Многомерная математическая подготовка будущего педагога (15.08.2011)

Автор: Дорофеев Андрей Викторович

? необходимость создания компетентностных моделей профессиональной подготовки будущего педагога, который учится добывать и применять научные знания, методы исследования в ситуациях, близких к профессиональной деятельности, предполагает разработку основных принципов и механизмов проектирования многомерной математической подготовки для выявления междисциплинарно-интегрированных требований к результату образовательного процесса;

? необходимость преодоления противоречий между предметно-методической, психолого-педагогической и социально-культурологической подготовкой будущего педагога требует моделирования профессионально-ориентированной математической подготовки на содержательном и технологическом уровне;

? практико-ориентированный характер совокупных критериев качества математической подготовки предусматривает устанавливать их по степени соответствия результатов требованиям профессиональной деятельности выпускника вуза.

Разрешение проблем связывается с ориентированностью математической подготовки на профессиональное развитие и саморазвитие студента, готового теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющего создавать и применять для этого систему профессиональной деятельности, обладающего возможностями анализировать и корректировать процесс и результаты овладения профессией.

Состояние разработанности проблемы исследования. В современной научно-педагогической литературе накоплена необходимая совокупность знаний, выступающая предпосылкой для разрешения проблемы исследования: выделены особенности подготовки специалистов на разных ступенях непрерывного профессионального образования (Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.); обозначены концептуальные подходы к проектированию содержания образования в условиях многоуровневой, вариативной системы образования (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской, Н.А. Читалин и др.); исследованы вопросы оптимальности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский и др.) и системности дидактики (В.П. Беспалько, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.); разработаны многокомпонентная модель педагогической системы (Н.В. Кузьмина) и многомерная модель исторически обусловленных реальностей существования человека (В.С. Мухина); разработаны педагогические технологии поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), полного усвоения (Б. Блум), проблемного и проблемно-модульного обучения (М.И. Махмутов, М.А. Чошанов), концентрированного обучения (Г.И. Ибрагимов), исследованы вопросы укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев), стимулирования рефлексии и творческого саморазвития (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков), моделирования многомерной педагогической реальности (А.А. Остапенко), инструментальной дидактики (М.А. Чошанов); разработана теория дидактических многомерных инструментов (В.Э. Штейнберг).

Выявление особенностей математической подготовки будущего педагога опиралось на анализ опыта разработки компетентностных моделей при формировании ФГОС ВПО третьего поколения с учетом всех заинтересованных потребителей профессионального образования (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Р.Х. Гильмеева, В.И. Звонников, Э.Ф. Зеер, ИА. Зимняя, Г.В. Мухаметзянова, А.В. Хуторской и др.).

В диссертационных исследованиях рассматриваются различные проблемы организации математической подготовки в вузе, в частности, теоретико-методологические и методические основы профессиональной направленности образования (С.В Белобородова, А.Г. Мордкович, О.Г. Ларионова); построение дидактических систем математической подготовки (Л.Н. Журбенко, Е.И. Смирнов); гуманитаризации и гуманизации математического образования (Н.А. Бурова, Н.В. Набатникова, А.Х. Назиев); теоретико-методологические основы профессиональной подготовки в вузе (Е.Е. Алексеева, Г.Л. Луканкин, М. Нугмонов, Н.А. Сеногноева, А.В. Ястребов).

Существуют определенные теоретические и практические предпосылки для решения интересующей нас проблемы по дидактическим, методическим и управленческим основаниям. Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования и соответствующего опыта практической деятельности позволяет констатировать, что вопросы реализации антропоцентричной векторизации образовательного процесса в вузе разработаны еще недостаточно и требуют теоретико-методологического обоснования моделирования многомерной математической подготовки будущего педагога. Это предполагает методы, средства и формы обучения, оптимально способствующие формированию метакомпетенций студента, его переводу из объектной в субъектную позицию. В проектировании математической подготовки важно опираться как на обобщенную модель профессиональной становления будущего педагога, так и его неповторимую индивидуальность с определенными познавательными способностями. С этих позиций актуальными являются:

? обоснование многомерной математической подготовки через модульную организацию, реализующую когнитивную, социально-гуманитарную, исследовательскую, операционально-деятельностную и профессионально-педагогическую составляющие образования;

? определение закономерностей функционирования многомерной математической подготовки для формирования метакомпетенций будущего педагога;

? построение профессионально-ориентированных технологий математической подготовки будущего педагога, направленных на: 1)обучение студента способам синтезированного решения субъектно-реализационных и предметно-результативных задач в моделируемой и реальной профессиональной деятельности; 2) ориентацию математической подготовки на потребностно-мотивационное и содержательное обеспечение результативности учебно-познавательной деятельности в процессе творческого решения профессионально-педагогических задач; 3) поиск оптимальных условий обучения студентов с разными когнитивными способностями для достижения требуемого качества образования; 4) разработку критериев готовности студента к профессиональной деятельности.

Состояние разработанности проблемы и анализ практики математической подготовки будущего педагога позволили выявить противоречие между потребностью общества в педагогах с высокой профессиональной компетентностью и недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований проектирования многомерной математической подготовки ориентированной на формирование метакомпетенций выпускника педвуза и его социальной адаптации в профессиональной деятельности. Можно обозначить несколько уровней конкретизации противоречия:

? на методологическом уровне между необходимостью выявления сущности и механизмов проявления многомерной математической подготовки в изменяющихся социокультурных условиях и недостаточной разработанностью междисциплинарных методологических и теоретических оснований ее проектирования;

? на теоретическом уровне между необходимостью разработки компетентностных моделей математической подготовки студента и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения в педагогической науке и практике основных принципов и механизмов их проектирования;

? на содержательном уровне между необходимостью создания и реализации компетентностной модели математической подготовки в вузе и недостаточной разработанностью моделирования многомерной математической подготовки для формирования метакомпетенций будущего педагога;

?на технологическом уровне между необходимостью формирования метакомпетенций студента и отсутствием адаптивного технологического сопровождения процесса математической подготовки отвечающего компетентностному подходу;

?на методическом уровне между необходимостью количественной и качественной оценки уровня сформированности профессиональных компетенций будущего педагога в процессе математической подготовки и отсутствием научно обоснованных подходов к проблеме поиска критериев и показателей их сформированности, измерения и оценки.

Отмеченные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют сформулировать проблему исследования: какими должны быть теоретико-методологические и технологические основания многомерной математической подготовки, направленной на формирование метакомпетенций будущего педагога.

Цель исследования: разработать научно-теоретические и технологические основания проектирования и реализации многомерной математической подготовки будущего педагога.

Объект исследования: математическая подготовка студента педагогического вуза.

Предмет исследования: проектирование и реализация многомерной математической подготовки будущего педагога.

Гипотеза исследования. Проектирование многомерной математической подготовки будущего педагога будет эффективным, если:

? разработана и реализована концепция математической подготовки, основанная на идее многомерности педагогической реальности и компетентностном подходе;

? выявлены особенности математической подготовки для личностно- профессионального становления будущего педагога через социально-гуманитарную, исследовательскую, когнитивную и профессионально-педагогическую составляющие в организации знаково-символической деятельности;

? спроектирована и реализована структурно-функциональная модель многомерной математической подготовки, отвечающая требованиям к качеству профессионального образования студента педагогического вуза;

? разработана и внедрена в образовательный процесс модульно- компетентностная технология обучения, позволяющая рассматривать многомерную математическую подготовку как особую дидактическую систему профессионального становления будущего педагога;

? разработано и апробировано научно-методическое обеспечение диагностики результата профессиональной подготовки будущего педагога.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и выявить особенности математической подготовки будущего педагога в современных условиях.

2. Определить роль и место математической подготовки для формирования метакомпетенций будущего педагога.

3. Разработать концепцию проектирования многомерной математической подготовки будущего педагога.

4. Обосновать системообразующую роль принципов многомерности и профессионально-педагогической направленности в проектировании математической подготовки для формирования метакомпетенций будущего педагога.

5. Разработать структурно-функциональную модель многомерной математической подготовки.

6. Спроектировать и апробировать модульно-компетентностную технологию обучения математическим дисциплинам в вузе.

7. Разработать и внедрить векторный метод диагностики многомерной математической подготовки для качественного и количественного оценивания результата профессионального образования будущего педагога.

8. Осуществить экспериментальную проверку эффективности комплекса организационно-педагогических условий процесса математической подготовки и разработанной модульно-компетентностной технологии обучения.

Теоретико-методологические основы исследования, алгоритм которого выстроен с учетом работ, отражающих многоуровневую методологию и методику научных исследований в области педагогики (В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, Г.П. Щедровицкий и др.), опираются на важнейшие теоретические принципы системности, опережения, непрерывности и преемственности процесса образования, синергетические принципы многообразия, единства, избыточности и открытости (И.Р. Пригожин), регулирующими перевод познавательной деятельности студента из плана социального сознания в индивидуальное и обеспечивающими получение прогностически- ориентированного знания по отношению к меняющимся условиям внешней среды.

Системный подход в образовании представлен работами Б.С. Гершунского, В.И. Гинецинского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.С. Леднева, Г.В. Мухаметзяновой, Н.Д. Никандрова, А.М. Новикова, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, А.И. Субетто, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова, Э.Г. Юдина. Системообразующие начала современного образования коренятся в познании сущностной природы человека и создании целостной философии профессионального образования, являющегося одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности и национальной безопасности государства.

Идея гуманизации педагогического образования реализуется в профессионально-ориентированных технологиях обучения, усиливающих человекотворческий компонент подготовки специалиста на основе нового цивилизационного взгляда на цели системы образования (В.П. Бездухов, З.Г. Нигматов, А.А. Орлов, Н.Х. Розов, Г.И. Саранцев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.).

Использовались общие подходы к организации профессионального образования будущего педагога, определяющие комплекс средств и условий для успешной реализации многомерной математической подготовки: стратегиальный (И.А. Зимняя), личностно-ориентированный (В.В. Сериков, И.С. Якиманская), социально- личностный (А.К. Маркова, Г.В. Мухаметзянова), функционально-деятельностный (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина), творческого саморазвития личности (В.И. Андреев, Я.А. Пономарев), средовой (В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин).


загрузка...