Развитие патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России (15.07.2011)

Автор: Райхлина Евгения Львовна

Рис. 2. Изменение уровня развития эмоционально-ценностного компонента

патриотического самосознания в экспериментальной группе

(на констатирующем и контрольном этапах)

Динамика развития действенно-волевого компонента патриотического самосознания отражена, в частности, и в осознании своей готовности к действиям на благо Родины:

Рис. 3. Распределение ответов студентов ТГПУ на вопрос:

«Считаете ли вы себя готовым к действиям, направленным на благо Родины»?

Динамика развития рефлексивно-оценочного компонента патриотического самосознания студентов находит свое отражение в изменении представлений о себе как гражданах России, а также в изменении характера оценочных суждений будущих педагогов о наиболее существенных чертах личности патриота. Эти представления отражены в представленных ниже диаграммах и таблице:

Рис. 4. Распределение ответов студентов ТГПУ на вопрос:

«Считаете ли вы, что Ваше представление о себе как гражданине России

изменилось за время обучения в вузе»?

Таблица 1

Распределение ответов студентов ТГПУ на вопрос:

«Какие признаки понятия “патриот” вы считаете наиболее значимыми?»

на контрольном этапе исследования

№ п/п Признаки Степень значимости

  1 2 3 4 5 6 7

1 Любящий свою землю, Родину, народ, готовый встать на ее защиту 81,30 10,10 4,75 1,65 1,20 1,00 0,00

2 С активной гражданской позицией 28,90 25,70 9,00 14,60 12,80 5,80 3,20

3 Уважающий закон, Конституцию страны 36,00 38,00 17,80 16,00 10,00 0,00 0,00

4 Толерантный и веротерпимый 25,80 28,70 12,00 18,00 13,00 0,00 2,50

5 Гуманный 22,30 35,20 12,60 3,10 19,00 20,40 0,00

6 Бескорыстный, беззаветно служащий Отечеству вплоть до самопожертвования 34,80 29,00 14,70 3,00 9,00 8,50 1,00

7 Который любит и уважает культуру и язык только своего народа 49,00 25,00 10,00 4,40 3,30 1,30 7,00

Ниже представлена диаграмма (рис. 5), показывающая изменения в оценках признаков данного понятия.

Рис. 5. Распределение ответов студентов ТГПУ на вопрос: «Какие признаки понятия “патриот” вы считаете наиболее значительными?»

Таким образом, динамика данных на констатирующем и контрольном этапах свидетельствует о росте рефлексивно-оценочного компонента патриотического самосознания.

Анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента показывает, что на фоне роста показателей развития всех четырех компонентов патриотического самосознания студентов по действенно-волевому компоненту динамика более высокая.

Для проверки достоверности выдвинутой педагогической гипотезы исследования использовались методы статистического анализа.

Сравнивая по абсолютным и процентным соотношениям результаты до и после проведенного экспериментального воздействия, мы констатировали, что имеет место различие в сравниваемых выборках. Чтобы доказать эффективность экспериментального воздействия, выявлялась статистически значимая тенденция в смещении (сдвиге) показателей. Для решения подобных задач в диссертационном исследовании использовались непараметрические критерии различия: критерий знаков и критерий Xи-квадрат, корреляционный анализ и параметрические критерии Фишера и Стьюдента. Применение статистических методов показало достоверность полученных результатов.

Таким образом, итоги экспериментального исследования подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы и свидетельствуют об эффективности предлагаемых теоретических основ разработанной системы патриотического самосознания будущего педагога.

В заключении изложены результаты исследования, сформулированы основные выводы.

В современном социальном контексте становления гражданского общества в России патриотизм выступает как интегрирующая основа российской государственности. Нынешний этап развития страны требует изменения воспитательно-образовательной системы, отражающей интересы человека, общества и государства, а задачей педагога становится воспитание у подрастающего поколения осознанного патриотизма как ведущей характеристики гражданина.

Существенные характеристики гражданского общества в современной России (понимание гражданина как человека, обладающего гражданским мужеством и гражданским достоинством, готового встать на защиту основополагающих ценностей демократического общества, сознающего свои интересы и активно выступающего за их реализацию; ориентация на гражданственность как фактор формирования гражданской позиции личности, определяющей ее активное участие в социальных изменениях, происходящих в обществе; соблюдение принципов функционирования гражданского общества – гуманизма, свободы самовыражения человека, равенства возможностей, коллективизма, функциональной обусловленности, организованности, сотрудничества) определяют значимость и особенности организации системы развития патриотического самосознания студенческой молодежи.

Патриотическое самосознание выступает как необходимое профессионально значимое и личностное свойство учителя. В его составе выделяются когнитивный, эмоционально-ценностный, действенно-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты. Структурные компоненты патриотического самосознания личности были конкретизированы в диссертации и положены в основу критериально-уровневого аппарата, включающего в себя систему критериев и показателей, оценки его развития.

В содержательном наполнении структурных компонентов патриотического самосознания будущего педагога специфическими характеристиками, обусловленными профессиональной деятельностью учителя, выступают: по когнитивному компоненту – система представлений о себе как профессионале, решающем задачи патриотического воспитания учащихся; соотнесение своей профессиональной миссии как воспитателя патриотизма с актуальным социальным заказом. По эмоционально-ценностному компоненту – профессиональная установка на формирование патриотических знаний, ценностей и опыта у школьников. По действенно-волевому компоненту – способность ставить профессионально выверенные цели патриотического воспитания, патриотически ориентированной деятельности; готовность к осознанному выбору стратегии и тактики патриотического воспитания школьников; готовность к профессиональному самосовершенствованию себя как воспитателя патриотизма. По рефлексивно-оценочному компоненту – осознание своих сильных и слабых сторон, возможностей и проблем как профессионала-воспитателя.

Теоретические основы системы развития патриотического самосознания будущего учителя сформулированы на основе системного, компетентностного, личностно-развивающего, деятельностного подходов базируются на требованиях государства и общества к учебно-воспитательной деятельности педагога в современной России. Они включают в себя совокупность принципов, целей, задач, форм и методов, требования к содержанию образования и воспитания, условия эффективного протекания процесса, критериально-уровневый аппарат для оценки его эффективности. При этом характерные черты современного российского студенчества, отличающегося неоднородностью состава этой социальной группы, ее мобильностью, активностью, вариативностью ценностных ориентаций, требуют учета при построении системы развития патриотического самосознания студентов.

Функционирование в педагогическом вузе системы развития патриотического самосознания будущих учителей в процессе обучения и во внеучебной деятельности предполагает включение в нее комплекса педагогических технологий, способствующих эффективному развитию структурных компонентов патриотического самосознания будущего педагога, педагогических условий, обеспечивающих ее целостность и системность.

Принципами развития патриотического самосознания будущего учителя выступают: вариативность, активность субъектов воспитания, гуманизм, культуросообразность, толерантность, которые соотносятся с принципами функционирования гражданского общества: гуманизмом, свободой самовыражения человека, равенством возможностей, коллективизмом, функциональной обусловленностью, организованностью, сотрудничеством.

Потенциальные возможности воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза как целостного социокультурного и субъектного пространства для развития патриотического самосознания студентов заключаются в возможности моделировать в нем систему ценностей, отношений, социальной активности, характерную для гражданского общества.

Особая роль гуманитарных дисциплин, изучаемых в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, заключается в том, что при изучении гуманитарных дисциплин основой развития патриотического самосознания студента являются: патриотические идеи, факты, понятия и ценности, освоение которых способствует развитию компонентов патриотического самосознания.


загрузка...