Развитие аналитических способностей при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования (15.08.2011)

Автор: Целикова Мария Петровна

Пропедевтическое изучение синтаксиса в начальных классах предполагает раскрытие его единиц в речевых образцах, расширяющих речевой синтаксический опыт учащихся. Накопление наблюдений в процессе языкового анализа, введение термина с определением понятия являются основными этапами процесса формирования грамматического знания в начальной школе.

Уже в сензитивный период, в котором пребывают ученики, возникают и развиваются способности к осознанию теоретического материала. Любой мыслительный процесс начинается с разрешения проблемных ситуаций. Сравнивая и сопоставляя языковые явления, школьник устанавливает их тождество или различие. Сравнение приводит к элементарным классификациям. На этом этапе формируются умения: 1) делить текст на предложения, 2) различать простое и сложное предложение, 3) составлять (придумывать) простые и сложные предложения, 4) находить главные и второстепенные члены в простом предложении, 5) производить разбор сложного предложения по членам предложения.

В начальных классах для грамматического анализа даются предложения с составными глагольными сказуемыми и составными именными сказуемыми для активизации мыслительных способностей школьников. На этапе систематического изучения синтаксиса в содержание обучения включается и отработка умений трансформировать синтаксические структуры, близкие по значению (придаточные определительные и причастные обороты; придаточные обстоятельственные и деепричастные обороты; и др.); линейное повторение узловых вопросов теории синтаксиса; моделирование синтаксических структур; полный синтаксический анализ текста.

Умения формируются с помощью заданий и упражнений, ориентированных на развитие познавательной активности. Упражнения по синтаксису типизированы таким образом: 1) распознавание синтаксических конструкций и объяснение их; 2) конкретизация понятия и правила с помощью примеров на новом языковом материале; 3) построение синтаксических моделей по образцу или схеме; 4) составление графических схем предложений и целых текстов; 5) нахождение общего и различного в построении и значении синтаксических структур; 6) выполнение лингвистического эксперимента: замена синтаксических структур, включение и исключение фрагментов предложения и текста с последующим объяснением изменившейся семантики высказывания.

В нашем исследовании была проведена работа над всеми видами синтаксических умений в начальных, средних и старших классах, а также в вузе на коррекцию синтаксических умений (например, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по средствам связи – сочинительным и подчинительным союзам, - обозначающим виды сочинительной и подчинительной связи). Эти умения являются базой для формирования более частных классификационных умений (например, определять типы бессоюзных сложных предложений по характеру смысловых связей между предикативными частями, входящими в состав сложного предложения).

Умение разложить сложное предложение на предикативные части, увидеть и проанализировать их структуру, определить взаимосвязь и взаимообусловленность относится к числу аналитических, необходимых для развития всех важнейших мыслительных способностей учащихся и для успешного результативного познавательного процесса.

Умение на слух и в процессе письма заметить синтаксические признаки, воспринимать их в системе, быстро улавливать особенности синтаксических конструкций, характер их связей свидетельствует о развитости аналитических способностей школьника. Аналитические способности, связанные с осуществлением синтаксического анализа предложения, основывается на аналитических умениях учебно-языкового типа: метода полного (частичного) анализа на зрительной и слуховой воспринимаемости дидактического материала, развернутого описания с элементами рассуждения, характеристикой признаков синтаксических единиц (возможно с составлением схем). Синтез грамматических умений базируется на опознавательных, классификационных и аналитических способностях обучаемых. С.Л. Рубинштейн считал, что «… синтезом раскрываются существенные связи целого. Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения». Процесс развития аналитических способностей учащихся на основе вырабатываемых грамматических умений переходит от анализа свойств синтаксического явления к выяснению характера отношений между ними: развитие способностей непосредственно связано с ростом грамматических знаний.

Развивать аналитические способности учащихся на уроках русского языка – значит формировать умения правильно представлять явления языка в их существенных свойствах и отношениях:

- выделение главного, существенного в языковых явлениях;

- установление сходства и различия в фактах языка;

- группировка, классификация языковых явлений по одному или нескольким основаниям;

- установление и аргументация обобщающих выводов;

- обоснование истинности или ложности тех или иных утверждений.

В старших классах коррекция синтаксических умений осуществлялась и на языковом материале повышенной трудности (синтаксический анализ членов предложения, представляющих устойчивое сочетание слов, фразеологизмы и др.), например:

1.Больше трех десятков животных рассыпалось по каменистому склону (И. Соколов-Микитов). (Подлежащее выражено нечленимым синтаксически словосочетанием и состоит из 4-х слов). 2.Безжизненным, мертвым показывается лес (И. Соколов-Микитов). (Сказуемое с двунаправленными связями имеет некоторые трудности в разборе). 3.В самый день отхода погрузили (что? сколько?) несколько бочек с бензином, которые по пути корабля взялись забросить на соседнее становище (И. Соколов-Микитов).

При синтаксическом разборе анализируются не слова, как лексические единицы, а члены предложения, которые определяются по грамматическим вопросам, поэтому член предложения может быть выражен не только одним словом, но цельным словосочетанием с несколькими словами. Сопоставление одного и того же синтаксически нечленимого словосочетания то в роли подлежащего, то в роли дополнения развивает аналитические способности учащихся, учит их дифференцировать синтаксические явления на дограмматическом, общесмысловом уровне.

Результаты контрольного эксперимента показали, что в классах с опытным обучением учащиеся быстрее овладевают приёмами грамматического разбора, имеют более высокую степень осознанности операций при выполнении видов грамматического анализа предложения, более способны мыслить обобщённо, составляя структурные схемы предложений.

Качественный и количественный сопоставительный анализ экспериментального исследования знаний учащихся на втором этапе показал, что в контрольном (9 «а») классе среднее количество ошибок на одного учащегося – 1,82%, а в экспериментальном (9 «б») классе среднее количество ошибок на одного учащегося – 0,64%.

Результаты сопоставительного анализа в 10-ых классах при тех же критериях оценки на втором этапе показали, что в контрольном (10 «а») – 1,38%, а в экспериментальном (10 «б») – 0,5%.

Результаты сопоставительного анализа в 11-ых классах при тех же критериях оценки на втором этапе показали, что в контрольном (11 «а») – 1,48%, а в экспериментальном (11 «б») – 0,48%.

В процессе опытного обучения достаточно успешными проявились следующие умения:

- овладевать грамматическими значениями;

-устанавливать смысловые отношения между словами в словосочетании, частями простого предложения и простыми предложениями в составе сложных;

- понимать семантические отношения между предикативными частями сложного предложения, характеризовать структуру и значение каждой части, определять виды простых и сложных предложений;

- доказательно рассуждать, опираясь на мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.

Сформированные в процессе опытного обучения сложные умения свидетельствуют о развитой способности учащихся к пониманию закономерных связей языка и речи, вытекающих из синтаксического знания, применения знаний на практике.

Общий уровень развития аналитических способностей, проявившийся при синтаксическом анализе в экспериментальных классах, значительно повысился, так как анализ простых и сложных предложений проводился по более совершенной схеме, разработанной автором: с соблюдением последовательного нарастания трудностей, учёта индивидуального развития, подбора дидактического материала, использования учебных ситуаций и учебного диалога, применение проблемного метода обучения, активного использования графических схем и др.

Практическая значимость проявлялась в разработке и внедрении в широкую практику программ, учебных пособий, методических рекомендаций для школы и спецкурсов в вузе по синтаксису, учитывающих специфику мыслительных операций, основанных на способностях к анализу, синтезу, сравнению, обобщению языкового материала, в отборе и апробации языкового материала для аналитической работы с учётом трудностей синтаксического анализа в простом, осложнённом, сложном предложениях, в создании алгоритмизированных образцов (для синтаксического анализа разных единиц), позволяющих актуализировать мыслительные операции и продуктивно развивать аналитические способности; в подготовке к широкому использованию практикоориентационный материал на принципиально новой основе его анализа на разных ступенях непрерывного образования.

В заключении содержатся общие выводы по результатам диссертационного исследования. Синтаксис дает теоретическую основу умственному развитию школьников как предмет высокого уровня абстракции. Именно синтаксический разбор как метод теоретического изучения языка активно развивает аналитические способности учащихся на основе принципов преемственности и перспективности и в условиях непрерывного образования.

Анализ школьных программ и учебников показал, что существуют нереализованные возможности развития аналитических способностей учащихся средствами синтаксического анализа. Повышение роли познавательных аналитических упражнений на основе принципов преемственности и перспективности в обучении являются необходимым условием результативного усвоения синтаксиса и развития аналитических способностей.

Выяснена высокая эффективность такого методического приема, как дидактическая игра, как вида учебной деятельности, положительная роль программированного обучения для учащихся начальных классов, применение семантико-стилистического анализа сложных синтаксических структур (например, периода) для углубления филологической подготовки старшеклассников.

Концептуальные положения исследования по развитию аналитических способностей учащихся средствами синтаксического анализа в условиях непрерывного образования подтверждены теоретико-экспериментальным анализом и диагностикой на всех этапах исследования. Эффективность предложенной методики доказана положительными результатами эксперимента.

Вопросы, связанные с другими, не менее важными качествами развития умственных способностей учащихся в процессе синтаксического анализа (мобильности, оперативности, критичности, доказательности и т.д.), остаются актуальными для методической науки.

Научные основы в исследовании проблемы развития аналитических способностей учащихся на разных ступенях непрерывного образования представлены со стороны общеметодических принципов преемственности и перспективности в изучении синтаксиса, от реализации которых зависит эффективность процесса обучения и развития учащихся от начального школьного этапа до послевузовского. Организация непрерывного образования требует целенаправленности и системности, что, как показывает анализ программ и учебников, не всегда учитывается как необходимость в соотнесённости познания лингвистического материала и развития интеллектуальных способностей учащихся. В качестве универсального метода для осознания синтаксических явлений и плодотворного развития аналитических способностей учащихся предложен и обоснован синтаксический анализ с его возможностью усложняться и обогащаться системно в соответствии с усложнением синтаксической теории и практики и повышения развития аналитических способностей учащихся.

Лингвистическое мышление учащихся развивается постепенно, с применением активных методов изучения синтаксиса. Продуктивны и нестандартные методы дидактической игры. В системе обучения синтаксису придано особое значение анализу взаимодействия единиц разных языковых уровней с синтаксическими единицами и показана роль грамматики в интеллектуальном развитии личности. Синтаксический разбор рассмотрен в логике «от простого к сложному», в динамике изучения курса синтаксиса от начального школьного образования к послевузовскому с позиции его развивающего потенциала для активизации аналитических способностей учащихся и развития их мышления.

Типология упражнений отражает ориентированность в изучении синтаксиса на умения аналитического характера (опознавать, сравнивать, классифицировать и др.), связанные с учётом трудных для анализа случаев. Лингвистическая основа упражнений строится с учётом возрастных особенностей учащихся. Одной из важных сторон изучения синтаксиса является взаимообусловленность в анализе синтаксических структур и их пунктуационного оформления. Параллельное внимание к интонации на протяжении всего процесса изучения синтаксиса делает анализ продуктивным для развития всех видов речевой деятельности (слушания, чтения, письма, аудирования) и обеспечивает большую успешность в коммуникации.

Для непрерывного образования на принципах преемственности и перспективности важны последовательные этапы в применении схем при изучении синтаксиса. Уровневые схемы возможны на всех этапах изучения сложного предложения и в самообразовании, если алгоритмы их создания усвоены осознанно. Они же помогают в коррекционной работе по пунктуации на основе синтаксического анализа и выразительности речи.

В концепции учебной работы, развивающей аналитические способности, уделено особое внимание грамматико-стилистической категории периода как сложного предложения. Методика работы с периодом повышает лингвистическую подготовку учащихся и аналитические способности опознавать и характеризовать по отдельным признакам и в совокупности эту категорию в литературных текстах, что положительно сказывается на текстовой компетенции. Таким образом, идея компетентности в овладении языком рассмотрена значительно глубже, чем это принято: значительную роль в этом играет опора на способности ученика путем аналитической работы увидеть и осознать разнообразие и множество смыслов и структур, существующих в языке и передаваемых языком.

Приложение к диссертационному исследованию включает:

1 – Рабочую программу авторского исследования «Пропедевтическая работа по синтаксису в 4 и 5 классе в целях развития аналитических способностей учащихся»;


загрузка...