Развитие патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России (15.07.2011)

Автор: Райхлина Евгения Львовна

Анализ подходов философов и психологов позволяет вычленить в структуре самосознания существенные компоненты, в конечном счете выходящие на когнитивную, эмоциональную и волевую сферы личности. 

Аргументом для обоснования феномена патриотического самосознания, на наш взгляд, выступает его соотнесенность с понятием «самосознание» как видового понятия с родовым. Эти отношения понятий позволяют рассматривать патриотическое самосознание как тип самосознания, поскольку в литературе выделяются такие типы, как национальное, нравственное, экологическое, политическое, этническое, гражданское и др.

?????????????????

????????и????????????

??&? ?????????????????

?????????????????

осуществлен сотрудниками лаборатории теории и истории воспитания Института семьи и воспитания РАО под руководством А. К. Быкова (исследования С. В. Дармодехина, А. Н. Вырщикова, М. Б. Кусмарцева), понимающими его как целостную, относительно устойчивую систему представлений человека о себе, включающую осознание себя субъектом защиты и созидания Отечества, убеждение в ценности Родины, адекватную самооценку в единстве личных, коллективных, общественных и государственных интересов.

Общие подходы к сущности патриотического самосознания в нашем исследовании требуют конкретизации с учетом того, что субъектом – носителем патриотического самосознания – выступает молодой человек, со всеми присущими ему социально-психологическими характеристиками. Становление гражданского общества на этапе строительства новой российской государственности невозможно без развития патриотического самосознания современной молодежи, эффективно участвующей в демократическом процессе.

Молодежи, как наиболее активной социальной группе, отводится особая роль в системе социальных связей и отношений, и именно молодой человек выступает субъектом – носителем гражданской позиции. Трудно переоценить и роль студенческой молодежи, по отношению к которой формируются соответствующие социальные ожидания: гражданского долга, патриотических ценностей.

Патриотическое самосознание студента педагогического вуза рассмотрено нами с учетом общих характеристик современного студенчества и особенностей профессиональной деятельности педагога, подготовка к которой осуществляется в стенах педагогического университета.

Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом среднего и высшего образования. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления личности и интеллекта. Социологи подчеркивают особую роль студенческой молодежи как большой социально-демографической группы, обладающей значительным инновационным потенциалом, от качественного использования которого зависит социальный прогресс российского общества, в особенности в контексте неоднородности российского общества, наличия различных социальных групп со своими ценностными приоритетами, образом жизни.

Студенту педагогического вуза, будущему педагогу, в сегодняшней ситуации отводится особая роль в решении воспитательных задач. Среди типовых задач профессиональной деятельности, которые должен уметь решать выпускник педагогического вуза, согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, – воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений.

Решение учителем задач патриотического воспитания связано с его профессиональным самосознанием, которое играет существенную роль в личностном и профессиональном самоопределении студентов. Кроме того, готовность студентов к патриотическому воспитанию школьников невозможна без развитого патриотического самосознания будущего педагога, поскольку трудно представить педагога-профессионала без собственной гражданской позиции, без осознания себя как гражданина и патриота, как субъекта гражданской активности, своего места и функций в процессе становления гражданского общества, без сформированных патриотических ценностей, патриотического самосознания.

В условиях построения гражданского общества изменяется и личностная, и профессиональная позиция учителя, поскольку эти условия требуют иного понимания педагогом себя как гражданина (гражданская позиция) и как профессионала-воспитателя (профессиональная позиция), так как развивающееся гражданское общество предполагает активность, ответственность, осознанность своих принципов и деятельности.

Таким образом, в профессиональной деятельности молодой учитель должен быть готов к решению задач патриотического воспитания, т. е. предполагается, что у него развито патриотическое самосознание.

В этой связи патриотическое самосознание учителя можно рассматривать как условие эффективного осуществления патриотического воспитания школьников в контексте становления гражданского общества.

Специфика патриотического самосознания учителя, с учетом вышесказанного, определяется, с одной стороны, требованиями решения им профессиональных задач в различных видах педагогической деятельности, а с другой стороны – его профессиональным самосознанием.

Все сказанное позволяет определить патриотическое самосознание студента педагогического вуза как профессионально и личностно значимое свойство будущего учителя, характеризующее самовосприятие себя как патриота и как профессионала-педагога – воспитателя патриотизма у школьников; осознание своих патриотических ценностей и позитивное эмоциональное отношение к своей деятельности как воспитателя патриотизма; осознание готовности к действиям на благо Родины и своей профессиональной готовности к патриотическому воспитанию; рефлексивную позицию, самооценку своих знаний, ценностей и практического опыта как гражданина-патриота и профессионала-воспитателя.

Содержание структурных компонентов патриотического самосознания будущего учителя выступает как основа построения системы критериев и показателей его развития у студентов педагогического вуза и учитывается в дальнейшей теоретической и прикладной работе исследования.

Нами разработаны теоретические основы развития патриотического самосознания студентов – будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки. Это система идей и положений, определяющих совершенствование деятельности педагогического вуза в целом и конкретных субъектов воспитательно-образовательного процесса по развитию патриотического самосознания будущих учителей при условии их активного участия в этом процессе.

Теоретические основы отражают:

актуальные и перспективные социальные требования к системе патриотического воспитания в условиях становления гражданского общества;

основные положения, связанные со следующими компонентами учебно-воспитательного процесса в высшей школе: задачи патриотического воспитания и принципы развития патриотического самосознания студентов; принципы отбора содержания гуманитарного образования, способствующего развитию патриотического самосознания; методы обучения и воспитания; формы организации воспитательно-образовательного пространства;

характеристику технологий развития патриотического самосознания, осуществленную на теоретическом и методическом уровнях.

Принципиальным стал междисциплинарный подход к отбору содержания образования, а также ориентация на личность будущего учителя, развитие ее патриотического самосознания с учетом типологических различий и индивидуальных особенностей студентов.

Было учтено возможное разнообразие индивидуальных траекторий, методов и форм организации обучения; необходимость развития творческого подхода преподавателей и студентов к процессу патриотического воспитания. При этом внимание было направлено на вопросы активизации самостоятельной работы будущих учителей, самообразования и самовоспитания и на использование активных методов обучения, что в конечном итоге способствовало развитию патриотического самосознания студентов.

Сущность теоретических основ эффективной системы развития патриотического самосознания студентов педагогического вуза составляет следующий комплекс идей:

в качестве особой задачи подготовки студентов педагогического университета выделено развитие патриотического самосознания студентов, созданы условия для принятия этой задачи субъектами воспитательно-образовательного процесса;

в воспитательно-образовательном пространстве университета определены сферы, в которых согласуются возможности познавательной и социальной активности будущих педагогов (таких, например, как пространство музейной работы);

в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза обеспечена интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов, способствующая развитию когнитивного, эмоционально-ценностного, действенно-волевого, рефлексивно-оценочного компонентов патриотического самосознания студентов;

гуманитарные дисциплины, изучаемые в процессе профессиональной подготовки студентов, рассмотрены как особая сфера развития патриотического самосознания; в их содержании выделены патриотические факты, понятия, идеи и ценности, освоение которых способствует развитию компонентов патриотического самосознания;

в воспитательно-образовательный процесс педагогического университета внедрены педагогические технологии, обеспечивающие развитие патриотического самосознания студентов в условиях активного межсубъектного взаимодействия;

спроектирована и внедрена в воспитательно-образовательный процесс педагогического университета система формирования готовности преподавателей вуза к работе по развитию патриотического самосознания студентов, включающая в себя повышение квалификации и дополнительное образование преподавателей;

выявлены пути координации деятельности всех субъектов и организационных структур, взаимодействующих в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза, в решении задачи развития патриотического самосознания студентов, включающие различные формы консультирования, обмена информацией и опытом, наставничества и поддержки;

сконструирована и реализована система оценки и самооценки студентами результатов процесса развития их патриотического самосознания, на основе которой осуществляется определение эффективности решения данной задачи, коррекция целей и процесса воспитания в ходе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

Данные теоретические основы нашли свое воплощение в соответствующей системе развития патриотического самосознания будущего педагога как совокупности взаимосвязанных, взаимозависимых элементов, интегрирующих содержательные и организационные аспекты воспитательно-образовательного процесса в университете:

в воспитательно-образовательном пространстве педагогического университета моделируется система связей, ценностных отношений, социальной активности студентов, т. е. это пространство является своеобразным аналогом гражданского общества;

компоненты патриотического самосознания развиваются в процессе освоения студентами содержания гуманитарных дисциплин (философия, политология, социология, правоведение, педагогика, отечественная история, история русской литературы, теория и методика обучения литературе, культурология, педагогическая психология, социальная психология) при использовании диалоговых, проектных, рефлексивных и других педагогических технологий;

на основе личностно-ориентированного, деятельностного, системного, культурологического подходов обеспечивается целостное развитие всех компонентов патриотического самосознания в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза;

в процессе развития патриотического самосознания учитывается его структура, определяющая выбор педагогических технологий в соответствии с компонентным составом патриотического самосознания.


загрузка...