Процессы этнополитического и социокультурного развития таджиков Афганистана (середина XVIII – начало ХХ вв.) (15.08.2011)

Автор: Махмадшоев Рахматшо

Длительная экспансия афгано-пуштунских племен, родиной которых были Сулеймановы горы, с одной стороны, и колониальная экспансия Англии в ХIХ в. завершились тем, что в 1895 г. с заключением англо-русского договора о разграничения сфер влияния, с одной стороны, и договора между Афганистаном и Бухарским эмиратом о границе на реке Пяндж, с другой стороны, таджикский народ окончательно был разделен на две части и судьба таджиков по обе стороны границы на новом витке истории сложилась по-разному.

Анализ исторических источников, архивных материалов и хроник начала ХХ в. показывает, что со смертью эмира Абдуррахман-хана в 1901 г. и вступления на трон его сына Хабибулла-хана (1901-1919), в стране и в обществе под влиянием революционных событий, произошедших в других странах, зарождались и набирали силу общественно-политические движе- ния, которые стремились реформировать существующий режим. Среди них отметим две группировки. Это либеральная группировка, состоявшая из выс- ших чиновников и придворных - таджиков Мухаммада Вали-хана Бадах- шани, братьев Мир Замануддина и Мир Ярбек-хана Дарвази, Лал Мухам- мад-хана Кабули, Шуджа уд-Даулат-хана и Саида Пача Мир-хана Логари, Незамуддин-хана Арганди и др., стремившихся осуществить некоторые реформы в рамках существующего режима. Вторая - тайное общество «Джом- беш-е машрута» - Движение конституционалистов, в которой членами тад- жикского крыла были Лал Мухаммад Кабули, Мухаммад Усман Парвани, Джаухаршах-хан Гурбанди (все были казнены эмиром Хабибулла-ханом), Гулам Мухаммад-хан Майманаги, Мирза Мухаммад Хусейн Кабули, Мирза Абдул Раззак-хан Кабули, Мир Замануддин-хан Бадахши, Мирза Гиясуддин-хан Кабули, Хафез Абдул Каюм-хан Кабули, Мухаммад Ибрагим-хан Ка- були, Абдул Маджид-хан Кабули и др., намеревавшиеся не только осу- ществить реформы, но и заменить абсолютистский режим на более демо- кратическую форму правления.

Борьба различных течений и группировок афганских конституци- оналистов, зачастую объединяемых в научной литературе под названием «младоафганцы», завершилась убийством эмира Хабибулла-хана в 1919 году и приходом к власти эмира-реформатора Аманулла-хана (1919-1929), создавшего в Афганистане режим просвещенной монархии.

В первой трети ХХ в. в новых условиях обострения социальных противоречий таджики вновь оказались участниками крупных политичес- ких событий. Их участие в политической жизни страны нашло отражение в форме вооруженного антиправительственного восстания 1928-1929 гг., во главе которого встал представитель низов, сын водоноса Хабибулла Кала- кани (селение в Кухдамане) по прозвищу Бачаи Сакао. Он выступил как выразитель интересов не столько таджиков как этноса, сколько всей этни- чески разнородной массы населения, недовольной реформаторской поли- тикой эмира Амануллы.

О крестьянском движении таджиков Афганистана в 1928 -1929 гг. во главе с Бачаи Сакао и его кратковременного правления в Афганистане существует довольно обширная литература, документы и архивные мате- риалы на русском, английском и фарси языков.

В исследованиях, посвященных этим событиям, разыгравшаяся социаль- ная драма, этнополитическая ситуация в стране интерпретируется по-раз- ному.

В соответствии с советскими оценками 20-30-х годов ХХ в., за исключе- нием некоторых работ, крестьянское движение таджиков характеризовалось как реакционное, поскольку оно не вписывалось в геополитику «рабоче-крестьянского» государства, сделавшего ставку на прогрессивный рефор- маторский режим эмира Амануллы, с которым поддерживались устойчи- вые добрососедские отношения. В афганской историографии часть исследо- вателей в своих оценках стоят на позиции пуштунского национализма, харак- теризуя движение таджиков как мятеж «босоногих», «водоносов», «воров» из Кухистана и Кухдамана.

Однако проведенный диссертантом сопоставительный и системный анализ существующих исторических материалов, данных источников и свидетельств очевидцев показывает, что это было широкое социальное движение, в которое были вовлечены представители разных социальных страт, в том числе ханы и духовенство.

Автор считает, что настало время развенчать и такой миф, согласно ко- торому Бачаи Сакао и его сторонники пришли к власти благодаря военно-политической и финансовой помощи англичан. Анализ показывает, что события конца 1928 – первой половины 1929 гг. отражали динамику национального, внутреннего развития Афганистана, характер которого далеко не соответствовал интересам Великобритании. Недаром англичане закрыли свое посольство в Кабуле и побудили другие государства (за исключением СССР, Персии и Турции) поступить таким же образом, обрекая новый режим Бачаи Сакао на международную изоляцию. В то же время существуют многие факты, свидетельствующие о том, что именно Мухаммаду Надир-хану, пришедшему на смену эмиру Бачаи Сакао, англи- чане помогли придти к власти, предоставив финансовую помощь в размере 175 тыс. фунтов стерлингов.

Социальные потрясения 20-х годов ХХ в. в Афганистане, в том числе приход к власти и кратковременное правление представителя таджиков явля- лись логическим и закономерным результатом глубоких социально-эконо- мических и этнополитических противоречий, существовавших в афганском обществе, экономического и национального неравенства.

Глава четвертая «Эволюция социально - экономической и общест- венной жизни таджиков Афганистана в середине ХVIII –начале ХХ вв.» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «Социально-экономический и обществен- ный строй» диссертант на основе системного, историко-сопоставительно- го анализа имеющихся источников, статистических и архивных матери- алов рассматривает такие аспекты изучаемой проблемы как генезис феода- лизма восточного типа у таджиков Афганистана, социальная структура фео- дального общества, сословная стратификация таджикского общества и т.д.

В феодальном обществе таджиков Афганистана изучаемого времени наиболее развитыми формами политического объединения являлись самостоятельные или полусамостоятельные ханства, феодальные владения, княжеские уделы, во главе которых стояли ханы, шахи, миры, малики, беки, хакимы.

Для управления удельными владениями при правителях существовал административно-чиновничий аппарат, состоявший из управляющих - «назир», секретарей - «мирза» / «мунши», прислуги. Военную аристократию составляли «акабер», военную дружину - «нукары».

В особом положении в таджикском обществе находилось сословие мусульманских богословов, состоявшее из сеидов, пиров, халифов, мулл и т.д., пользовавшихся среди населения большим религиозным авторитетом.

Трудовые низы таджикского феодального общества составляли крес- тьяне, обозначаемые термином «дехкан» - селянин, земледелец, «мостаджер» - арендатор, «барзгар» - пахарь, «моздур»/«моздуркар» - батрак. В более зажи- точную прослойку входили «райат-е хамсая» - арендаторы-издольщики, «хордамалек» - мелкий землевладелец.

Экономика таджикского феодального общества изучаемого времени характеризовалось сочетанием крупного феодального владения с мелкими землепользованием феодально-зависимых крестьян.

Основной формой эксплуатации выступала феодальная рента (про- дуктовая, отработочная, денежная), осуществляемая изъятием прибавоч- ного, а нередко необходимого продукта у малоземельного и безземельного крестьянства.

Автором на основе достоверных исторических фактов показано соци- ально-экономическое положение таджиков Афганистана с середины ХVIII в. до 20-х годов ХХ в. В частности, выявлено, что до середины ХVIII в. тад- жикские феодальные владения находились в различной степени вассаль- ной зависимости от своих более могущественных соседей, а в горных и высо- когорных областях они сохраняли свою самостоятельность до последней четверти ХIХ века.

С середины ХVIII в. социально - экономическое положение таджиков Афганистана теснейшим образом было связано с экспансией пуштунских племен, политикой захвата и колонизацией земель таджиков, хазарейцев, узбеков и других неафганских народностей Хорасана афганскими эмира- ми. Для таджиков южного Хорасана этот процесс завершается в период Дурранийской державы (1747 -1818 гг.).

Экспроприация земель таджиков, хазарейцев, узбеков усиливается по мере колонизации северных ханств и феодальных владений левобе- режья Амударьи и принимает особо грабительский характер во время правления эмира Абдуррахман-хана (1880-1901).

В результате этого, с одной стороны, появляется крупная афганская помещичья собственность, а с другой - происходит обезземеливание таджиков и других неафганских народностей.

Налоговая политика эмира Абдуррахман-хана и его сына Хабибулла-хана (1901-1919), строившаяся прежде всего на экономическом гнете неафганских народностей, приносила большие доходы эмирской казне, служила источником обогащения афганской знати и разоряла крестьянские массы.

На первом этапе независимости Афганистана в 20-е гг. таджики вновь стали объектом переселенческой кампании, на сей раз эмира Амануллы, во время которой значительная часть их земель перешла в руки новых собственников - переселяемых на север страны пуштунов.

К концу этого периода вместе с частью пуштунских племен востока Афганистана они подняли восстание против реформаторской политики Амануллы и привели к власти этнически и социально разношерстную коалицию консервативных сил во главе с таджиком Хабибуллой (Бачаи Сакао). Так впервые в истории страны государство возглавил предста- витель непуштунской народности. И хотя его правление было недолгим (осенью 1929 г. его режим пал под ударами объединенных сил пуштунских племен востока страны и зарубежных пуштунов), он оставил определен- ный след в истории страны и народной памяти.

Во втором параграфе «Хозяйственная жизнь» представлена под- робная характеристика хозяйственной деятельности таджиков Афганистана в изучаемое время.

Изучение особенностей земледельческой культуры таджиков Афган- истана важно не только для более полного познания истории культуры таджиков вообще, но и для выяснения роли и степени влияния этой куль- туры в хозяйственной деятельности соседствующих этносов.

Диссертант на основе сопоставления хозяйственно-культурного типа пашенного земледелия таджиков обширного Среднеазиатско-Хора- санского региона выявил следующие общие и отличительные черты земле- дельческой культуры таджиков как всего региона, так и его отдельных областей.

Во-первых, несмотря на длительное раздельное существование выявлена полная идентичность земледельческой культуры таджиков Мавераннахра и Хорасана в таких её проявлениях, как инвентарь сельскохозяйственных орудий и их названия, разновидности выращиваемых культур, методы и способы пахоты, сева, орошения, внесения удобрения и ухода за выращи- ваемыми культурами, коллективного участия в сборе, переноске и хра- нении урожая и т.п.;

Во-вторых, по причине раздельного существования, а также особых местных физико-географических и природных условий у таджиков Хора- сана сложились некоторые отличительные черты в хозяйственной деятель- ности, видах и сортах выращиваемых культур.

В-третьих, на основе данных исторических источников, материалов хроник и архивов, свидетельств путешественников установлено, что ранее кочевавшие народы - хазарейцы, узбеки, пуштуны и другие этносы в процессе длительных исторических и хозяйственных контактов переняли у таджиков Хорасана не только богатейший опыт земледелия, садоводства, всего арсенала сельскохозяйственных орудий, методов орошения и ирри- гации, всю сельскохозяйственную терминологию на дари-таджикском языке и в большинстве своем оставив кочевой образ жизни, перешли к оседлости.

В третьем параграфе «Сельское хозяйство» дается история раз- вития земледелия у таджиков Афганистана, характеризуются такие эле -менты земледельческого производства, как орудия труда, пахота и сев, агротехнические работы, орошение, ирригация, уход за сельскохозяй- ственными культурами, сбор и хранение урожая, формы коллективного труда, садоводство и животноводства.

В четвертом параграфе «Ремесла и промыслы» представлена краткая, но насыщенная фактами история и динамка развития указанных от- раслей производства у таджиков различных районов Хорасана в позднее сред- невековье и новое время.

Установлено, что « вплоть до середины ХIХ века ремесла … в запад- ном Афганистане и частично в восточных областях (по юго-восточным склонам Сулейманового хребта), находились в руках таджиков», что даже в конце ХIХ - начале ХХ вв. «обрабатывающая промышленность, носящая ха- рактер исключительно мелкого кустарничества, и вообще разного рода ремесла имеет место исключительно в среде оседлого и притом иранского (таджикского) населения».

Дифференциация и специализация отдельных отраслей производства была настолько узкой, что каждый вид ремесла имел свою цеховую органи- зацию, цеховые корпорации, свои уставы и предписания, «рисаля».

Эти корпорации объединяли ювелиров, оружейников, производи- телей ножей, башмачников, сапожников, кузнецов, ткачей, гончаров, мы- ловаров, переплетчиков книг и т.п.

Таджики были искусными мастерами по добыче и обработке желез- ных и свинцовых руд, драгоценных и полудрагоценных металлов и мине- ралов.

Таджики Дарваза и Бадахашана занимались добычей золота, таджики Панджшира были древнейшими разработчиками серебряных месторож- дений.

Таким образом, ремесла и промыслы играли важную роль в хозяйствен- ной жизни таджиков, обеспечивая их потребность в орудиях труда, тканях, одежде, обуви, и убранстве жилья, утвари и т.д.

Пятая глава «Духовная жизнь таджиков Афганистана в середине ХVIII - начале ХХ вв.». Глава состоит из пяти параграфов.


загрузка...