Роман в таджикской литературе ХХ века (проблемы формирование жанра) (15.08.2011)

Автор: Шамсидин Солихов

Действительно, переосмысление литературных событий и новый взгляд на литературу ХХ века как на эпоху культурных, социальных и политических перемен в мышлении и духовных ценностей народа в настоящее время представляет весьма научно обоснованную значимость, так как литература данной эпохи находилась под давлением определенной идеологической силы. В связи с этим ученым и исследователям необходимо подойти к рассмотрению данного вопроса объективно, рационально и без предрассудков, избегая поспешных выводов и необоснованных рассуждений. Именно такой подход в изучении многоаспектной художественной литературы, и ее жанровых разновидностей, с учетом новых тенденций современной науки представляет актуальность темы данного диссертационного исследования. Наряду с этим в научный обиход вводятся новые аспекты исследования литературы советского периода, которые могут побудить ученых и литераторов к анализу и интерпретации художественной литературы с точки зрения современной научной методологии.

Актуальность выбранной темы заключается также в том, что таджикскому литературоведению предстоит важная задача подведения итогов и обобщения опыта художественной литературы ХХ столетия. Таджикские ученые литературоведы уже более двух десятилетий, начиная с конца 80-х годов прошлого века, ведут дискуссии вокруг проблемы новой концепции изучения таджикской литературы советской эпохи. В этом направлении можно назвать работы таких литературоведов, как М. Шакури, С. Табарова, Х. Атахоновой, Х. Шарифова, Х. Асозода, А. Сатторзода, А. Сайфуллоева, Н. Салимова, М. Ходжаевой, М. Имомова, А. Махмадаминова, А. Набави, Дж. Бакозоде, внесших весомый вклад в формирование и развитие новой литературоведческой концепции, в основе которой лежит принцип объективной оценки литературных событий, литературных течений и творчества отдельных писателей как художественное явление. Структура и содержание исторического описания литературы данного периода, принципы классификации их источников и периодизация литературы ХХ столетия являются отдельной темой для научных дискуссий. Поэтому изучение и исследование отдельных литературных жанров, и творчество некоторых писателей с точки зрения их основ и факторов формирования, их развития на различных этапах и в формах общественного и социально-политического строя представляется весьма важным и оптимальным способом достижения научной цели. В этой связи темой исследования данной диссертационной работы избраны анализ и интерпретация процесса формирования и развития жанра романа в таджикской литературе ХХ века. Роман в современной таджикской литературе является одним из наиболее важных и имеющих большие возможности жанров отражения всех жизненных реалий, чем определяются основные направления развития художественной литературы. Исходя из этого, некоторые ученые считают, что формирование и развитие литературы определяется историей формирования и развития литературных жанров. С другой стороны, анализ и исследование литературных жанров представляет возможности выявления и определения различных творческих и эстетических особенностей литературных школ и направлений, социально-исторических аспектов общественной жизни определенного периода.

В диссертационной работе также рассматриваются вопросы, касающиеся формирования романного мышления и развития реалистического направления, основы которых были заложены в средневековой литературе и постепенно внедрены в творческую практику авторов последующих веков. Формирование и развитие данного жанра некоторые исследователи связывают с тем, что в ХХ веке в таджикской литературе основополагающим стал реалистический стиль художественного творчества, в котором удачно реализовал себя жанр романа.

Наш анализ будет проводиться наиболее с применением исторического экскурса в историю изучения романа. Внимание будет сосредоточено преимущественно на основные труды в этой области М. Бахтина до Н.Т. Рымара и А. Эсалнека. Это позволит определить теоретические и методологические рамки изучения проблемы романа в таджикской литературе ХХ века.

Степень изученности проблемы. В персидском и таджикском литературоведении особенности романа были изучены и исследованы также и в зависимости от различных направлений, школ и стилей художественной литературы. Следует особо отметить, что анализ и интерпретация вопросов исторического развития литературных жанров, творческие школы и направления, стилевые, структурные и содержательные разновидности появились и начали развиваться именно во второй половине ХХ века. Общие теоретические и методологические вопросы художественной прозы были рассмотрены в трудах Забехулло Сафо, Маликушшуаро Бахор, Сируси Шамисо, Шиблии Нуъмани, Эдуарда Брауна, Яна Рипки, Е. Э. Бертельса, М. Шакури, Х. Мирзозода, Р. Ходизода, С. Табарова, Х. Шарифова, Ю. Салимова, А. Алимардонова, К. Чиллаева, А. Рахмонова, М. Ходжаевой, Н. Салимова, Н. Зохидова и других ведущих ученых и современных исследователей персидской и таджикской литературы .

Вышедшие в свет научные труды ведущих ученых М. Бахора «Стилистика или история формирования персидской прозы», З. Сафо «История литературы в Иране», Х. Хатиби «Проза в персидской литературе», С. Шамисо «Сочинение по стилистике», Х. Шарифова «Теория прозы» намного ускорили процесс изучения и исследования жанров прозы, включая и жанр романа в таджикской литературе прошлого столетия.

Теоретические основы жанра романа более детально и всестороннее рассмотрены в трудах таких ученых, как Б.А.Грифцов, В.Шкловский, Г.Лукач, А.Н.Веселовский, В.Кожинов, М.Бахтин, Н.Т.Рымар и др. Следует отметить, что роман как один из наиболее популярных жанров художественной прозы встречается в литературе всех народов и национальностей. В определенных случаях изучением этого жанра занимались некоторые исследователи на примере творчества отдельно взятых конкретных писателей и прозаиков как жанр отдельной художественной литературы, примерами чего являются исследования А.В. Чичерина, В. Днепрова, В.И. Этова, Г. Кадырова, К. Султанова, С. Мирвалиева, Р.Назаровой и других. Исследованием жанра романа в таджикском литературоведении занимались ведущие таджикские литературоведы М.Шакури, Ю.Бобоев, А.Сайфуллоев, С.Табаров, М.Ходжаевой, М. Имомов, А. Кучаров, А. Набави, Х. Асозода и др.

Тем не менее, до сих пор в таджикском литературоведении отсутствуют монографические исследования, где были бы рассмотрены проблемы формирования и развития жанра романа в таджикской литературе ХХ века. Всестороннее изучение вчерашнего и сегодняшнего состояния современной романной прозы вызывает необходимость более детальной интерпретации характерных особенностей различных периодов таджикской литературы. Исходя из этого, в данном диссертационном исследовании сделана попытка восполнить существующий пробел и внести определенный вклад в решение данного вопроса. Таким образом, исследование специфики зарождения и формирования таджикского романа является важной и актуальной проблемой современного литературоведения и данный вопрос по-новому рассматривается в XXI веке, когда в художественной литературе появились различные жанровые формы романа.

Цель и задачи исследования. В диссертации предпринята попытка теоретического осмысления путей становления и развития жанра романа, а также соотношения художественного вымысла автора с объективностью и выявления современной идейно-художественной эволюции данного жанра. Исходя из этого, основная цель данного исследования заключается в комплексном, всестороннем изучении и интерпретации жанра романа в таджикской литературе, истории становления данного жанра в персидско-таджикской литературе, а также его развитии в ХХ столетии. Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:

- выявление основных факторов формирования жанра романа и реалистической прозы в истории таджикской литературы;

- определение национальных факторов и мотивов становления и развития жанра романа в таджикской литературе ХХ века;

- изучение и определение генезиса формирования и развития реалистического образа мышления в классической персидско-таджикской литературе и формирования жанров реалистической прозы в таджикской литературе;

- проведение научно обоснованной классификации литературных факторов становления и развития жанра романа в таджикской литературе;

- выявление степени влияния политических изменений и просветительских мыслей ХIХ и начала ХХ веков в формировании и развитии художественной прозы в таджикской литературе;

- анализ и освещение вопросов влияния творчества таджикских просветителей ХIХ века, русских и зарубежных романистов на творчество таджикских прозаиков и формирование романного мышления в период появления и развития реалистической прозы в таджикской литературе;

- определение места и роли Садриддина Айни в развитии таджикского реалистического романа, влияние его творческой школы на развитии таджикской прозы начала ХХ века;

- периодизация процесса становления и развития жанра романа в современной таджикской литературе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в монографическом плане рассматривается история становления и развития жанра романа в таджикской литературе. Проблема специфики романа как своеобразной модели художественного мышления в таджикской литературе ХХ века и его жанрово-стилевые особенности раскрывают оригинальность романной прозы. В диссертации дается определение жанра романа, его основные эстетические принципы, которые раскрываются на конкретных примерах, взятых из таджикской литературы ХХ века.

Другая важная особенность работы заключается в разработке общей концепции научного исследования генезиса и формирования жанровых особенностей таджикского романа и его исторической судьбы. В таджикском литературоведении до сих пор нет обстоятельной работы, посвященной комплексному и монографическому анализу проблем формирования таджикского романа, его традиций и современного состояния развития. Отдельные журнальные статьи, при всех их научных достоинствах, не восполняют этот пробел.

Всем этим и объясняется стремление автора диссертации, опираясь на труды предшественников, представить исследование актуальной темы – «Таджикский роман ХХ века» монографически, в целом и по возможности всесторонним освещением, сосредоточив свое внимание на основных факторах зарождения и развития жанра романа в таджикской литературе минувшего века.

Основными источниками исследования являются:

Прозаические произведения и эпические поэмы классиков персидско-таджикской литературы Фирдоуси, Низами, Джами, Дониш, Шохина и др.

Народные романы и прозаические дастаны «Самаки Айяр», «Доробнаме», «Марзбоннаме», «Синдбаднаме», «Тысяча и одна ночь», «Хатамнаме», «Искандернаме», «Абумуслимнаме» и тд.

Прозаические произведения таджикских просветителей Ахмади Дониша, Мирзо Сироджа, Фитрата, Аджзи, Садри Зие, Шохина, Мунзима и др.

Реалистическая проза С. Айни «Одина», «Дохунда», «Рабы», «Бухарские палачи»,а также публистические и исторические произведения писателя.

Романы Дж. Икроми «Дочь огня», «Двенадцать ворот Бухары», «Поверженный»; С. Улугзаде «Утро нашей молодости», «Шоди», «Восе», «Фирдоуси»; Р. Джалила «Пулат и Гулру», «Шураб» и др.

Прикладная значимость работы. Результаты исследования могут быть применены в изучении таджикской литературы ХХ века, а также в исследовании проблемы прозы последующих лет. Выводы по жанровым и художественным особенностям романной прозы могут оказать существенную помощь при изучении вопросов теории и истории литературы. Итоги проделанной работы могут быть использованы при чтении курсов теории литературы, современной таджикской литературы и спецкурсов по таджикской прозе ХХ века, а также могут быть включены в учебники и учебные пособия высших учебных заведений.

Научно-теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем подробно и последовательно рассматривается процесс становления и жанровые многообразие таджикского романа. Впервые детально анализируются многие разновидности данного литературного жанра. В работе также речь идет о типологических особенностях и поэтики жанра романа, рассматриваются наиболее значительные произведения, внесшие серьезный вклад в развитие жанра, изучается место и роль романа в системе эпических жанров национальной прозы, обогащение и обновление жанра романа в процессе взаимодействия его с другими жанровыми разновидностями.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой и методологической основой диссертационной работы послужили фундаментальные исследования таких ведущих ученых, как М. Бахтин, В. Кожинов, А.Н. Веселовский, Т. Лукач, Н.Т. Рымар, В.Е. Хализев, А. Эсалнек, а также таджикских и иранских ученых, в числе которых З. Сафо, М. Бахор, Х. Хатиби, С. Шамисо, М. Шакури, Х. Мирзозода, С. Табаров, Х. Шарифов, Х. Асозода, Н. Салимов.

При рассмотрении отдельных вопросов, в том числе анализе жанровых и стилистических особенностей конкретных прозаических произведений таджикской литературы, мы опирались на научные труды Р. Ходизаде, А. Рахмонова, С. Амиркулова, Ю. Салимова, К. Восе, М. Имомова, А. Махмадаминова, М. Раджаби, А. Набави, К. Чиллаева, Г. Кадирова, М. Ходжаевой.

Методы исследования. В качестве основных методов применены методы комплексного исторического, структурного и сравнительного анализа, которые позволили научно определить основные факторы и исторические предпосылки появления реалистического романа в таджикской литературе ХХ века.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическая концепция формирования жанра реалистического романа в таджикской литературе ХХ века, включающая:

а) обоснование жанра таджикского романа как литературного феномена и жанра, определяющего основные тенденции развития реалистической прозы ХХ века;

б) характеристика истоков и генезиса жанровых особенностей романа в истории персидско-таджикской литературы;

в) идентификация и характеристика важнейших социо-культурных и художественно-литературных факторов, зарождение и формирование жанра романа в таджикской средневековой литературе ;

г) анализ жанровых особенностей народных романов и прозаических дастанов классической литературы.

2. Новые обстоятельства и новые факторы формирования жанров реалистической прозы в конце ХIХ и начале ХХ века:

а) влияние просветительской литературы джадидизма в формировании жанровых особенностей таджикской реалистической прозы;

б) общая характеристика первых таджикских реалистических романов и их влияние на развитие основных тенденций национальной прозы первой половины ХХ века;


загрузка...