяет расширить и конкретизировать научные представления об организации воспитательного процесса в военно-учебных заведениях и подготовки курсантов к патриотическому воспитанию военнослужащих в процессе подготовки их к воспитательной деятельности в войсках.

Полученные в исследовании выводы служат теоретической базой совершенствования воспитательной деятельности в системе профессионального образования: выработки принципов, форм, средств, методов патриотического воспитания учащейся и студенческой молодёжи, выявления организационно-педагогических условий и разработки организационно-педагогических основ управления данным процессом в учреждениях профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что практико-ориентированная концепция патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования внедрена в деятельность образовательных учреждений Воронежской области. Обоснована структура организации патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования.

Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при внедрении в образовательный процесс учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования основных положений концепции патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Результаты исследований могут найти применение при разработке научно-методического обеспечения организации патриотического воспитания учащейся и студенческой молодёжи в учреждениях профессионального образования различных регионов.

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические положения и практические результаты исследования докладывались на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях, расширенных заседаниях коллегии главного управления образования Воронежской области, на совете ректоров учреждений высшего профессионального образования Воронежской области, на совещаниях совета проректоров по воспитательной работе учреждений высшего профессионального образования, семинарах-совещаниях заместителей директоров по воспитательной работе учреждений начального и среднего профессионального образования, совещаниях работников муниципальных органов образования Воронежской области, курирующих вопросы воспитания в системе общего образования; на координационном совете по реализации программы патриотического воспитания.

Информация «О работе по патриотическому воспитанию граждан Воронежской области в 2001 году» заслушивалась на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей «О работе федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (13 февраля 2002 г.) и информация «Об организации работы по военно-патриотическому воспитанию студентов средних и высших учебных заведений России» заслушивалась на заседании рабочей группы Российского организационного комитета «Победа» по координации военно-патриотической работы среди молодёжи (18 сентября 2005 г.). В соответствии с протоколами заседаний принято решение одобрить деятельность Воронежской области по организации патриотического и военно-патриотического воспитания молодёжи.

Ход исследования и его результаты обсуждались на: областной научно – практической конференции «300 лет военному образованию России» (Воронеж, 2001); областной научно – практической конференции «Вставай, страна огромная» (Воронеж, 2001); Всероссийской научно – практической конференции «Молодёжь и преступность» (Воронеж, 2003); Международной научной конференции «Славянский мир: общность и многообразие» (Воронеж, 2003); межрегиональной научно-методической конференции «Воспитательная среда ВУЗа как фактор профессионального становления специалиста» (Воронеж, 2004); межвузовской научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетенции управленческих кадров: научные и образовательные аспекты» (Воронеж, 2004); Всероссийской научно – практической конференции «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития» (Москва, 2004); областной научно-практической конференции «Патриотизм в воспитании защитника Отечества» (Воронеж, 2005); межрегиональной научно-практической конференции «Государственная и муниципальная служба в системе политико-административного управления современной России» (Воронеж, 2005); V межрегиональной научно-практической конференции «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» (Воронеж, 2005); республиканском «круглом столе» «Предупреждение асоциальных явлений в подростковой и молодёжной среде: вопросы теории и практики» (Воронеж, 2005); Международной научной конференции «Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних» (Москва, 26-27 августа 2005); Международной научной конференции «Верхний и средний Дон в Великой Отечественной войне» (Воронеж, 2006); V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы вузовского военного образования, гуманитарных и социально-политических наук» (Воронеж, 14-16 ноября 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Правосудие: история, теория и практика» (Воронеж, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание защитника Отечества» (Воронеж, 17-18 октября 2007); Международной научной конференции «Война на Дону. 1942 - 1943» (Воронеж, 2008).

Результаты исследования нашли своё отражение в 3 монографиях, в 16 учебных и учебно-методических пособиях, в 57 научных статьях и тезисах, опубликованных в журналах и научных сборниках. Из 76 научных трудов в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК, опубликовано 11.

Внедрение результатов исследования.

Разработана и внедрена методика работы по патриотическому воспитанию молодёжи в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях структур социума, клубах и центрах патриотической направленности; методические рекомендации по подготовке курсантов к воспитательной деятельности в войсках и организации подготовки курсантов к патриотическому воспитанию военнослужащих.

Разработаны и реализованы:

- областные целевые программы: «Патриотическое воспитание граждан Воронежской области на 2002-2005 годы»; «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, на 2007-2010 годы»;


загрузка...