Развитие патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России (15.07.2011)

Автор: Райхлина Евгения Львовна

Диалоговые, игровые, проектные, рефлексивные педагогические технологии обеспечивают поэтапное развитие компонентов патриотического самосознания будущих педагогов в условиях активного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Особое значение для обеспечения целостности и системности процесса развития патриотического самосознания личности студента имеет готовность преподавателей педагогического университета к систематической работе по развитию патриотического самосознания студентов. В эксперименте это обеспечивалось посредством соответствующей программы, разработанной и внедренной в образовательный процесс педагогического университета и включающей в себя повышение квалификации и дополнительное образование преподавателей. Существенно также, что в ходе эксперимента все субъекты

и организационные структуры скоординированно взаимодействовали в воспитательно-образовательном пространстве педагогического университета в рамках системы различных форм консультирования, обмена информацией и опытом, наставничества и поддержки; была обеспечена объективность оценивания результативности работы по решению задачи развития патриотического самосознания студентов за счет системы внешней оценки и самооценки.

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности системы развития патриотического самосознания студентов показала на констатирующем этапе наличие ряда проблем и в отношении уровня развития компонентов патриотического самосознания студентов, в частности, когнитивного и действенно-волевого, и в целом по уровню развития патриотического самосознания будущих педагогов. Полученные данные учитывались на формирующем этапе эксперимента при реализации теоретических основ развития патриотического самосознания студентов. На этом этапе были реализованы ключевые педагогические условия эффективного решения данной задачи.

Использование комплекса диагностических методик, соответствующих выделенным критериям и показателям развития патриотического самосознания студентов, позволило оценить эффективность разработанных теоретических основ формирования патриотического самосознания студентов в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза. Полученные результаты свидетельствуют о позитивной динамике сформированности всех компонентов патриотического самосознания.

Таким образом, поставленные в диссертации задачи решены, выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась. Результаты исследования свидетельствуют в пользу эффективности разработанных теоретических основ развития патриотического самосознания студентов в современном контексте становления гражданского общества в России.

Дальнейшим направлением нашего исследования может стать проектирование единого процесса патриотического воспитания молодежи в системе «школа – вуз».

Основное содержание диссертации отражено в 57 публикациях автора. Наиболее существенными из них являются:

Монографии

1. Райхлина, Е. Л. Патриотическое воспитание молодежи: сущность, традиции, концептуальные подходы в современной России: Моногр. / Е. Л. Райхлина: – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. – 116 c. (7,25 п.л).

2. Райхлина, Е. Л. Формирование патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России: Моногр. / Е. Л. Райхлина: – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. – 122 с. (7,75 п.л).

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

3. Райхлина, Е. Л. Патриотизм и патриотическое воспитание подрастающего поколения: к теории и истории проблемы / Е. Л. Райхлина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – Вып. 2. – С. 92–99 (0,5 п. л.).

4. Райхлина, Е. Л. Музей в системе патриотического воспитания молодежи / Е. Л. Райхлина // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. – 2009. – № 3. – С. 172–176 (0,38 п.л.).

5. Райхлина, Е. Л. «Час общения» – эффективная форма патриотического воспитания старшеклассников / Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. – 2009. – № 6. – С. 27–32 (0,38 п.л.).

6. Райхлина, Е. Л. Подготовка студентов педагогического вуза к патриотическому воспитанию школьников / Е. Л. Райхлина // Казан. пед. журн.– 2009. – № 4. – С. 25–32 (0,5 п.л.).

7. Райхлина, Е. Л. Гражданская позиция как цель и результат патриотического воспитания молодежи / Е. Л. Райхлина // Науч. пробл. гуманит. исслед.– 2009. – № 7. – С.126–132(0,5 п.л.).

8. Райхлина, Е. Л. Развитие патриотического самосознания студентов педагогического вуза / Е. Л. Райхлина // Журнал «Образование и саморазвитие» Казан. гос. ун-та им. В. И. Ульянова-Ленина.– 2009.– № 6.– С. 224–229 (0,38 п.л.).

9. Райхлина, Е. Л. Педагогические условия интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов как средства формирования их гражданской позиции / Е. Л. Райхлина // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств.– 2009.– № 6. – С. 173–176 (0,25 п.л.).

10. Райхлина, Е. Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – C. 9–13 (0,2 п.л.).

11. Райхлина, Е. Л. Потенциал содержания гуманитарных дисциплин в педагогическом вузе в развитии патриотического самосознания студентов / Е. Л. Райхлина // Казан. пед. журн.– 2009. – № 9–10. – С. 153–157 (0,38 п.л.).

12. Райхлина, Е. Л. Патриотическое самосознание будущих педагогов: результаты исследования и пути развития / Е. Л. Райхлина // Казан. пед. журн. – 2010. – № 3. – С. 143–150 (0,5 п.л.).

13. Райхлина, Е. Л. Патриотическое самосознание студентов педагогического вуза в контексте становления гражданского общества в России / Е. Л. Райхлина // Научн. пробл. гуманит. исслед.– 2010.– № 9.– С. 132–139 (0,5 п.л.)

14. Райхлина, Е. Л. Оценка эффективности формирования патриотического самосознания будущих педагогов в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза / Е. Л. Райхлина // Научн. пробл. гуманит. исслед. – 2010. – № 11. – С. 138–143 (0,38 п.л.).

15. Райхлина, Е. Л. Концептуальные подходы к патриотическому воспитанию молодежи в условиях развития гражданского общества в современной России / Е. Л. Райхлина // Казан. пед. журн. – 2010. – № 5–6.– C. 138–142 (0,38 п.л.).

Учебные пособия, методические рекомендации,

учебно-методические материалы

16. Шайденко, Н. А. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: Учеб.-метод. пособие / Н. А. Шайденко, Е. Л. Райхлина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2004. – 146 с. (9,13 п.л., из них 50 % авторские).

17. Райхлина, Е. Л. Педагогическая система патриотического воспитания старшеклассников на уроках литературы: Учеб.-метод. пособие / Е. Л. Райхлина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. – 144 с. (9,0 п.л.).

18. Райхлина, Е. Л. Теория и методика обучения литературе: Программа и методические рекомендации: Электронный ресурс / Е. Л. Райхлина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009.– ОФАП № 12148.– 16.01.2009. – 30 с. (1,88 п.л.).

Научные статьи

19. Райхлина, Е. Л. К проблеме понятия «патриотизм» / Е. Л. Райхлина // Вопросы педагогики и психологии: Сб. науч. работ докторантов, аспирантов и соискателей психол.-пед. кафедр ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. – С. 100–105 (0,38 п. л.).

20. Райхлина, Е. Л. Историко-педагогическое развитие понятия «патриотическое воспитание» / Е. Л. Райхлина // Научный поиск молодых ученых: Материалы школы молодых ученых педагогов-преподавателей пед. вузов Центрального региона России (Тула, 24–29 сентября 2001 г.) / Науч. ред. А. А. Орлов; Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. – С. 164–168 (0,38 п.л.).

21. Райхлина, Е. Л. Понятие «патриотизм» и его структура / Е. Л. Райхлина // Научный поиск молодых исследователей: Материалы ежегодной науч.-практ. конф. докторантов, аспирантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002. – Вып. 3. – С. 30–36 (0,44 л.).

22. Райхлина, Е. Л. Проблема патриотического воспитания старшеклассников в современных условиях / Е. Л. Райхлина // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Второй всерос. науч.-практ. конф. – М., 2003. – С. 283–284 (0,13 п.л.).

23. Райхлина, Е. Л. Из опыта работы со студентами III курса факультета русской филологии на практических занятиях дисциплины курса по выбору «Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения литературы / Е. Л. Райхлина // Проблемы молодежи глазами студентов: Материалы VIII Междунар. студенческой науч.-практ. конф. – Тула: Изд-во ТГПУ

им. Л. Н. Толстого, 2005.– С. 237–239 (1,19 п.л.).

24. Райхлина, Е. Л. Воспитание патриотизма у старшеклассников средствами поэзии военных лет / Е. Л. Райхлина // Сб. науч. тр. преподавателей и аспирантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2005 г. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005.– С. 45–49 (0,31 п.л.).

25. Райхлина, Е. Л. К вопросу о правомерности выделения в самостоятельное направление гражданско-патриотического воспитания школьников / Е. Л. Райхлина // Гуманитарная наука в Центральном регионе России: состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы VII регион. науч.-практ. конф.: В 3 т. / Отв. ред. О. Г. Вронский. – Тула: Изд-во Тул.гос.пед. ун-та, 2005.– Т. 3. – С. 352–358 (0,44 п.л.).

26. Райхлина, Е. Л. Организация самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины курса по выбору «Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения литературы» / Е. Л. Райхлина // Совершенствование организации и содержания самостоятельной работы студентов университета как средство обеспечения качества подготовки специалистов: Материалы XXXII учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого: В 2 ч. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005. – Ч. 2. – С. 32–35 (0,25 п.л.).


загрузка...