Теория и методология организации местной работы на припортовой железной дороге (15.07.2011)

Автор: Зубков Виктор Николаевич

Зубков Виктор Николаевич

Теория и методология организации местной работы

на припортовой железной дороге

Специальность: 05.22.01 – Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов,

организация производства на транспорте

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС)

Научный консультант доктор технических наук, профессор

Лябах Николай Николаевич

Официальные оппоненты доктор технических наук, профессор Бородин Андрей Федорович

доктор технических наук, профессор Ефименко Юрий Иванович

доктор технических наук, доцент Числов Олег Николаевич

Ведущая организация Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО МГУПС)

Защита состоится « 29 » сентября 2011 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 218.010.01 при Ростовском государственном университете путей сообщения (ФГБОУ ВПО РГУПС) по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан «___» _______ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 218.010.01

доктор технических наук, профессор В.А. Соломин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях реформирования железнодорожного транспорта и интенсивного развития транспортного рынка более актуальной становится проблема дальнейшего повышения эффективности перевозочной деятельности железных дорог с целью полного и своевременного удовлетворения рыночного спроса на транспортные услуги.

Эффективность транспортного производства на железнодорожном транспорте во многом зависит от организации основной его составляющей – местной работы, которая включает в себя комплекс мероприятий по организации перевозочного процесса, связанных с выполнением грузовых операций на станциях и подъездных путях. Рациональная организация местной работы требует высокого уровня взаимодействия различных видов транспорта, участников перевозочного процесса, что способствует повышению качества транспортного обслуживания, рентабельности перевозок и конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Наибольшие объемы местной работы выполняются на припортовых дорогах, общей проблемой которых стали значительные задержки вагонов с экспортными грузами, следующими в адрес портов, что сдерживает продвижение общего вагонопотока на дорогах, в том числе и в адрес предприятий обслуживаемых регионов. Эти проблемы вызваны, прежде всего, несоответствием железнодорожной и портовой инфраструктуры возросшим объемам перевозок.

Особое место в производственно-транспортной структуре экономики Российской Федерации (РФ) занимает динамично развивающийся Южный регион, обслуживаемый в основном Северо-Кавказской железной дорогой (СКЖД), основная работа которой заключается в обслуживании портов и предприятий региона. Последовательный рост объемов экспортно-импортных перевозок через порты Азово-Черноморского бассейна, увеличение объема местной работы в связи с проведением Олимпиады-2014 и необходимостью своевременного подвода олимпийских грузов к пунктам назначения приводят к тому, что на СКЖД возникают большие затруднения с пропуском поездов и переработкой грузов. Кроме того, значительные трудности в организации грузового движения вызывает пропуск большого числа пассажирских поездов по участкам дороги. Решение этих проблем сопровождается рисками производственного, технологического и ресурсного характера, вызывающими потери доходов.

Для реализации оптимальной транспортно-технологической системы управления местной работой на завершающем этапе реформирования железнодорожного транспорта требуется развитие теории и методологии, совершенствование организации транспортного производства с учетом экзогенных и эндогенных факторов функционирования различных видов транспорта региона.

В настоящее время на сети дорог осуществляется переход от четырехуровневой системы управления перевозками к трехуровневой, что связано с упразднением отделений дорог и образованием дирекций управления движением (далее – дирекции). Реструктуризация управления железнодорожным транспортом РФ, изменение структуры и направлений грузопотоков, связанных с этими процессами, повышение требований к техническому оснащению и технологическому обеспечению организации транспортного производства диктуют необходимость пересмотра теории, методологии и практики организации местной работы, определяемых не только отечественной экономикой, но и конкуренцией на рынке транспортных услуг и мирового товарооборота. Все вышеперечисленное определяет актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Решению теоретических и практических вопросов в области теории организации местной работы посвящены исследования, выполненные В.М. Акулиничевым, А.А. Абрамовым, А.Э. Александровым, В.И. Апатцевым, А.Ф. Бородиным, К.А. Бернгардом, П.С. Грунтовым, Г.М. Грошевым, Ю.В. Дьяковым, А.В. Дмитренко, Ю.И. Ефименко, Ф.П. Кочневым, П.А. Козловым, А.Г. Котенко, О.С. Кирьяновой, В.А. Кудрявцевым, Н.Н. Кулагиным, Р.З. Нурмухамедовым, В.М. Саем, Н.А. Сапуновым, Н.К. Сологубом, А.А. Смеховым, Е.А. Сотниковым, И.Б. Сотниковым, Е.М. Тишкиным, А.К. Угрюмовым, А.Д. Чернюговым, В.А. Шаровым, В.П. Ярошевичем и др.

Вопросы взаимодействия различных видов транспорта и повышения качества транспортного обслуживания отражены в работах А.П. Батурина, А.С. Балалаева, С.Ю. Елисеева, П.В. Куренкова, С.Н. Корнилова, А.Ф. Котляренко, Д.А. Ломаша, Э.А. Мамаева, О.Б. Маликова, А.С. Мишарина, В.М. Николашина, П.А. Новикова, М.Б. Петрова, В.А. Персианова, Н.В. Правдина, С. М. Резера, О.Н. Числова, П.К.Рыбина, Е.В.Рязановой, И.Н. Шапкина и др.

Дальнейшему развитию информационного обеспечения перевозок грузов посвящены исследования В.А. Буянова, А.Ф. Бородина, А.Н. Гуды, В.Н. Иванченко, Н.Н. Лябаха, А.Т. Осьминина, А.П. Петрова, Е.В. Прилепина, Л.П. Тулупова, Е.М. Ульяницкого и др.

Однако исследования теории и методологии организации местной работы и перевозок экспортных грузов, имеющих большое значение для припортовых железных дорог, в научной литературе чаще всего велись без учета особенностей организации транспортного производства на этих дорогах, влияющих на общий результат их деятельности. В данной диссертации осуществлен системный подход к решению проблемы перевозок грузов в местном сообщении, включая вопросы организационно-технологического, технического, кадрового и информационного обеспечения. Системный подход к исследуемой проблеме позволяет оптимизировать решения применительно к конкретному региону с учетом специфики управления при доминировании местной работы на дороге.

Целью диссертационного исследования является развитие теории и методологии организации и управления местной работой припортовой железной дороги, основной составляющей региональной транспортной системы, выполняющей значительный объем экспортно-импортных перевозок во взаимодействии с морским транспортом на базе принципов транспортной логистики, направленных на минимизацию затрат и максимизацию объемов перевозок и доходов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:

- разработка теории и методологии синтеза систем управления транспортным производством в районах местной работы железной дороги;

- совершенствование методов планирования и организации отгрузки, пропуска и подвода судовых партий к транспортным узлам на основе применения современных информационных технологий и транспортной логистики;

- разработка модельного аппарата и инструментария для принятия решений по выбору рационального варианта организационной структуры и управления транспортным производством на железной дороге;

- развитие технологии и инструментария обеспечения согласованной доставки грузов к различным категориям потребителей с учетом экономических интересов всех участников логистической цепи.


загрузка...