Многомерная математическая подготовка будущего педагога (15.08.2011)

Автор: Дорофеев Андрей Викторович

Дорофеев Андрей Викторович

Многомерная математическая подготовка

будущего педагога

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Казань – 2011

Работа выполнена на кафедре профессиональной педагогики

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Эрганова Наталья Евгениевна

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Вербицкий Андрей Александрович

ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

доктор педагогических наук, профессор

Кирилова Галия Ильдусовна

Учреждение РАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования»

член-корреспондент АН Республики Башкортостан, доктор физико-математических наук, профессор

Сабитов Камиль Басирович

ГАНУ АН РБ «Институт прикладных исследований»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия»

Защита состоится 4 октября 2011 года в ____часов на заседании диссертационного совета Д 008.012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при учреждении Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»

Автореферат разослан « __ » _____ 20___ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Масалимова

Общая характеристика исследования

Одним из важных факторов социального прогресса в условиях активно разворачивающихся инновационных процессов становится готовность подрастающего поколения к переменам, участию в них и принятию нового как ценности. Большое значение при этом приобретает подготовка педагога, владеющего глубокой предметной компетенцией, профессиональной культурой и организаторскими способностями. Именно поэтому, как намечено концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Стратегия-2020», ключевой задачей в современной социокультурной ситуации является становление творческой личности, обладающей широким спектром гуманистических ценностей.

Творческое начало, спонтанное и разнонаправленное по своей природе, упорядочивается и совершенствуется адекватной математической подготовкой, которая является важной составляющей профессионального образования педагога различного профиля (И.И. Баврин, Г.И. Саранцев, В.Д. Шадриков). Это обусловливается ведущим положением математики среди фундаментальных и прикладных наук, что особенно ярко проявляется в их интенсивной математизации. Математическая подготовка вносит также существенный вклад в реализацию операционально-деятельностного компонента обучения, устраняющего изолированность между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием. В связи с чем, перспективной характеристикой математической подготовки в условиях инновационного развития общества становится способность обеспечивать получение прогностически-ориентированного знания.

Многомерное социокультурное пространство ставит индивида перед проблемой «находить себя» одновременно в разнообразных видах деятельности и разных социальных общностях. Происходит изменение функциональных обязанностей педагога: от нормативно-исполнительского они переходят к проектировочному, инновационному и исследовательскому видам деятельности. Педагогическая реальность становится «многообразной, многослойной и многомерной, что требует иного языка ее описания и иных подходов к ее моделированию» (А.А. Остапенко).

Для поддержания инновационных процессов общественного развития актуализируются также вопросы направленности и путей реализации системы педагогического образования для достижения необходимого качества и социальной эффективности в подготовке будущего педагога. Профессиональное образование может быть опережающим, если основывается на принципах преемственности, целесообразности, научности и проектируется на формирование у студента способностей к творческому поиску, саморазвитию и непрерывному пополнению знаний (А.А. Вербицкий, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Г.В. Мухаметзянова, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, А.А. Орлов, В.А. Сластенин и др).

Профессиональная направленность математической подготовки будущего педагога проявляется, прежде всего, через содержательно-методические линии учебной дисциплины, когда методологические знания дополняются деятельностью по формированию стиля научного мышления. Современная трактовка термина «стиль научного мышления» предполагает совокупность правил, предопределяющих, во-первых, ? общие алгоритмы исследования и особенности, присущие научному подходу в изучении явлений, и, во-вторых, ? деятельность по освоению мыслительных операций, аналоги которых могут выполняться в будущей профессии. Стиль научного мышления выражается в способности к усвоению собственно научного знания и проявляется в единстве содержания и форм математического творчества через понимание естественного и символического языков. Классики Г. Вейль, Ф. Гаусс, Р. Декарт, А. Пуанкаре и Л. Эйлер указывают, что математика есть эвристическая наука, характеризующаяся наблюдением, экспериментом, аналогией и неполной индукцией. Индуктивно-дедуктивный дуализм математики (равноправие логики и интуиции) иллюстрируется на материале всех её областей, на что акцентируют внимание в методических трудах Б.В. Гнеденко, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Г.Л. Луканкин, А.Г. Мордкович, Г.И. Саранцев, А.А. Столяр, Л.М. Фридман, Г. Фройденталь.

Описательно-наглядными рассуждениями, алгоритмами и доказательствами математика выступает средством познания и активизации мыслительной деятельности, она оказывает существенное влияние на общее развитие личности и формирование способностей самостоятельной познавательной деятельности. От выпускника педагогического вуза требуется обладание способностями мыслить «версионно» (гипотезами, предположениями) и воспринимать информацию как практическую ценность для получения конкретного результата. Качество образования будущего педагога, таким образом, достигается ориентированностью математической подготовки на требования педагогической деятельности и на формирование его способностей к профессиональному саморазвитию.

Способности в сфере профессиональной деятельности дополняются социальными и когнитивными способностями, включающими готовность к творческому поиску и непрерывному обучению. Знания, умения и навыки, вместе с поведенческими и мотивационными аспектами являются составными элементами многомерной структуры компетенций, согласно которой профессиональные компетенции, необходимые для эффективной работы выпускника вуза, содержат когнитивные и функциональные компетенции, а личностные компетенции «распадаются» на социальные и метакомпетенции, причем именно метакомпетенции служат базисом для приобретения всех других компетенций (В.И. Звонников, М.Б. Челышкова).

Педагог в условиях инновационного развития общества должен выступать экспертом в области обучения и учения. Для этого важна «нацеленность» профессиональной подготовки не столько на формирование конечного набора заранее известных компетенций, сколько на метакомпетенций, позволяющих будущему педагогу формировать способности к саморазвитию, самооцениванию и диагностированию собственного уровня развития профессиональных компетенций.

Актуальность исследования определяется спектром проблем развития системы профессионального образования:

? возрастающая потребность современного общества в педагоге с высоким уровнем сформированности социально-личностных компетенций, как обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение учебно-познавательной и социально-профессиональной деятельности, предопределяет от высшей школы реализацию качественно нового образования не за счет увеличения академической подготовки, а через ориентированность учебной дисциплины на развитие у студента способностей к творческому поиску и непрерывному пополнению знаний;

? развитие у будущего педагога социально-личностных компетенций, позволяющих адаптироваться к постоянно изменяющейся профессиональной и культурной среде, быть мобильным и социально-конструктивным, предполагает актуализацию резервов его активности, самостоятельности в познании и саморазвитии;


загрузка...