Роман в таджикской литературе ХХ века (проблемы формирование жанра) (15.08.2011)

Автор: Шамсидин Солихов

Второй раздел четвертой главы - «Романы Джалола Икрами и изучение литературных традиций»- посвящен анализу и интерпретации структурных и содержательных особенностей романной прозы в творчестве Дж. Икрами.

Дж. Икрами своим первым романом «Шоди» продолжил традицию, начатую С. Айни в современной таджикской литературе. Как считает сам писатель, в романотворческой школе его учителями являются С. Айни и М. Шолохов. Если обратить внимание на то, что роман «Шоди» по охвату событий является продолжением романа «Рабы» С. Айни, то по охвату темы и описанию образов героев произведения имеет определенные схожие контуры с романом М. Шолохова «Поднятая целина». По мнению Т. Ломидзе, «Поднятая целина» помогла Джалолу Икрами заметить определенные тончайшие стороны жизни своего народа и связать реальную жизнь с мечтой отдельно взятых людей».

Следует отметить, что этот роман Дж. Икрами был издан после тщательной редакции С. Айни, о чем Дж. Икрами пишет в своих воспоминаниях: «Так и я написал роман «Шоди» на 36 школьных тетрадях арабской графикой. После обсуждения с издательстве эти тетради я прислал устоду Садриддину Айни в Самарканд. Через некоторое время устод Садриддин Айни прислал обратно мне эти тетради. Эти тетради с редакцией устода до сих пор хранятся у меня, так как эти тетради стали для меня целой литературной школой.

В этой редакции устод Садриддин Айни не только корректирует языковые особенности, но и высказывает мнения о событиях, образах. Редактор на последней страницы тетради отмечает, что «Этот роман хорошо написан, но если писатель еще будет работать над ним, то будет своевременным и нужным».

С точки зрения содержания роман «Шоди» более схож с публицистическими романами, которые были весьма популярными на ранних стадиях литературы ХХ века. Своеобразие романа «Шоди» заключается в том, что в нем главными героями становятся Шоди - сын простого дехканина, Истадака и Али, которые в дореволюционной жизни заработали на жизнь у землевладельцев, не имея ни земли, ни средств пропитания. Этим Дж. Икрами показывает бесконечное многообразие человеческих характеров, людских судеб во всей достоверности их индивидуальных особенностей, жизненных красок. Решение судьбы каждого персонажа воспринимается как единственно верное, неизбежное, обусловленное всем развитием характера, хотя и изобилующим самыми крутыми поворотами. Можно сказать, что благодаря роману «Шоди» человек развивает свое мышление и кругозор, а также познает определенные тонкости человеческой жизни и окружающего его мира. Уместно по этому поводу отмечает Т. Рымар, полагая, что роман является не только формой мышления, но и формой миропознания. Таким образом, роман «Шоди» изображает одну из эпох ломок общественного уклада, автор сумел посмотреть на жизнь глазами народа. Язык и поведение героев романа, их мысли и чувства типичны для простых людей в эпоху коллективизации. Все это говорит о том, что роман «Шоди» - подлинно народное произведение, которое написано простым доступным языком.

Психологизм и раскрытие характеров Дж. Икрами, начатый в романе «Шоди», в другом его романе «Признаю себя виновным» проходит красной нитью через все эпизоды произведения, что свидетельствует об углублении и совершенствовании данного метода выражения мысли и формы миропостижения. Особенность романа «Признаю себя виновным» - динамика событий и психологизм в раскрытии человеческих характеров и в нем прослеживаются нравственные искания молодых людей.

Отличительная особенность творческой мастерской Дж. Икрами заключается в том, что в центре его творчества находится внутренний мир неповторимых личностей, со всеми своими достоинствами и пороками, противоречиями и конфликтами. Дж. Икрами не разделяет своих героев на положительных и отрицательных, и нарушив такой стереотип, писатель удачно доказывает, что внутренний мир человека, его натура настолько сложны, что строго их делить или группировать и этим самим поставить клеймо качества на людей в определенной степени противоречит законам природы. По мнению М. Шакури, произведения Дж. Икрами заполнены разными событиями, острыми сюжетами, глубоким психологизмом и эти особенности выделяют его творчества среди других художественных произведений.

С этой точки зрения трилогия Дж. Икрами «Дочь огня», «Двенадцать ворот Бухары» и «Поверженный» открывает новую веху исторических романов с привлечением новых неповторимых образов и разных характеров с глубоким психологизмом. При этом Дж. Икрами строго соблюдает многовековую традицию преемственности, и поэтому в романе часто встречаются стихотворные строки, бейты и высказывания из творчества классиков персидско-таджикской литературы Хафиза, Саъди, Бедиля, Хакани. Дж. Икрами в своих сочинениях не обходится без крылатых фраз и стихотворных строк из устного народного творчества, без пословиц и поговорок, которые могут вдвое усилить действенность художественного слова. В первой книге трилогии «Дочь огня» повествует об истории Бухары 1900-1920 годов, рассказывает о дореволюционной жизни города и его обитателях - бедняках ремесленниках, о дворе эмира, о намечающихся социальных переменах. Действия двух остальных книг – «Двенадцать ворот Бухары» и «Поверженный» происходят в послереволюционные годы в обстановке жестокого классового конфликта.

Творчество Дж. Икрами воплощает в себя удачное слияние европейского романотворческого стиля и многовековой традиции романной прозы персидско-таджикской литературы.

Третий раздел четвертой главы- «Сотим Улугзаде и национальный реалистический эпос»- посвящен проблемам развития исторического романа в современной таджикской литературе.

Основу творчества С. Улугзаде составляют главным образом, так называемые атрибуты историчности и событийности художественного произведения, ожидающие своего всестороннего исследования в таджикском литературоведении. Существует точка зрения о том, что атрибут историчности не представляет собой определенную жанровую принадлежность и является более растяжимым и всеохватывающим понятием в отношении к литературным жанрам. Н.Д. Тамарченко, придерживаясь концепции и теории М. Бахтина, считает, что основные атрибуты или показатели исторического романа считаются соотношением историчности и событийности, что прослеживается в романной прозе классического периода. По его мнению, в Европе ХIХ века существовал три вида исторического романа, образцами которых являются психолого-приключенческий роман В. Скотта «Айвенго», философско-приключенческий роман В. Гюго «Человек, который смеется» и народные эпические произведения Н.В. Гоголя.

Проявление особенностей европейского жанра романа в творчестве прозаиков стран Востока заключается в том, что атрибут историчности находится в тесной связи с национально-патриотическими чувствами конкретной нации и народа. Известный иранский литературовед М. Гулям считает, что образцы жанра романа, прежде всего нужно искать в художественных произведениях исторического характера, а именно в исторических романах. Такого мнения придерживаются и таджикские ученые Г. Кадыров, Х. Шарипов, Л. Демидчик, которые считают атрибут историчности как основное определение исторического романа. Через призму творческого взгляда С. Улугзаде можно просмотреть целую картину истории таджикского народа, начиная с самых древних времен («Рудаки», «Согдийская легенда», «Восе», «Фирдоуси») и кончая строительством социалистического строя («Утро нашей жизни»). В целом С. Улугзаде своими историческими произведениями смог создать целую историческую панораму жизни таджикского народа.

Писатель в своих исторических произведениях, в основном, преследует две главные цели, первая из которых заключается в реальном и объективном описании исторического факта, исторической ситуации и социального положения того же исторического времени. Другая творческая цель автора заключается в том, что своим творчеством С. Улугзаде сохраняет определенные исторические факты и события, которые являются весьма важными и ценными для каждого народа. Таким образом, С. Улугзаде в каждом своем историческом произведении удачно реализует реальное описание и сохранение исторических фактов и событий для будущих поколений.

Именно поэтому С. Улугзаде, прежде чем приступить к работе над историческом произведении, детально изучает существующие исторические факты, источники, собирает материалы, общается со свидетелями и очевидцами исторических событий. Например, перед тем как С. Улугзаде написал свой роман «Восе», он изучил архивные документы, историю этих событий, выезжал в места, где ему удалось увидеть, где и приблизительно в каких условиях жил его герой – Восе, беседовал с теми людьми, которые в раннем детстве были очевидцами этих событий.

По мнению Р. Мусулмониёна, именно С. Улугзаде удалось в совершенстве создать в своем историческом романе образ такой исторической личности как Восе.

В другом своем историческом романе «Фирдоуси» писатель, преследуя цель объективного описания исторической реальности и сохранения исторических фактов и событий удачно и доступно создает образ Фирдоуси, описывает его окружение и среду, близких и преданных друзей, родных и наряду с этим проникает вместе со своим героем вглубь, в историю древних иранских царей, стремясь найти в той среде объективные данные. Таким образом, С. Улугзаде в своем историческом романе «Фирдоуси» параллельно описывает две истории одного народа на различных исторических этапах, то есть историю древнего Ирана, над которой в романе усердно работает его герой – Фирдоуси, а также изучает и описывает историю времени самого героя романа.

Таким образом, писательская деятельность С. Улугзаде отличается от других произведений тем, что в его творчестве всегда выделяются две стороны атрибута историчности: объективное описание исторических событий и их сохранение в произведении посредством фактологических описаний.

Четвертый раздел четвертой главы - «Структурно-содержательные рамки и творческие грани жанра романа Рахима Джалила»- посвящен вопросам литературных и творческих поисков в таджикском реалистическом романе. Будучи учеником и соратником Садриддина Айни, Р. Джалил навсегда оставался последователем своего учителя. Творчество Рахима Джалила имеет своеобразные особенности и заключается в том, что в его произведениях мы видим абсолютно разных неповторимых личностей, которые одновременно некоторыми качествами похожи друг на друга.

Как и другие писатели, Р. Джалил в молодые годы начинал свои сочинения с маленьких жанров: рассказ, новелла, стихи и др. После выхода в свет романа «Бессмертные люди» Рахим Джалил еще раз доказал, что он является последователем и достойным учеником С. Айни. По мнению многих литературоведов, это произведение, пополнив число романной прозы таджикской литературы первой половины ХХ века, показало, что оно может продолжать историко-революционную тему, начатую Садриддином Айни. Роман «Бессмертные люди» (издан также и под названием «Пулат и Гульру»), завершенный в 1949 году, выдержал несколько изданий на таджикском и русском языках. Р. Джалил смог в романе убедительно показать, как таджикский народ борется за свободную и достойную жизнь и за свои права.

Важное место в творчестве Р. Джалила занимает исторический роман «Шураб», который можно назвать первым крупным произведением о рабочем классе Таджикистана. Роман охватывает исторические события первой половины ХХ века и описывает самоотверженный труд в сложных условиях таджикских шахтеров, разрабатывающих угольные копи вместе с представителями других народов. Несомненно, этот роман Р. Джалила открывает читателю новый мир, показывает всю сложность жизни тех дней, красоту мира и человеческих чувств. Посредством образов Хола, Давлата Назарова, Акбара, Эсанпая, Файзуллы, Халима, русских и украинских рабочих Матвея Бурова, Пётра Данилова, Сергея Антонова, Дарьи, читатель может глубже понять людей, открывает для себя то, что они не так просты, как могут показаться. Все они наделены и умом, и прекрасными человеческими чувствами, и этим писатель раскрывает душу человека в ее цельности и сложности. Р. Джалил, когда изображает ограниченность своих героев, то он в этом обвиняет не только их самих, но видет здесь и вину той жизни, которая породила эти ограниченности и недостатки. Одновременно с этим поражает читателя огромным богатством мыслей, чувств, переживаний, которые они несут в себе.

Это все говорит о том, что произведения Р. Джалила направлены на формировании социальных навыков у читателя и имеют больше всего социальный характер. Особенностью романа «Шураб» является насыщенность сложных событийных ситуаций, и писатель в этих событиях раскрывает реальную данность, в самом обыкновенном находит необыкновенное.

В диссертационном исследовании подверглись всестороннему исследованию и изучению исторические предпосылки, социально-культурные факторы и литературные аспекты становления и развития жанра романа в таджикской литературе, которые заключаются в следующих выводах:

1. Роман как значимое литературное явление и как своеобразный жанр художественной литературы зародился на заре буржуазного общества и под влиянием новых эстетических взглядов и этических потребностей человечества. Наряду с этим, следует отметить, что корни становления и развития жанра романа уходят в глубь веков, и художественные сочинения, схожие с романной прозой, прослеживаются в литературе разных народов как Запада, так и Востока. В последующие века структурные и содержательные компоненты литературных жанров в зависимости от социальных и культурно-политических перемен подверглись определенным изменениям и, можно сказать, что все это представляло процесс развития как романного, так и других жанров в художественной литературе.

2. В современной литературоведческой науке возниклись проблемы, которые, в основном заключаются в отсутствии конкретных норм, новых методов и концепций анализа и интерпретации творчества и жизни современных писателей и поэтов таджикской литературы с точки зрения современных научных концепций, которые исключают любую идеологическую цензуру над литературой. В связи с этим, перед современной литературоведческой наукой стоит важная задача переосмысления и пересмотра пройденного пути и достигнутых целей, которые явились определенными достижениями современной таджикской литературы. В настоящее время в нашем обществе происходят значимые процессы преемственности поколений, которые являются результатом определенных политических перемен и отсутствия политической и идеологической цензуры над литературой. Исследование жанра романа как важного и значимого явления в таджикской литературе ХХ столетия в этом плане является наиболее актуальным и своевременным.

3. В диссертационной работе подвергнута анализу проблема генезиса жанра романа как значимого явления в истории таджикской литературы. Становление и развитие жанра романа рассматривается в контексте постоянной динамики эпических форм, а также во взаимодействии различных жанров. Роман как наиболее развитый литературный жанр изобилует показом размеренного, спокойно-рассудительного уклада жизни людей с их вековыми традициями, соблюдением обычаев и слитностью с природой. В диссертации сделаны следующие выводы, касающиеся истории становления жанра романа:

а) жанр романа и по содержанию, и по структуре имеет сравнительно большой объем. Касаясь истории данного жанра, главными концепциями остаются теории немецкого философа Гегеля и русского ученого М. Бахтина, по мнению которых роман как отдельный литературный жанр является наиболее всеохватывающим произведением описания жизненных процессов и явлений в рамках художественного творчества. В древней литературе данную задачу в рамках стилевых возможностей выполняли другие эпические жанры и прежде всего эпос, влияние которых не исключено в становлении и развитии жанра романа. Например, содержание таких произведений, как «Шахнаме» Фирдоуси и других эпических произведении классического периода, вполне соответствует содержанию жанра романа и охватывает вопросы величия и мощи Ирана как государства, темы могущества и доблести, смелости, храбрости и героизма царей, полководцев и витязей страны;

б) другим фактором становления и развития жанра романа в таджикской литературе является развитие разных видов прозы как новеллы и других ее разновидностей. Многие ученые считают возникновение и развитие жанра новеллы в европейской литературе началом становления романа. Написание романной прозы в форме воссоединение новелл прослеживается в европейской литературе; в качестве примера можно назвать «Декамерон» Бокаччо. В древнеиранской и персидско-таджикской классической литературе как воплощении культурных, литературно-эстетических и этических ценностей иранских народов важную роль сыграло эпическое мышление, составляющее основу эпических произведений. После распространения ислама эпическое мышление в персидско-таджикской литературе приобрело новое содержание, где вместо воспевания величия и могущества прослеживается покорность и подчинение, а вместо гордости и героизма покаяние и терпимость;

в) исторические корни жанра романа исходят из древней словесной культуры иранских народов и персидско-таджикской литературы средневековья, и так называемые «народные романы» сыграли немаловажную роль в формировании и развитии современной таджикской романной прозы. Романы первых писателей современной таджикской литературы С. Айни и Дж. Икрами воплощают в себя удачное слияние современного романнотворческого стиля и многовековой традиции романной прозы персидско-таджикской литературы.

4. Становление и развитие романной прозы в таджикской литературе базируется на ряде литературных, культурных и социальных факторов, которые имели место в общественной жизни конца ХIХ и начала ХХ века. Корни реализма в нашей литературе уходят в глубь столетий, но как считают и многие исследователи, основные компоненты реализма стали развиваться после приближения литературы к реальной и повседневной жизни народа со времен так называемой «ремесленной литературы» ХVII века. Отличительная особенность литературы данного периода заключается в том, что она стала реальнее изображать жизнь людей в разных ее проявлениях - в радости, в горе, в острые драматические периоды. Произведения Ахмада Дониша «Редкостных события», Мирзо Сироджи Хаким «Тухафи ахли Бухоро», и «Наводири Зиёия» Садри Зиё можно считать продолжением и развитием тех литературных течений и жанров, которые внесли значимые изменения в литературе.

5. Другой фактор заключается в распространении книг и статьей иранских, турецких, русских и татарских просветителей, которые повлияли на общественное мнение и взгляды народных масс, особенно просвещенных людей того времени. Произведения Зайналобидина Марогаи «Саёхатномаи Иброхимбек», Абдурахима Толибова «Китоби Ахмад ё сафинаи Толибї», турецкого писателя Шамсиддини Соми «Ишќи Талъат ва Фитнат» стремительно распространялись среди населения Бухары и других больших городов Средней Азии. Издание газет и журналов среди населения Средней Азии также сыграли важную роль в развитии культуры, литературы и социальной жизни народов региона.

6. Главной целью таджикских просветителей было приобщение народа к получению и освоению знаний, к светским наукам, ознакомлению с достижениями развитых стран в области науки, техники, экономики и культуры, а также к управлению государством на основе просветительских идей. Следует отметить, что джадидизм, являясь продолжением просветительского движения в Средней Азии, сыграл заметную роль в развитии демократических идей и свободомыслия в этом регионе и стал символом нового этапа в развитии социально-культурных отношений и активного участия представителей этого течения в общественной жизни начала XX века.

7. Возникновение реалистической романной прозы в таджикской литературе ХХ века имеет непосредственную связь с творческой деятельностью С. Айни, который является основоположником современного таджикского романа, а его произведение «Дохунда» (1924) принято считать первым реалистическим романом современной таджикской литературы.

8. Если роман «Дохунда» С. Айни представляет этап окончательного формирования таджикской реалистической романной прозы, то роман «Рабы» показывает основные и важные этапы развития таджикского исторического романа. В это время, как отмечает сам С. Айни, он глубже познакомился с европейской и особенно русской литературой, произведениями А.С. Пушкина «Кавказский пленник», «Капитанская дочка», Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат», М. Горького «Детство», «В людях», «Дела Артамоновых», Д. Фурманова «Чапаев», Серафимовича «Железный поток» и др.

9. С. Айни как основатель современного романа таджикской литературы смог показать достойный пример нового таджикского национального романа, в котором соблюдаются и традиции классической литературы, и преемственность последующих писателей, и новые принципы и требования, предъявляемые современному романному жанру.

10. Отличительная особенность творческой мастерской Дж. Икрами как ученика и последователя С. Айни заключается в том, что в центре его творчества находится внутренний мир неповторимых личностей со всеми своими достоинствами и пороками, противоречиями и конфликтами. Произведения Дж. Икрами заполнены разными событиями, острыми сюжетами, глубоким психологизмом, что в комплексе выделяет его творчество среди других таджикских романов.

11. Творческая деятельность С. Улугзаде отличается тем, что в его творчестве всегда присутствуют два аспекта атрибута историчности: объективное описание исторических событий и их сохранение в произведении через фактологические описания. С. Улугзаде в каждом своем историческом произведении удачно дабивается реального описания и сохранения исторических фактов и событий для будущих поколений.

12. Произведения Р. Джалила направлены на формирование социальных навыков у читателя и носят чаще всего социальный характер. Исторический роман Р. Джалила «Шураб», является первым крупным произведением о рабочем классе Таджикистана. Особенность романа «Шураб» заключается в насыщенности сложных событийных, ситуаций через которые писатель раскрывает реальность, находя в ней самой нечто необыкновенное.

Таким образом, начиная свое развитие с древних времен и продолжая в течении многих столетий, жанр романа в таджикской литературе по- новому решает проблему человека, его места в мире, материальных и духовных ценностей. Жанр романа как наиболее развитый литературный жанр изобилует показом размеренного уклада жизни людей с их вековыми традициями и слитностью со средой и бытом.

Основные положения диссертации отражены

в следующих публикациях:


загрузка...