Структурно-функциональная организация и генезис пространства ситуаций проблемности в профессиональном опыте субъекта (15.08.2011)

Автор: Конева Елена Витальевна

КОНЕВА Елена Витальевна

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ГЕНЕЗИС ПРОСТРАНСТВА СИТУАЦИЙ ПРОБЛЕМНОСТИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОПЫТЕ СУБЪЕКТА

Специальности: 19.00.03 – психология труда, инженерная

психология, эргономика;

19.00.01 – общая психология, психология

личности и история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Ярославль – 2011

Диссертация выполнена на кафедре психологии труда и организационной психологии ГОУ ВПО «Ярославский государственный университет

им. П.Г. Демидова».

Научный консультант – доктор психологических наук, профессор Орел Валерий Емельянович

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Махновец Сергей Николаевич

доктор психологических наук, профессор

Прохоров Александр Октябринович

доктор психологических наук, профессор

Субботина Лариса Юрьевна

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»

Защита состоится «7» октября 2011 г. в 10 час. на заседании диссертационного состава Д 212.002.02 Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова по адресу: 150057, г. Ярославль, проезд Матросова, д. 9.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова по адресу: 150000, Ярославль, Полушкина роща, 1а.

Автореферат разослан «____» ___________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Клюева Н.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Формирование профессионального опыта и последующее использование его субъектом – неотъемлемая часть трудовой деятельности человека.

Одна из крупных научных проблем, связанных с изучением профессионального опыта, – его презентация в психике субъекта профессиональной деятельности (Е. Ю. Артемьева, А. В. Карпов, Ю. К. Корнилов, В.И. Моросанова, Д.А. Ошанин, Ю.К. Стрелков). Одним из подходов к решению этой проблемы является исследование когнитивных образований профессионального опыта.

В том или ином аспекте ментальные образования профессионального опыта исследовались рядом авторов (С.А. Дружиловым, Е.Ю. Ивановой,

Ф.С. Исмагиловой, А. В. Карповым, М.М. Кашаповым, Л. М. Митиной, В.Е. Орлом, Д.А. Ошаниным, В. Н. Пушкиным, М.А. Соболевой, Ю.К. Стрелковым, Ю.А. Тукачевым, Л.П. Урванцевым, Р. Вагнером, Р. Стернбергом и др.). Большинство исследователей, изучавших когнитивные компоненты профессионального опыта, отмечают роль мыслительных процессов в формировании этих образований. Однако внимание исследователей, работающих в сфере субъект-объектных профессий, уделялось в большей степени роли зрительных и слуховых образов в формировании когнитивных составляющих профессионального опыта, а также участию в нем мнемических процессов (Д.А. Ошанин, В.Н. Пушкин, Ю.К. Стрелков), нежели мышления. Отчасти это объясняется сложностью и многоаспектностью мышления как познавательного процесса, что особенно отчетливо проявляется в так называемых социономических (субъект-субъектных) профессиях.

Данная группа профессий, в отличие от тех видов труда, которые основаны на предметных действиях, обладает рядом специфических особенностей. В частности, в социономических профессиях ниже, чем в субъект-объектных, роль чувственных компонентов в восприятии деятельностной ситуации. Это обусловливает наличие у субъекта такого рода профессиональной деятельности самостоятельной и сложной задачи выделения, вычленения проблемных эпизодов в структуре деятельности. Кроме того, при возникновении в этих профессиях проблемных эпизодов, требующих участия мышления, субъекту неизвестно конечное состояние объекта. Другими словами, мыслительные задачи, решаемые субъектом социономических профессий, относятся к группе так называемых нечетко поставленных (П. Линдсей и Д. Норман) или открытых (Ю. Козелецкий). Наконец, включенность в процесс деятельности других, по сравнению с субъектом решения, людей, психологические особенности и субъектные позиции которых неизбежно влияют на содержание структур профессионального опыта, обусловливает разнообразие и качественное своеобразие когнитивных образований опыта в социономических профессиях.

В исследованиях мышления в социономических профессиях накоплен значительный по объему материал, относящийся к особенностям мышления, в частности, к особенностям проблемных ситуаций, характерных для различных видов деятельности (О.Р. Бусарова, М.М. Кашапов, Е.В. Красная и В.Н. Панферов, А.А. Потапкин и А.Г. Шмелев, О.Н. Ракитская, И.В. Серафимович, О.И. Щербакова, Р. Вагнер, Р. Стернберг и др.). Однако выделения и изучения конкретных ментальных структур, фиксирующих результаты разрешения проблемных эпизодов, в рамках этих исследований не осуществлялось. Классификации же проблемных ситуаций профессиональной деятельности, известные в настоящее время, базируются на анализе деятельности, проведенном самими авторами с использованием опросных методов и метода наблюдения, в силу чего в строгом смысле когнитивными образованиями профессионала они не являются (А.Ф. Ануфриев, О.Р. Бусарова, Ф.С. Исмагилова, О.Н. Ракитская и др.). Аналогичные классификации разработаны и в рамках изучения субъект-объектных профессий (В.Н. Пушкин). Так же, как и в социономических профессиях, эти классификации являются результатом анализа деятельности, осуществленного исследователями, и не представляют собой в собственном смысле когнитивное образование профессионального опыта.

Таким образом, применительно к профессиям субъект-объектного типа исследованы и описаны когнитивные компоненты профессионального опыта в виде специфических ментальных структур, имеющих отношение к мышлению, но не базирующихся на нем как на основном психическом процессе, обслуживающем деятельность.

В отношении же профессий социономического типа проводились исследования мышления, но не выделялись ментальные образования, интегрирующие опыт разрешения субъектом ситуаций проблемности.

Следовательно, можно констатировать наличие парадоксальной ситуации, когда профессиональный опыт отрывается от результатов мышления в профессиональной деятельности, а исследования как практического, так и профессионального мышления не вносят вклад в понимание структуры и функций когнитивных составляющих профессионального опыта. Рассмотрение профессионального опыта как когнитивного ресурса личности органично включает в себя изучение тех компонентов профессионального опыта, которые обусловливаются мышлением, и закономерностей действия этих компонентов в структуре профессионального опыта. Это, в свою очередь, требует применения междисциплинарного подхода, объединяющего теоретический и методический потенциал как общей психологии, так и психологии труда. В частности, для изучения когнитивных образований профессионального опыта целесообразно применение достижений общепсихологической теории мышления и теории практического мышления, а также использование психосемантических методов в сочетании с процедурами психологического анализа деятельности.

Концентрированным выражением участия мышления в обеспечении профессиональной деятельности являются проблемные ситуации или близкие к ним по психологическому содержанию ситуации проблемности. Мышление не только «начинается с проблемной ситуации» (С.Л. Рубинштейн), но и непосредственно участвует в их выделении, анализе и последующей систематизации результатов разрешения ситуаций проблемности. Формы презентации в психике результатов разрешения субъектом проблемных эпизодов его деятельности в их совокупности, в определенной структурной организации, в процессе формирования и функционирования в настоящее время не изучены. Это обусловливает необходимость введения и изучения нового феномена, названного нами пространством ситуаций проблемности. Ситуация проблемности – зафиксированное субъектом значимое изменение объективной действительности, расцененное им как требующее участия мышления для преодоления противоречий, вызванных этим изменением. Пространство ситуаций проблемности –многоуровневое и полифункциональное когнитивное образование субъекта, включающее представление о ситуациях проблемности, типичных для его сферы деятельности, их признаках, некоторых их свойствах и примерных направлениях их разрешения.

В теоретическом аспекте изучение данного феномена вносит вклад в понимание проблемы отражения в психике субъекта содержания его профессиональной деятельности. Практическая значимость обусловлена прежде всего необходимостью оптимизации процесса формирования опыта, учета закономерностей его становления и использования субъектом в процессе обучения и выполнения профессиональных функций. Выделение в ходе деятельности и последующее разрешение ситуаций проблемности в силу их высокой субъективной значимости представляют важнейшую детерминанту качества выполняемой деятельности и удовлетворенности субъекта труда ее осуществлением.

Методологическая актуальность работы определяется необходимостью использования для изучения структур профессионального опыта, обусловленных мышлением, психосемантических методов и приемов; процедур, выработанных при исследовании проблемных ситуаций в общепсихологической теории мышления и теории практического мышления, а также приемов психологического анализа деятельности. Расширение методологической и методической базы исследования профессионального опыта обусловливается, помимо вышеуказанного, тем, что в современной психологии отмечается явный недостаток средств изучения и анализа событийной составляющей профессиональной деятельности (Н.В. Гришина, Ю.К. Корнилов В.А. Мазилов), одним из проявлений которой выступают ситуации проблемности.

Целью исследования является разработка концепции пространства ситуаций проблемности как когнитивного образования субъекта деятельности и мышления путем изучения субъективного представления профессионалов о ситуациях проблемности в социономических профессиях.


загрузка...