Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон-бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе (15.07.2011)

Автор: Войнов Виктор Борисович

Мальчики (n=24)

Тулуз-Пьерон 97,46±0,44 96,83±0,47 96,25±0,55 – –

Память 8,29±0,47 8,79±0,38 8,25±0,37 + –

Внимание 203,69±12,03 248,70±11,61 322,38±11,68 + +*

Мышление 8,33±0,95 12,92±1,39 11,33±1,26 + –

Мотивация 21,17±1,22 17,67±1,38 20,21±1,40 – +

Дезадаптация 17,84±2,22 13,14±2,06 15,08±2,75 – +

Успеваемость 4,05±0,11 3,94±0,13 3,93±0,11 – –

При этом, начиная со второго класса группы «отличников» и «отстающих» существенно различаются по среднегрупповым уровням вербально-логического мышления (соответственно, во втором классе ? 24,33±1,88 и 17,00±0,67 при Р=0,001; в третьем классе – 29,5±2,45 и 18,9±7,12 при Р=0,021). Результаты анализа групповых особенностей «отличников» и «отстающих», дали основание для вывода о том, что в первом классе наиболее существенным фактором, определяющим уровень успеваемости, как одного из признака успешности адаптации к школе, является сформированность произвольного внимания учащихся (соответственно, в группах «отличники» и «отстающие» – 251,16±19,28 и 195,12±18,11; уровень достоверности различий по t-критерию Стьюдента для независимых выборок при Р=0,04). Подчеркивая интегральный характер уровня адаптации ребенка к школьным условиям, была высказано допущение о возможности взаимосвязи этого качества (Группа адаптации) с особенностями морфофункционального развития детей в динамике первых трех лет обучения (Таблица 5). Как видно из таблицы, достоверную зависимость от фактора «Класс» (возраст ребенка) имеют следующие параметры: средний балл успеваемости, уровень внимания, мотивации, рост, масса тела, размах рук, жизненная емкость легких. Выявляется достоверно высокий уровень взаимосвязи с фактором «Адаптация» параметров: успеваемость, уровень сформированности внимания, мышления, показатель аутогенная норма по тесту Люшера, комплексный показатель «минимальных мозговых дисфункций» – коэффициент точности теста Тулуз-Пьерона.

Таблица 4

Представленность детей с выраженными признаками дезадаптации в

исследуемых группах

Годы Численность детей

(классы) % детей с признаками

дезадаптации по классам

1996 - 1998 1 2 3 1 2 3

Мальчики 25 25 24 24,00 20,00 12,50

Девочки 19 19 16 26,32 21,05 12,50

1999 - 2001

Мальчики 26 21 19 30,77 23,81 21,05

Девочки 22 28 22 31,82 17,86 9,09

Таблица 5

Результат дисперсионного анализа матрицы параметров психического и физического развития детей 1 - 3 классов (n=64)

Переменные Факторы

Класс Группа адаптации

Успеваемость * ***

Внимание *** *

Мышление

Тулуз-Пьерон

Аут.норма

Мотивация *

Рост ***

Масса тела ***

Размах рук ***

ЖЕЛ ***

* Р?0,05; ** P?0,01; *** P?0,001

Группа дезаптированных детей характеризуется невысоким и более выраженно снижающимся в процессе учебы уровнем мотивации к обучению в школе. Для этих детей характерна высокая и повышающаяся психоэмоциональная напряженность, в ряде случаев достигающая уровня стресса (аутогенная норма по тесту Люшера).12 первоклассников в первом цикле исследований (27,3%) и 16 детей из повторного цикла исследований (33,3%) характеризовались высокими значениями показателя (более 12 баллов), что позволяет говорить о переживаемой ими ситуации психоэмоционального напряжения, с характерными (отмечаемыми в беседах с детьми и с их родителями) конфликтностью, пессимистичностью, нестабильностью поведенческих реакций и т.д. Все дети из группы дезадаптированных характеризовались ярко выраженными признаками переживаемого конфликта.

Как правило, при очень высоких показателях напряжения (>20), имеют место низкие значения «вегетативного коэффициента» (<0,9), отражающие выраженное снижение резервов, потребность в отдыхе, неготовность к действию, трудности мобилизации. При тестировании с помощью опросника Филлипса для большинства из детей с признаками дезадаптации отмечались признаки повышенной и высокой тревожности по шкалам: Общая тревожность в школе, Переживание социального стресса, Фрустрация потребности в достижении успеха, Страх самовыражения, Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. По тесту Спилбергера-Ханина средний балл личностной тревожности по группе дезадаптированных детей: 45,87±13,45; 46,14±9,15. Для адаптированных детей тревожность, как правило, не превышала предела умеренной тревожности и составляла в среднем, соответственно 27,14±6,88; 28,94±11,44, что значимо отличалось от показателей предыдущей группы (t-критерий Стьюдента =11,12; Р=0,037; t-критерий Стьюдента =10,85; Р=0,048). Полученные данные находят подтверждение в литературе, в частности в исследованиях Е.В.Вербицкого (2003), О.В.Лапшиной (2008), показавших, что эмоциональная напряженность и тревожность могут выступать в качестве характеристик напряженной социальной адаптации, а с другой стороны – весьма типичны для текущего реагирования у гиперактивных детей. Следует отметить, что соотношение исследуемых параметров морфофункционального развития детей достаточно устойчиво в динамике наблюдений – и к третьему, и к четвертому классам ряд детей характеризуется признаками дезадаптации.

Обозначения:

Рисунок 1. Результаты сравнения времени реализации простой (А) и сложной (Б) зрительно-моторной реакции в группах


загрузка...