Исследование и картографирование подводного рельефа в познании природы Мирового океана (15.09.2008)

Автор: Агапова Галина Владимировна

АГАПОВА Галина Владимировна

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

И ПОДГОТОВКА ЕЁ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ

СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Елец - 2009

Работа выполнена в Воронежском государственном университете

Научный консультант: заслуженный работник высшей школы РФ,

доктор педагогических наук, профессор

Коровин Владимир Михайлович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Герасимов Виктор Николаевич

доктор педагогических наук, профессор

Борытко Николай Михайлович

доктор педагогических наук, профессор

Попова Ольга Анатольевна

Ведущая организация: Московский государственный педагогический

университет

Защита состоится 3 июля 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28, ауд. № 301.

С диссертацией можно ознакомиться в научном отделе библиотеки Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28, ауд. № 300.

Автореферат разослан « » 2009 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Герасимова Е.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования: В федеральной «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» определена цель патриотического воспитания, которая предусматривает развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Вместе с тем преобразования, происходящие в российском обществе с начала 90-х годов, способствовали появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизнедеятельности, что привело к существенным изменениям социальных и духовных ориентиров молодёжи.

У современной молодёжи изменилось отношение к таким ценностям, как национальная культура, общественное признание, почёт, интересная работа, чувство национальной гордости, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализм, коллективизм и др., присущим советскому периоду времени.

Одним из характерных проявлений кризиса в воспитании молодёжи в России является существенное снижение (а в отдельной части и полное отрицание) в начале 90-х гг. роли и значения патриотического воспитания, а так же свертывание мероприятий по данной деятельности. Актуальность этого направления воспитания стала приобретать важное значение только с разработкой на федеральном уровне государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. Однако, воспитательная составляющая мероприятий программы была отнесена, прежде всего, к молодёжи, обучающейся в учреждениях общего образования.

Очевидным становится нарушение преемственности поколений, которая складывалась на протяжении десятилетий, что привело к разрыву связей в передаче молодым людям патриотических взглядов. Постоянные изменения в молодёжной субкультуре в стране привели к созданию новых молодёжных движений, связанных с проявлением агрессии и ориентацией на разного рода экстремистские идеи, приверженцами которых становились учащиеся и студенты учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

В современной науке проблема воспитания патриотизма исследуется на философском, педагогическом и психологическом уровнях.

На каждом этапе становления и развития того или иного государства подходы к воспитанию патриотизма изменяются в соответствии с разработанными и принятыми философскими концепциями, педагогическими теориями. Философы античности Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит, руководствуясь идеями патриотизма и гражданской ответственности, рассматривали нравственное самосовершенствование граждан в их деятельности, направленной на процветание общества. Идейной основой эпохи Возрождения становится гуманизм, в основе которого лежит признание необходимости воспитания человека-гражданина, патриота (Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.). Нравственное воспитание в философских взглядах Ш. Фурье, Т. Мора, А. Сен-Симона и др. социалистов-утопистов рассматривается во взаимодействии с формированием гражданских качеств личности, чувства долга для служения интересам общества. В концепциях философов и педагогов XVII – XVIII вв. получают существенное развитие проблемы общечеловеческого, патриотического и гражданского воспитания (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.), патриотизм рассматривается как проявление гражданами чувства национальной гордости за страну.

Рассмотрение патриотизма как неотъемлемой и в тоже время важнейшей составляющей нашего бытия, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его эволюции и дальнейшей судьбы нашло отражение в философских и исторических трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.В. Розанова, В.С. Соловьёва, П.Б. Струве, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Фёдорова, П.Я. Чаадаева и других отечественных мыслителей.

На философском уровне раскрывается содержание понятия «патриотизм»; в его основе лежит философское понимание мира, убеждения, вера, духовность и ответственность за будущее страны; выявляется соотношение рационального и эмоционального в патриотизме; рассматривается патриотизм как социальное явление и его содержание, связанное с девальвацией системы традиционных ценностей (А.А. Аронов, В.И. Бойко, В.И. Деникин, Н.А. Захаров, И.М. Ильинский, А.М. Ковалёв, В.И. Лутовинов, В.В. Макаров, Е.Г. Радионов, П.М. Рогачёв, М.А. Свердлин Б.К. Тебиев, А.И. Шендрик и др.).

На психологическом уровне патриотизм рассматривается как личностное качество в различных формах его проявления (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, В.К. Вилюнас, А.Н. Вырщиков, Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.А. Магометов и др.).


загрузка...