Развитие патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России (15.07.2011)

Автор: Райхлина Евгения Львовна

толерантность (внимательное отношение к мнению других людей, учет особенностей других культур, традиций, религий, образа жизни).

5. Воспитательно-образовательное пространство педагогического университета рассматривается как особый социально-психологический и социокультурный феномен, система многоплановых отношений субъектов, способствующая гармонизации интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер личности студента, социализации, формированию нравственных ориентиров, т. е. как сфера, в которой может быть решена задача развития патриотического самосознания студентов. Наиболее продуктивной с точки зрения развития патриотического самосознания личности в воспитательно-образовательном пространстве вуза является идея скоординированности действий всех звеньев системы организации педагогической воспитывающей среды. Оптимальным для решения данной задачи в этом пространстве является интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов.

6. Гуманитарные дисциплины, изучаемые в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, предоставляют особые возможности в развитии патриотического самосознания. При изучении гуманитарных дисциплин основой развития патриотического самосознания студента являются: патриотические идеи, факты, понятия и ценности, освоение которых способствует развитию компонентов патриотического самосознания, а в воспитательно-образовательном процессе используются диалоговые, игровые, проектные, рефлексивные педагогические технологии, обеспечивающие поэтапное развитие компонентов патриотического самосознания будущих педагогов в условиях активного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

7. Готовность преподавателей и сотрудников педагогического университета к систематической работе по развитию патриотического самосознания студентов обеспечивается посредством разработанной и внедренной в воспитательно-образовательный процесс педагогического университета соответствующей программы, включающей повышение квалификации и дополнительное образование преподавателей. При этом все субъекты и организационные структуры скоординированно взаимодействуют в воспитательно-образовательном пространстве педагогического университета в рамках системы различных форм консультирования, обмена информацией и опытом, наставничества и поддержки; обеспечена объективность оценивания результативности работы по решению задачи развития патриотического самосознания студентов за счет внешней оценки и самооценки.

Базой исследования являлась система педагогического образования Тульского региона, включающая Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, а также два педагогических колледжа г. Тулы, лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, Калужский университет им. К. Э. Циолковского.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены доказательностью его методологических позиций; применением комплекса взаимодополняющих методов; адекватностью методов задачам исследования; длительностью опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования. О ходе и результатах исследования докладывалось на международных, республиканских, межвузовских научных и научно-методических конференциях в городах: Тула, Щекино – 1999–2011 гг.; Москва – 2003, 2005, 2007–2011 гг.; Санкт-Петербург – 2008 г.; Ульяновск – 2006 г.; Ереван – 2008 г.; Саратога (США) – 2006 г. Основные конференции по тематике диссертационного исследования: Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Российская академия образования, учреждение РАО «Институт семьи и воспитания», лаборатория теории и истории воспитания, 2003), Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Российская академия образования, учреждение РАО «Институт семьи и воспитания», лаборатория теории и истории воспитания, 2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательный потенциал Великой Победы и его реализация в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений (к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне» (Российская академия образования, учреждение РАО «Институт семьи и воспитания», лаборатория теории и истории воспитания, 2010), Всероссийское совещание организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений «Пути совершенствования патриотического воспитания на современном этапе» (ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010).

Внедрение результатов исследования

Материалы исследования представлены в монографиях, научно-методических пособиях, учебно-методических комплексах, которые в целом создают базу для совершенствования процесса развития патриотического самосознания студентов в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза.

Предложенные в диссертации теоретические основы эффективного развития патриотического самосознания студентов и конкретные прикладные разработки экспериментально подтверждены.

Результаты внедрения теоретических положений диссертации и созданные на этой базе технологии отражаются в практических преобразованиях в ТГПУ им. Л. Н. Толстого: изменениях в Концепции развития университета, в плане работы, в функционировании воспитательной системы университета, образовательной деятельности ряда преподавателей.

По теме исследования опубликовано 57 работ, в том числе 2 монографии, 13 статей в журналах, рекомендуемых ВАК.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы и проблемы исследования; определены объект, предмет, цели и задачи исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; определен личный вклад автора в разработку проблемы; охарактеризованы методологические и теоретические основы и методы исследования; сформулированы гипотеза и положения, выносимые на защиту; доказана достоверность исследования; показаны формы апробации и внедрения результатов диссертационного исследования.

В первой главе «Анализ теории и практики патриотического воспитания подрастающего поколения в историко-педагогическом аспекте» представлен подробный обзор подходов к категории «патриотизм» и патриотическому воспитанию молодежи в отечественной педагогике, выступающий как основа для понимания сущности современных подходов к проблеме патриотического воспитания, выявления логической связи между понятиями «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическое самосознание личности»; охарактеризован актуальный социальный контекст патриотического воспитания молодежи – формирующееся в России гражданское общество.

В современных условиях, которые характеризуются изменением мировоззренческих основ, нравственно-духовных установок общества, патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается как один из основных факторов вывода страны из экономического кризиса, залог могущества государства, как условие преодоления духовного кризиса общества. Основой реализации целей и задач патриотического воспитания молодежи сегодня становятся принципы приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, преемственности в воспитании патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина-патриота России.  

Анализ философских, социологических и психологических подходов к категории патриотизма показывает, что его сущность – сложное единство эмоционально-волевого, интеллектуального, поведенческого аспектов. Включая в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев, патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Патриотизм в контексте развития отечественной истории рассматривается как проявление специфических черт менталитета различных общностей и определяется как одно из сложных, многоаспектных явлений, пронизывающих все сферы социума (особенно общественное сознание и духовную жизнь), обладающих огромным потенциалом возрождения России на переломных этапах ее развития.

Изучение трансформации понятия «патриотизм» позволяет охарактеризовать цели патриотического воспитания в современных условиях. Сегодня в центре внимания педагогов находится личность, в образовательном процессе реализуется антропоцентрический подход. Поэтому факторы, определяющие актуальное понимание патриотического воспитания, связаны с личностью, ее позицией, ее рефлексией, пониманием ею Родины, отечественной культуры. В этом контексте анализируются современные подходы к проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях развития гражданского общества в России.

Исследователи выделяют ряд направлений патриотического воспитания, среди которых идеологическое (утверждение патриотизма в качестве одной из важнейших социально-политических ценностей граждан России), организационное (создание соответствующих механизмов для последовательного осуществления целого ряда мер по активизации процесса формирования патриотизма у российских граждан), нормативно-правовое (создание законодательной основы определения социально-правового статуса патриотического воспитания как одного из важнейших направлений социально значимой деятельности государства и других субъектов формирования патриотизма).

Нами выявлены и охарактеризованы социокультурные, социально-психологические и педагогические факторы становления гражданского общества, которое в условиях современной России рассматривается как ценность и цель социального развития.

Среди внешних факторов особая роль принадлежит государству. Так, эффективным механизмом вывода страны на новый уровень развития является укрепление гражданского общества, способного стать полноценным партнером государству. В формулировке целей государственной, правовой и социальной политики в качестве важнейшей задачи принято формирование гражданского общества, развитие сети гражданских институтов.

К внутренним факторам относится активность всех социальных институтов, особая роль среди которых принадлежит образованию. Несмотря на то что, политологи подчеркивают значимость всей совокупности институтов гражданского общества (неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера), упоминая при этом не только негосударственные некоммерческие организации, но также политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, независимую прессу и т. д.), принципиальное значение имеет именно образование, поскольку главное внимание в этом институте направлено на индивида, личность. В целом, институты гражданского общества призваны взаимодействовать с системой образования в процессе гражданской социализации личности.

Гражданское общество открывает особые горизонты в развитии человека и, следовательно, в развитии общества и государства. Это пространство становления личности как свободного субъекта жизнедеятельности и отношений, обусловленных культурой, но индивидуально выстроенных, сфера реализации потенциала личности, ее самовыражения в социуме. Сегодня в общественном сознании отсутствует целостное представление о гражданском обществе, однако идея открытости, демократичности, свободы и ответственности этого общества в целом принимается большинством.

Изучению различных аспектов становления гражданского общества в России посвящен ряд исследований, среди которых анализ особенностей процесса формирования гражданского общества в России, его этнокультурного контекста и др. В силу того, что понятие гражданского общества по своей сути носит междисциплинарный характер, специалисты разных областей знания подчеркивают в его определении разные аспекты, однако анализ литературы показывает, что среди принципов функционирования гражданского общества наиболее общими являются принципы гуманизма, свободы самовыражения человека, равенства возможностей, коллективизма, функциональной обусловленности, организованности, сотрудничества.

На этапе становления гражданского общества, социально-правового государства крайне важно заложить у подрастающего поколения понимание сути происходящих в стране процессов, знание основ конституционного строительства, сформировать политическую и правовую культуру, патриотическое самосознание.

Гражданское и патриотическое воспитание имеют общую точку пересечения – личность человека-гражданина. Оба направления, рассматриваемые и как социальный, и как педагогический процессы, активно реагируют на потребности государства в активных гражданах-деятелях, гражданах-патриотах своей страны. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации оно понимается как составная часть общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Рассмотренные исторические аспекты идеи патриотизма и патриотического воспитания являются фундаментом для понимания актуальных подходов к данной проблеме. Анализ этих подходов осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, на базе общих представлений о сущности категории воспитания, в соответствии с которыми выделяются модели воспитания:  государственно-политическая модель, функционально-ролевая модель, педоцентрическая модель, диалоговая модель. Во-вторых, путь анализа в соответствии с парадигмальным подходом (формирующая, социально-культурная, гуманистическая парадигмы). Третий путь анализа предполагает систематизацию современных подходов к проблеме патриотического воспитания в соответствии с наиболее значимыми концепциями и общими стратегиями воспитания.

В нашем анализе мы исходим из того, что сегодня российское общество четко осознает необходимость решения проблем воспитания молодежи с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких социально-экономических перемен, происшедших в России, новых требований и вызовов, с которыми сталкивается наша страна.

Очевидна востребованность идеи патриотизма как интегрирующей основы новой российской государственности и общества в целом. Один из наиболее активно востребованных подходов к патриотическому воспитанию сегодня – это системный подход. Деятельностный подход реализован в исследованиях целого ряда специалистов, работающих в рамках таких направлений патриотического воспитания, как историко-краеведческое (историко-патриотическое, туристско-краеведческое), гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое (героико-патриотическое), спортивно-патриотическое, музейно-патриотическое.

Были проанализированы концептуальные подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, зафиксированные в материалах докторских диссертаций последних лет: концепция современной системы патриотического воспитания, в основе которой лежат педагогические технологии конструктивного использования психологических механизмов объекта патриотического воспитания (Н. М. Снопко); концепция патриотического воспитания, построенная на основе учета специфики регионального образования, в частности, потенциала этнопедагогической среды, формирующей патриотические чувства учащейся молодежи (В. В. Пионтковский); концепция патриотического воспитания в региональной системе профессионального образования в аспекте непрерывного образования молодежи, обеспечивающего преемственность воспитательного процесса, создание единого воспитательного пространства на территории региона (Г. В. Агапова); концепция патриотического воспитания на основе практико-ориентированного подхода, формирования готовности молодежи к защите Отечества (Е. Г. Радионов); концепция военно-патриотического воспитания учащихся как составной части системы патриотического воспитания населения страны, объединяющей социально-педагогические возможности и ресурсы образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, религиозных объединений в воспитании защитников Отечества (В. И. Микрюков) и др.

Выстраивая теоретические основы воспитания патриотизма в условиях социальных перемен, коллектив специалистов Института семьи и воспитания РАО (А. К. Быков, А. Н. Вырщиков, С. В. Дармодехин, В. И. Лутовинов, М. Б. Кусмарцев, Г. Н. Филонов) опирается на комплекс идей гуманистического воспитания, религиозного воспитания, теорию личностно-ориентированного образования, концепцию воспитания человека культуры, концепцию патриотически ориентированного образования и ряд других фундаментальных положений педагогической теории.

Рассмотренные концепции патриотического воспитания подрастающего поколения объединяют следующие основные идеи: скоординированности действий субъектов патриотического воспитания, учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых, учета социокультурной специфики регионального образовательного пространства, обеспечения готовности к защите Отечества как практического результата патриотического воспитания.

Таким образом, проведенный анализ показывает, каков спектр современных идей, связанных с актуальной трактовкой задач, содержания, форм и методов патриотического воспитания.

Вместе с тем не выявлено наличие специальных работ, посвященных исследованию роли учителя как носителя патриотических идей, ценностей в решении задач патриотического воспитания; сущности самосознания будущего педагога; места патриотизма в структуре его самосознания в контексте развития гражданского общества в современной России.

Нами доказана необходимость обоснования сущности и структуры патриотического самосознания личности и разработки теоретических основ развития патриотического самосознания студентов педагогического вуза в целостной системе патриотического воспитания студенческой молодежи на современном этапе развития гражданского общества в России.

Во второй главе «Патриотическое самосознание студентов как цель и результат патриотического воспитания» проанализированы сущность и структура патриотического самосознания личности, а также его специфика у студентов педагогического вуза; выявлены теоретические основы и охарактеризована система развития патриотического самосознания студентов – будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки; определены потенциальные возможности воспитательно-образовательного пространства педагогического университета для развития патриотического самосознания студентов.

Категория самосознания является предметом анализа философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов. Наиболее общие подходы к самосознанию сформулированы в философской литературе. Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности (т. е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). Существенная черта в характеристике самосознания – это способность мыслящего человека не только отделить себя от остального мира, но и противопоставить себя ему. Вместе с тем в самосознании происходит осознание самого себя не как чего-то абсолютно обособленного от этого мира, а во всем многообразии отношений с ним. Самосознание не есть монолог сознания с самим собой, это скорее диалог личности со своим опытом (А. Г. Спиркин).

Психологи (В. С. Агапов, Е. В. Егунова) связывают трактовки самосознания с концептуальными положениями психологических теорий: самосознание подвластно и всецело определяется существованием сферы бессознательного (З. Фрейд); самосознание сливается с понятием сознания как такового (представители аналитической психологии); самосознание выступает условием саморазвития и самосовершенствования личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.); самосознание формируется во взаимодействии организма со средой и в общении с другими людьми и обладает относительной стабильностью и обусловливает достаточно устойчивые схемы поведения (К. Роджерс); самосознание понимается как органическая составляющая личности и возникает в ходе развития сознания личности (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, В. В. Столин, И. С. Кон и др.); самосознание понимается как смысловая сфера личности (Б. С. Братусь); сущность самосознания – в восприятии личностью многочисленных «образов» самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения (И. И. Чеснокова); самосознание трактуется как многомерная система, в которой выделяются два основных процесса – познание себя и отношение к себе (В. В. Столин).


загрузка...