Управление процессами реформирования социальной сферы в современной России (15.08.2011)

Автор: Гембаренко Виктор Иванович

2. Доминирующими характеристиками управления социальной сферой современной России являются:

архаичность организационной структуры субъектов управления социальной сферы и их неадекватность современным тенденциям мирового развития;

затянувшийся период трансформационного перехода системы управления социальной сферы от дорыночных к рыночным управленческим формам и практикам, и сопровождающие данный переход кризисные явления, деформирующие законы социального воспроизводства населения;

отсутствие управленческого баланса на всех уровнях управления социальной сферой;

неадекватность нормативно-правовой базы социальной сферы ресурсному обеспечению социальной сферы.

3. Повышение эффективности государственного (муниципального) управления процессами реформирования социальной сферы определяется:

готовностью властных структур реализовывать инновационные управленческие проекты, используя накопленный мировой опыт, а также потенциал нарождающихся структур гражданского общества;

обеспечением соответствия ресурсной и нормативно-правовой базы реформирования социальной сферы;

сокращением численности управленческого аппарата на всех уровнях управления, исключением дублирования управленческих функций, установлением рационального соотношения управленцев федерального и регионального уровня, с созданием условий для восприятия государственными гражданскими служащими инноваций в управлении социальной сферой.

созданием принципиально новой системы переподготовки кадров государственной и муниципальной службы, опирающейся на интеграцию теории и практики управления реформированием социальной сферы как главного стратегического ресурса управления любого уровня.

От реализации этих мер напрямую зависит степень управленческого воздействия институтов власти на процессы институциональных и структурных изменений в социальной сфере современной России.

4. Практика управления национальными проектами представляла собой попытку реализации программно-целевого и проектного способа. Она была нацелена на решение задач улучшения ресурсной базы социальной сферы. К позитивным последствиям их реализации следует отнести: сверхнормативное бюджетное финансирование, которое позволило улучшить материально-техническую базу учреждений образования и здравоохранения, обеспечить современным технологическим оборудованием, соответствующим международным стандартам. К недостаткам: неготовность управленческих структур к оптимальному использованию бюджетных средств, отсутствие четких и поддающихся контролю механизмов проведения государственных закупок, неэффективность использования на периферии закупленного оборудования, неподготовленность специалистов для работы на нем,

5. Переход социальной сферы от модели сохранения к модели развития характеризуется:

положительной динамикой бюджетных расходов на социальную сферу, которая представляется нецелесообразной в условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса;

снижением эффективности использования бюджетных средств при реализации социальных программ в результате неадекватности управляющих структур требованиям современного российского общества;

внедрением в социальную сферу элементов конкуренции и социального маркетинга;

попытками внедрения информационных технологий управления в организацию деятельности учреждений социальной сферы;

потребностью в формировании потребительских ориентаций в платных услугах, к чему население пока не готово.

созданием вариативной системы предоставления социальных услуг населению.

6. К организационным методам совершенствования управления социальной сферой современной России в контексте перехода от объект-субъектных к субъект-субъектным управленческим моделям следует отнести: создание единого межотраслевого пространства в социальной сфере, сопряженного с информационными массивами всех сфер общества, действенный общественный контроль, создание новых учреждений, предоставляющих бюджетные, внебюджетные и коммерческие услуги, совершенствование использования в реальной практике нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность учреждений социальной сферы (Закон об автономных организациях, Положения о платных услугах, Закон о закупках для государственных нужд и т.п.), создание общественных «статусных» организаций и организаций по месту жительства для участия населения в разработке и реализации социальных проектов в местах непосредственного проживания граждан и контроля за их осуществлением.

К социально-экономическим методам управления социальной сферой современной России в контексте перехода от объект-субъектных к субъект-субъектным управленческим моделям относятся: бюджетное, финансовое и материальное обеспечение учреждений социальной сферы на основе обоснованных нормативов; интеграция ресурсной базы, разработка стандартов ресурсного обеспечения социальных учреждений; расчет, основанный на объемных отраслевых нормативных показателях, с учетом коэффициента эффективности каждого субъекта социальной сферы.

7. Разработанные информационные технологии управления социальной сферой обеспечивают свободный доступ гражданам к государственным информационным ресурсам в области социальной защиты населения. Это технологии:

обеспечения возможности дистанционного предоставления ряда социальных услуг: подача заявления в органы социальной защиты населения, оформление социального пособия;

формирования внутренней информационной архитектуры в системе управления: система единого окна, единого личного дела получателя мер социальной поддержки и ее электронная версия как основы формирования интернальных управленческих сетей в организации;

формирования внешней экстернальной информационной архитектуры, представляющей собой технологию обмена персональными данными между органами управления социальной сферой с перспективой создания глобального национального информационного пространства;

создание и актуализация социальных регистров населения, систематизирующих перечень мер социальной поддержки и персоналий ими пользующихся.

8. Смена управленческой парадигмы, обеспечивающей эффективное управление процессом реформирования социальной сферы связана с переходом от практики решения задач в изолированных организационных структурах к реализации управленческих функций и процессов в сетях, что потребует изменения подготовки качественно новой генерации социальных управленцев, способных перейти к мышлению в терминах функций и процессов.

Реализация данной задачи предполагает:

культивацию умения работать в команде и постоянной готовности к изменениям;

создание четких процедур и формальных процессов выбора управленческих решений при разрешении конфликтных ситуаций;

построение общей корпоративной архитектуры организации с использованием электронных административных регламентов;

коренное реформирование и создание современных механизмов коммуникации через корпоративную информационную систему.

Только тогда можно эффективно решать вопросы управления реформированием социальной сферы, результатом которого станет качественно новое состояние, отвечающее в полной мере запросам времени и интересам всех членов российского социума.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов при дальнейшей разработке теоретических, методологических и методических аспектов современной социологической науки. Материалы осуществленного социологического исследования позволили создать структуру инновационных сервисов в системе социальной защиты населения и на ее основе систему получения социолого-статистической информации, которая обеспечила органы государственной власти различных уровней необходимыми материалами для своевременной корректировки стратегии и тактики преобразований в социальной сфере каждого конкретного региона.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования использовались автором в практической деятельности, возглавляя в течение 19 лет Управление социальной защиты населения Администрации города Электросталь Московской области, с 2005 года – территориальное управление Министерства социальной защиты населения Московской области; докладывались на международных, всероссийских и региональных конференциях, в том числе на двух социологических конгрессах; опубликованы в статьях, брошюрах, методических материалах и монографиях общим объемом 29,0 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, восьми глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, проанализировано состояние научной разработанности проблемы, определены объект, предмет исследования, сформулированы его цель и задачи, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы, представлена ее апробация.

Раздел 1 – «Теоретико-концептуальные основы управления социальной сферой» состоит из двух глав, в которых рассматриваются основные теории управления социальной сферой.

В первой главе этого раздела – «Социальная сфера как объект управления» на основе анализа различных научных подходов автор обосновывает понятия и категории «социальная сфера» как объекта управления в контексте потребности дальнейшего развития научного знания об обществе. Анализируются социологические теории, сформулированные в трудах классиков социологической мысли О.Конта, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, К. Маркса, М. Вебера, В. Парето, Т. Парсонса.


загрузка...