Коммуникативная категория вежливости в немецкой лингвокультуре (ситуативно- стратегический анализ) (15.08.2011)

Автор: Газизов Рафаэль Аркадьевич

ГАЗИЗОВ Рафаэль Аркадьевич

КОММУНИКАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ ВЕЖЛИВОСТИ

В НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

(ситуативно-стратегический анализ)

10.02.04 – германские языки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Уфа - 2011

Диссертация выполнена на кафедре немецкой филологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

Научный консультант доктор филологических наук, профессор

Мурясов Рахим Закиевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Азнабаева Лариса Алексеевна

доктор филологических наук, профессор

Миронова Надежда Николаевна

доктор филологических наук, профессор

Азначеева Елена Николаевна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Защита диссертации состоится «21» октября 2011 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.013.12 при Башкирском государственном университете по адресу: 450076, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 19, факультет романо-германской филологии, ауд. 31.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета по адресу: 450074, г. Уфа,

ул. З. Валиди, 32.

Автореферат разослан «____» ___________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор филологических наук, профессор Чанышева З.З.

Общая характеристика работы

Во второй половине XX века в лингвистике произошло изменение векторов научного познания: на смену структурному поуровневому описанию пришло системное полифункциональное рассмотрение языковых/неязыковых явлений. В центре внимания ученых оказалась функциональная сторона языка, т.е. язык в его речевом воплощении. При этом принципиальным стало рассмотрение языка/речи с позиций антропоцентрической парадигмы в языкознании.

Коммуникативно-прагматическая категория вежливости как один из объектов исследования языка в его речевом воплощении в русле новых лингвистических направлений помогает раскрыть механизм человеческих взаимоотношений и объяснить способы достижения коммуникативных целей в речевом общении людей. Вежливость регламентирует коммуникативное взаимодействие общающихся, предписывая определенные нормы и традиции вербального/невербального поведения (посредством коммуникативного этикета) и регулируя взаимоотношения людей в различных формах коммуникации – межличностной, групповой, массовой (посредством коммуникативных стратегий). Тем самым реализация вежливости в общении тесно связана с особенностями коммуникативного поведения и коммуникативного сознания той или иной лингвокультурной общности.

Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом обстоятельств: 1) потребностью в изучении нормативного коммуникативного поведения и речевой коммуникации в межличностном аспекте в связи с возросшими требованиями к качеству коммуникативного взаимодействия, 2) необходимостью анализа способов функционирования эксплицитных и имплицитных форм вежливости, влияющих на успешность коммуникации, 3) потребностью в изучении национально-культурных особенностей коммуникативного поведения этноса путем выявления доминантных черт общения и описания этнических особенностей этикета в связи с неуклонным ростом международных контактов и актуализацией проблем межкультурной коммуникации, 4) недостаточной разработанностью некоторых проблем, связанных с определением структуры коммуникативного этикета и выделением его типов,

5) отсутствием единой точки зрения относительно вопроса о сущности категории вежливости.

Многочисленные работы, представляющие различные аспекты рассмотрения категории вежливости, послужили теоретико-методологической базой для настоящего исследования. Так, вначале преимущественно изучались социологические и философские аспекты проблемы вежливости. Среди основных следует назвать труды

В.М. Соковнина, N. Elias, E. Goffman, W. Schenker и др.

Социально-нормативный аспект вежливости представлен исследованиями В.И. Гвазавы, В.Е. Гольдина, Е.А. Земской,

О.Ю. Поляковой, Э. Пост, Э.Я. Соловьева, Н.И. Формановской, Д. Честары, E. Herfurth, H. Huettner, A.F. von Knigge, D. u. F. Kunschmann, C. Stephan,

J. Wolff и др.

С разработкой теории коммуникативного поведения и изучением национальных особенностей речевого общения разных народов связано исследование категории вежливости в этнографическом плане

(А.К. Байбурин, Б.Х. Бгажноков, А.М. Решетов, А.Л. Топорков и др.).

Основополагающими при исследовании психологических аспектов вежливости являются теория «сохранения лица» П. Браун и С. Левинсона, теория сближения и отдаления Т.В. Лариной, этико-лингвистическая концепция вежливости в оппозиции «говорящий – адресат» Л.А. Азнабаевой и др.

Собственно лингвистический аспект изучения вежливости связан с исследованием данной категории на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, а также с описанием функционально-семантических характеристик единиц, репрезентирующих феномен вежливости (см., например, работы Е.И. Беляевой, Н.Л. Соколовой,


загрузка...