Развитие патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России (15.07.2011)

Автор: Райхлина Евгения Львовна

Потенциал учебного содержания выявляется, структурируется преподавателем соответствующей дисциплины в рамках решаемой задачи патриотического воспитания. Речь идет о целенаправленном осмыслении содержания образования, в ходе которого система понятий, умений и ценностей, заданных в учебном содержании, соотносится с аналогичной структурой (понятиями, идеями, опытом, ценностями) в содержании воспитания. Указанный потенциал содержания гуманитарных дисциплин может быть реализован, если учитывается позиция преподавателя, роль и влияние его личности, авторитета, доверия к нему; эффективно используются современные педагогические технологии, воспитательные возможности форм и методов преподавания гуманитарных дисциплин. Прежде всего, это диалоговые технологии, технологии развития критического мышления, обеспечивающие проявление личностного отношения студентов к заложенным в содержание образования мировоззренческим идеям, понятиям, ценностям.

Существенным условием развития патриотического самосознания будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки является процесс интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов педагогического вуза. Интеграция учебной и внеучебной деятельности обеспечивается социальной и творческой инициативой студентов, стимулированием мотивации студентов в учебно-познавательной и внеучебной деятельности, особенно, мотивов, непосредственно связанных с сущностью педагогической деятельности в сфере патриотического воспитания.

Были выявлены потенциальные возможности воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза для развития патриотического самосознания студентов. В понятии «воспитательно-образовательное пространство» отражена социально-педагогическая функция вуза, где модель специалиста является источником стратегического моделирования воспитательно-образовательной среды вуза, динамически взаимосвязанной с социокультурными условиями общества.

Ведущими в реализации потенциала воспитательно-образовательного пространства вуза в решении задачи развития патриотического самосознания будущего педагога являются личностно-ориентированный (предполагающий опору на субъект-субъектные отношения) и культурологический (означающий рассмотрение образовательных идей в контексте мировой культуры и усвоение обучающимися в процессе изучения различных дисциплин жизненного опыта народа, его культуры, национальных традиций, религий, нравственно-этических ценностей, искусства, духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых) подходы.

Воспитательно-образовательное пространство мы рассматриваем как адаптационную среду, в которой функционируют все структуры университета (деканаты, кафедры и другие подразделения), так или иначе решая задачи воспитания, взаимодействуя друг с другом и с отделом воспитательной работы университета, при этом духовно-нравственная, гражданско-патриотическая атмосфера и эстетика жизнедеятельности вуза часто играют не меньшую роль в становлении студентов, чем работа на микроуровне этой среды.

Изучение теоретических источников и опыта работы педагогических вузов показывает, что в наиболее продуктивных моделях организации воспитательно-образовательного процесса так или иначе реализуются идеи скоординированности действий всех звеньев педагогической системы, создания особого воспитательно-образовательного пространства вуза; организации педагогической воспитывающей среды, способствующей развитию патриотического самосознания студентов.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию патриотического самосознания студентов в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза» отражены логика, содержание и результаты педагогического эксперимента, базой которого стало воспитательно-образовательное пространство педагогического университета. Опытно-экспериментальная работа проводилась на третьем этапе нашего исследования, охватывающем период с 2003 по 2007 г., и четвертом, проходившем с 2007 по 2011 г. Всего на разных этапах эксперимента было задействовано около 1000 субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза (студентов, учителей, преподавателей, руководителей подразделений университета). Эксперимент строился на реализации разработанных теоретических основ развития патриотического самосознания студентов.

Общая оценка уровня развития патриотического самосознания студентов на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы в ТГПУ

им. Л. Н. Толстого давалась на основе оценки развития всех его компонентов.

В целом, результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента показали, что, во-первых, компоненты патриотического самосознания развиты у будущих педагогов неравномерно; во-вторых, достаточно велика доля студентов с недостаточной устойчивостью самосознания, в ответах студентов в большей степени проявляется типовое (зачастую стереотипное), нежели индивидуальное, уникальное восприятие своих понятий, ценностей, эмоций, связанных с патриотической проблематикой.

Полученные результаты позволили определить основные направления формирующего этапа эксперимента на основе учета особенностей воспитательно-образовательного пространства Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Эффективная интеграция образовательного процесса и системы воспитательной работы обеспечивается планомерным развитием и совершенствованием межкафедральных и межфакультетских связей для реализации воспитательной функции; межведомственного взаимодействия, социального партнерства по вопросам воспитательной деятельности; научного творчества студентов с учетом различных аспектов жизни молодежи (мониторинга проблем студенческой жизни); организации поддержки созидательной активности студентов, творческой инициативы (студенческих отрядов, клубов по интересам, творческих коллективов, мастерских ремесел, учебных курсов); системы социально-педагогической поддержки, психологической помощи социально незащищенным студентам и студенческим семьям; ресурсной поддержки воспитательной деятельности (педагогической, информационной, научно-методической, организационно-управленческой); системы поощрения студентов.

В нашем исследовании предусматривались разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс педагогического университета программы стимулирования и формирования готовности преподавателей университета к систематической работе по развитию патриотического самосознания студентов, в том числе и программы повышения квалификации преподавателей, реализованной на формирующем этапе эксперимента (Программа курса повышения квалификации преподавателей педагогического вуза «Технологии формирования патриотического самосознания студентов педагогических вузов»). Помимо данного курса, материалы исследования использовались при подготовке и проведении курсов повышения квалификации «Пути совершенствования патриотического воспитания на современном этапе» на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Методологическая и теоретическая подготовка преподавателей к воспитанию студентов происходит в рамках постоянно действующего методического семинара «Воспитание в университете: традиции, инноватика» для кураторов студенческих групп, ответственных по работе в общежитии, заместителей деканов по воспитательной работе, преподавателей; проведения «круглых столов» по актуальным вопросам воспитательной работы с молодежью в новых сооциокультурных условиях.

В воспитательно-образовательном пространстве университета осуществлена работа в рамках научно-исследовательских проектов; предусмотрена возможность реализации научно-исследовательского потенциала студентов в актуальной социальной проблематике в рамках ежегодной международной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов». Эффективное профессиональное воспитание студентов осуществляется через механизм внедрения целевых программ. В университете сложилась устойчивая система соуправления: созданы Координационный административно-общественный совет по воспитанию студентов, членов совета студентов и аспирантов, совета выпускников, совета родителей, совета ветеранов; организационная структура воспитательной системы, включающая в себя совокупность различных компонентов (центр поддержки творческой инициативы студентов, центр диагностики проблем студенческой жизни, школа вожатского мастерства, объединения клубного типа и др.). Система студенческого самоуправления также способствует реализации целей и задач воспитательной деятельности по всем ее направлениям.

В диссертации параметры воспитательно-образовательного пространства педагогического университета были соотнесены с содержательными характеристиками компонентов патриотического самосознания будущего педагога.

Так, система представлений о себе как гражданине, осознание своих личностных качеств, возможностей как субъекта служения Отечеству, система представлений о себе как профессионале, решающем задачи патриотического воспитания учащихся; соотнесение своей профессиональной миссии как воспитателя патриотизма с актуальным социальным заказом, – все это развивается в ходе подготовки сборника творческих работ студентов по патриотическому воспитанию «Вечный огонь памяти»; работы студентов в рамках научно-исследовательских проектов; в рамках сотрудничества с музеями и культурными центрами г. Тулы и Тульской области; в процессе организации конкурса на лучшую творческую студенческую работу, посвященную победе в Великой Отечественной войне.

Система установок по отношению к себе как к гражданину, как к субъекту служения Отечеству, осознание переживания своих эмоций по отношению к своим близким, к месту рождения и проживания, к Родине осознание идентичности с Родиной, профессиональная установка на формирование патриотических знаний, ценностей и опыта у школьников развиваются через реализацию целевых программ воспитательной работы со студентами: «Вечный огонь памяти», «Восхождение к истокам» и др.; конкурс патриотической песни «Земля моих отцов – Отечество мое!». Помимо этого, развитие эмоционально-ценностного компонента патриотического самосознания студентов происходит в ходе организации традиционных общеуниверситетских мероприятий и праздников.

Способность ставить цели патриотически ориентированной деятельности, готовность к самостоятельному, осознанному выбору линии поведения, отношений и деятельности на благо Отечества, способность ставить профессионально выверенные цели патриотического воспитания, патриотически ориентированной деятельности; готовность к осознанному выбору стратегии и тактики патриотического воспитания школьников; готовность к профессиональному самосовершенствованию себя как воспитателя патриотизма развиваются в ходе реализации программ, обеспечивающих созидательную активность студентов, творческую инициативу (студенческие отряды, клубы по интересам, творческие коллективы, мастерские ремесел, учебные курсы). Организация поддержки созидательной активности студентов осуществляется в рамках социально значимых проектов «День донора», «Украшай каждый день добрым делом», благотворительных акций; шефской деятельности педагогических отрядов, в том числе проведение фестиваля детского творчества «Весенняя капель» для детей школ-интернатов и детских домов, проведение благотворительных концертов для ветеранов и жителей города, благотворительных ярмарок и т. д.; организации деятельности туристско-краеведческого клуба «Искатель» в проведении туристических походов: Тула – Куликово поле, Тула – Чекалин, Ясная Поляна – Оптина пустынь, Тула – Никольско-Вяземское и др.

Способность ориентироваться в своем внутреннем мире, самооценка как гражданина, осознание своих сильных и слабых сторон, возможностей и проблем как профессионала-воспитателя развивается в процессе самоанализа деятельности практически по всем указанным выше направлениям, а также с помощью квалифицированной поддержки преподавателей вуза.

Таким образом, реализация возможностей воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза обеспечивает необходимые условия развития патриотического самосознания студентов.

Развитие патриотического самосознания студентов предполагает целенаправленную работу преподавателей общекультурных, психолого-педагогических и предметных дисциплин по осмыслению студентами важнейших патриотических концепций, категорий, понятий, их включения в ценностную сферу личности. Создание таких условий было связано, прежде всего, с изменением отношений между преподавателями и студентами, соблюдением норм педагогической этики, сотрудничеством.

При изучении педагогических дисциплин студентами в совместной деятельности с преподавателями выявляется патриотический потенциал различных педагогических теорий, систем, технологий, а также патриотические, этические аспекты профессиональной деятельности учителя; выделяются наиболее значимые профессионально и личностно-значимые качества педагога и т. д. При изучении психологических дисциплин студентами осмысливается значимость учета в процессе педагогического взаимодействия индивидуальных особенностей духовного мира воспитанника, их патриотизма. В процессе овладения студентами содержанием предметных дисциплин происходит вычленение их философской, патриотической проблематики, например, литературы как искусства слова, осознается ее роль в духовном, патриотическом становлении личности, выявляются патриотические установки автора, оказывающие влияние на его позицию.

Во время проведения опытно-экспериментальной работы мы стремились создавать условия, при которых сотрудничество преподавателей и студентов имело непосредственное продолжение во внеаудиторной воспитательной работе (выпуски факультетской газеты, литературная гостиная, литературный театр, фестивали литературного творчества, фольклорный коллектив, факультетские праздники).

В нашем исследовании способом реализации системности стало включение патриотического материала в другие курсы и формы учебных занятий, что позволило значительно уменьшить междисциплинарные барьеры. В результате у студентов формировалась комплексно-всесторонняя система патриотических знаний на основе их синтеза. В разработанных общих требованиях к программе экспериментального курса методики литературы особое внимание было уделено различным видам работ, способствующим развитию у студентов компонентов патриотического самосознания.

Интеграция в ходе профессиональной подготовки на содержательном уровне связывалась нами с включением в систему развития патриотического самосознания различных путей осуществления межпредметных связей, направленных на становление основных компонентов патриотического самосознания будущих учителей. Каждый из этих путей подразумевает под собой набор приемов, позволяющих дифференцировать процесс подготовки в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня сформированности патриотического самосознания студентов. Реализация информационно-рецептивного и репродуктивного путей предполагала передачу преподавателем и восприятие студентами патриотической информации межпредметного характера; проблемный путь реализации межпредметных связей – использование таких приемов, как постановка преподавателем проблемных вопросов, решение студентами проблемных задач, анализ проблемных ситуаций, выполнение проблемных заданий. Поэтому в каждой дисциплине, входящей в структуру подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию, мы стремились вычленять те элементы научных знаний, которые обеспечивают полноту, системность и глубину представлений студентов о сущности патриотического воспитания школьника и о специфике направленной на достижение этой цели профессиональной деятельности учителя и вводить эти элементы в систему межпредметных связей. На этом же основании в содержании каждой входящей в структуру подготовки студентов к патриотическому воспитанию дисциплины выделялись те профессиональные умения и способы деятельности, комплексное овладение которыми необходимо будущему учителю для эффективного осуществления на практике процесса патриотического воспитания школьников.

Использование художественной, публицистической литературы помогало развивать эмоционально-ценностный компонент патриотического самосознания студентов, создавало на занятиях нужный эмоциональный фон; художественная литература выступала и как условие становления профессионального патриотического идеала будущих педагогов.

Основой для проектирования системы заданий, направленных на развитие рефлексивно-оценочного компонента патриотического самосознания (профессионально-ценностных ориентаций, мотивов деятельности по патриотическому воспитанию школьников), стала таксономия учебных и воспитательных целей в эмоционально-ценностной сфере; их выполнение предполагало субъектную личностную позицию студента, проявлявшуюся в активном восприятии патриотических ценностей, в их освоении, осмыслении (оценке и выборе), в концептуализации системы профессионально-патриотических ценностей. В переносе этой системы в собственную учебную, квази- и учебно-профессиональную деятельность происходило формирование действенно-волевого компонента патриотического самосознания.

Интериоризация основных умений патриотического воспитания в ходе учебной практической деятельности (практические, лабораторные занятия, самостоятельная работа) была связана с формированием педагогического мышления студентов, его патриотической направленности и предполагала анализ и моделирование педагогических ситуаций, способствующих развитию компонентов патриотического самосознания. В процессе подготовки были использованы различные типы ситуаций (по составу участников, по источникам возникновения, по содержанию, по форме, по характеру протекания и т. д.), имеющих патриотическое содержание.

Мы сочли необходимым включить в наше исследование специальную практическую подготовку студентов педагогического вуза к патриотическому воспитанию старшеклассников средствами художественной литературы. Так, для студентов факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого в рамках экспериментальной системы проводятся специальные семинарские занятия совместно с психологами, на которых используются такие активные формы обучения, как групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, моделирующие профессионально-педагогическую деятельность школьных учителей по патриотическому воспитанию старшеклассников, а также социально-психологический тренинг, служащий для перестройки установок личности.

Автором был разработан и реализован в ходе эксперимента курс по выбору «Педагогическая система патриотического воспитания старшеклассников на уроках литературы». Основные цели данного курса – это формирование у студентов понятия о педагогической системе патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы; формирование умения организовывать работу по патриотическому воспитанию на уроках литературы с учащимися старших классов общеобразовательных школ. В системе тем, анализируемых в рамках данного курса, предполагается сочетание двух основных форм организации обучения в вузе – лекций и практических занятий. Лекционная часть построена с учетом современных тенденций патриотического воспитания молодежи. Представлена трактовка ключевых понятий курса, усвоение которых является теоретической базой для формирования основных навыков патриотического воспитания старшеклассников на уроках литературы. Логика этой части курса обусловлена необходимостью представить студентам общий контекст проблемы патриотического воспитания школьников, охарактеризовать ее историю и современное состояние.

Основная идея практикума в рамках данного курса заключается в обогащении теоретических понятий, рассмотренных в ходе лекционных занятий, и формировании практической готовности будущих учителей-словесников к патриотическому воспитанию на уроках и во внеклассной работе по литературе.

В качестве основных выделяются следующие умения: искать и обрабатывать информацию; анализировать художественные тексты с заданной целями патриотического воспитания точки зрения; проблематизировать учебный материал; проектировать педагогический процесс; организовывать открытый, эмоционально насыщенный диалог на занятии; эффективно корректировать процесс коммуникации. Особое место в практической части курса отводится индивидуализации обучения, опыту применения в педагогическом процессе современных информационных технологий.

В диссертации показаны результаты применения различных педагогических технологий, способствующих эффективному развитию компонентов патриотического самосознания будущего учителя в учебном процессе.

В рамках курса по выбору мы предлагаем ролевую игру, имитирующую урок литературы в 10-м классе по теме «Поэзия периода Великой Отечественной войны». Такая форма, как заседание экспертной группы, предусматривает работу в одной аудитории нескольких групп экспертов с заранее назначенным председателем. Проблема обсуждается в группе, а далее члены экспертных групп кратко выступают перед всей аудиторией. Примером темы для заседания экспертной группы может быть следующая: «Анализ ответов студентов на вопросы анкеты о патриотическом воспитании в педагогическом вузе».

Реализация такой формы, как симпозиум предполагает, что участники выступают с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их точку зрения по проблеме, и отвечают на вопросы аудитории. Примеры тематики сообщений: «Технологии патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности», «Работа школьного музея по проблематике Великой Отечественной войны».

Технология дебатов предполагает обсуждение заявленной проблемы, предусматривающее точно фиксированные во времени выступления утверждающей и оппонирующей сторон, чередующиеся с вопросами и комментариями поочередно от каждой группы. Примером может служить тема «Что важнее для патриота: любовь к Родине или гордость за ее свершения?». Примером темы для «Открытой трибуны» может быть «Какие чувства вызывают у меня тексты о Родине?».

В организации процесса развития патриотического самосознания мы исходили из того, что интериоризация профессионально-патриотических ценностей, развитие патриотического самосознания, личностного смысла получаемых знаний и формируемых умений в области патриотического воспитания эффективно осуществляется тогда, когда студент выступает в качестве субъекта профессиональной подготовки.

Для анализа эффективности системы, базирующейся на теоретических основах реализации разработанных теоретических основ развития патриотического самосознания студентов использовался комплекс диагностических методик, соответствующих выделенным критериям и показателям развития патриотического самосознания студентов.

На контрольном этапе эксперимента проводилось повторное анкетирование студентов, кроме того, в экспериментальной и контрольной группах применялись диагностические методики для оценки развития всех компонентов патриотического самосознания будущих педагогов. На диаграммах представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию когнитивного, эмоционально-ценностного, действенно-волевого, рефлексивно-оценочного компонентов патриотического самосознания студентов.

Рис. 1. Изменение уровня развития когнитивного компонента патриотического самосознания в экспериментальной группе (на констатирующем и контрольном этапах)


загрузка...