Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон-бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе (15.07.2011)

Автор: Войнов Виктор Борисович

Принципиальным компонентом обследования детей стало использование теста Тулуз-Пьерона, направленного на изучение свойств внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость) в задаче психомоторного типа (корректурная проба), вторично – на оценку точности и надежности переработки информации; на оценку волевой регуляции, характеристик работоспособности и ее устойчивость во времени. Результирующий показатель – коэффициент точности, является надежным и быстрым способом выделения психологических признаков минимальных мозговых дисфункций. Использование этого показателя позволило расширить картину факторов, определяющих дезадаптивное поведение учащихся, выделить доминирующий, стилевой характер работоспособности при выполнении модельной нагрузки. Процессы функционального созревания ЦНС проявляются не только в свойствах внимания, но и в эффекторной сфере ребенка, в частности в характеристиках тонко координированных действий – во времени простой и сложной зрительно-моторной реакции.

Проведено сравнение трех групп детей (рис.1): основная экспериментальная группа – «Младшие», учащиеся первых (7,01±0,11 лет) и «Средние», учащиеся вторых (8,21±0,07 лет) классов, адаптированные и с выраженными признаками дезадаптации, и контрольная группа – подростки (13,23±0,24 лет). Как можно видеть на рисунке, достоверно просматривается зависимость рассматриваемого показателя от функции возраста. Подростки во всех сочетаниях быстрее и точнее – время реализации, и простой, и сложной зрительно-моторных реакций у них короче. Отличия проявляются в парах сравнения «адаптированные» – «дезадаптированные» в первом классе – на уровне тенденции, во втором – достоверные, при сравнении групп первоклассников по параметру «время сложной зрительно-моторной реакции».

Анализ полученных результатов исследований позволяет резюмировать ? успешность адаптации ребенка к условиям начальной школы не имеет жесткой зависимости от уровня физического развития, однако зависит от присутствия факторов риска нарушения высшей нервной деятельности, от уровня сформированности произвольного внимания, тонкой сенсомоторной координации, от наличия нарушенных форм поведения (гиперактивность, импульсивность, непоседливость). Выявляемые неоптимальные формы поведения, как правило, являются устойчивыми на исследуемом временном интервале, что может свидетельствовать о наличии пограничных форм нарушения развития центральной нервной системы детей в виде синдрома минимальных мозговых дисфункций. Полученные факты позволяют отметить – при адекватном развитии ребенка имеет место закономерная динамика времяспецифических свойств от произвольного внимания к мыслительным свойствам, определяющим креативные возможности формирующейся личности.

Нейрофизиологические механизмы развития детей в динамике начальной школы

Возрастные маркеры изменений спонтанной биоэлектрической активности ЭЭГ в группе детей с оптимальным уровнем адаптации

С целью описания общих признаков развития центральной нервной системы рассматриваемых групп детей, использовались обобщенные описания параметров суммарной биоэлектрической активности мозга (всего численность детей – 220 человек). За основу анализа принималось максимально спокойное, релаксированное состояние бодрствования детей с закрытыми глазами. В таблице 6 представлены результаты дисперсионного анализа всей совокупности наблюдений параметров ЭЭГ группы детей 6 - 11 лет: мощности ритмических диапазонов (дельта, тета, альфа, бета-1 и бета-2) восьми симметричных точек лобной, центральной, теменной и затылочной областей коры. Как видно из данных таблицы, средние значения мощности классических диапазонов ЭЭГ зависят от фактора «Возраст» и почти все зависят от фактора «Состояние» («Сост» – состояние спокойного бодрствования с открытыми и закрытыми глазами), выраженность дельта-, тета- и альфа-диапазонов зависит и от исследуемой области головного мозга («Лок» – «локализация», область регистрации электрограмм).

Таблица 6

Влияние независимых факторов: возраста, состояния и региональных особенностей мозга и их сочетаний на мощность ритмических диапазонов ЭЭГ группы детей младшего школьного возраста (MANOVA)

Ритмический диапазон ЭЭГ Факторы Сочетание

факторов

Возраст Сост Лок

1 2 3 12 13 23 123

Дельта *** *** *** *

Тета *** *** *** ***

Альфа *** *** *** ***

Бета-1 *** ***

Бета-2 ***

* Р?0,05; ** P?0,01; *** P?0,001

Анализ среднегрупповых («младшие» и «старшие») параметров ЭЭГ, полученных в динамике взросления, возрастные изменения в суммарной мощности ритмических диапазонов наиболее ярко проявляются в затылочных областях – мощность тета-диапазона снижается и растет мощность альфа-ритма. При этом отмечается связанная динамика перестроек во всех исследованных регионах неокортекса, отражающая системный характер преобразований мозговой активности в процессе взросления организма. Полученные факты соответствуют имеющимся в литературе сведениям о логике возрастных преобразований в неокортексе мозга человека, начинающихся с задних проекционных областей и распространяющихся к ростральному, эволюционно более молодому полюсу (Gasser et al., 1988 a, b; Harmony et al., 1995).

Основные черты возрастных изменений феноменов пространственной синхронизации биопотенциалов иллюстрируются на рисунке 2, – характер дистантной связанности ритмических процессов в центральной нервной системе с возрастом существенно изменяется (колебания становятся более регулярными). Альфа-ритм приобретает черты генерализованности с преобладанием в затылочных отведениях, при этом растет его пространственная связанность – средняя когерентность по набору отведений имеет тенденцию к росту. Наиболее выражено изменяется градиент когерентности частот альфа-диапазона пространственно разнесенных и рядом расположенных пар областей мозга (Б.1 и Б.2) – синфазность близких регионов неокортекса растет, а удаленных снижается, что достаточно известно в литературе (Шеповальников и др., 1979).

????????? ???????f ???????§ ???????f

?????f?¦

???????????????

???????f ???????

???????????i ???????§

?????????)

???????????)?????F???????

?0??В??

???????????f

?????????O

???????????U

???(?????a

???????????E

???(?????

?????F???????

???????????X

?x?<??????????

???(?????

???????9

???????????E


загрузка...