Развитие патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России (15.07.2011)

Автор: Райхлина Евгения Львовна

Современное российское общество остро осознает необходимость решения проблем воспитания молодежи, особенно связанных с реализацией таких целей воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и нравственности. В настоящее время идет процесс возрождения российского патриотического сознания. В современных условиях востребован патриотизм, выражающийся в осознании высших нравственных ценностей народа и преданности им, опирающийся на духовные традиции предшествующих поколений, на вековую историю России. В стране в течение ряда лет действуют государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», определяющая основные пути патриотического воспитания. Именно система патриотического воспитания должна стать интегрирующей основой новой российской государственности, консолидации граждан России и укрепления государства.

Контекстом, обеспечивающим решение задач патриотического воспитания, выступает процесс становления гражданского общества в сегодняшней России.

Анализ социокультурных, социально-психологических и педагогических факторов становления гражданского общества в современной России показывает, что, несмотря на то, что сегодня в общественном сознании отсутствует целостное представление о гражданском обществе, которое мы хотим построить, идея открытости, демократичности, свободы и ответственности этого общества в целом принимается большинством. В силу того, что понятие гражданского общества по своей сути носит междисциплинарный характер, специалисты разных областей знания подчеркивают в его определении разные аспекты. Гражданское общество характеризуется как социальная целостность, интегрирующая в той или иной степени и государственные структуры, вместе с тем, оно трактуется и как совокупность структур, независимых от государства. Гражданское общество представляет собой негосударственную ассоциацию граждан, объединенных по ряду различных признаков, с целью как удовлетворения их индивидуальных потребностей и интересов, так и реализации их потенциальных возможностей на благо всех и каждого. Таким образом, очевидно, что в характеристиках понятия «гражданское общество» заложены его ценностные ориентиры.

Характеристика существенных особенностей гражданского общества (в том числе наличие ответственных граждан, осознающих свои права и обязанности, готовых к гражданским действиям, понимающих свой гражданский долг, свободных и готовых к активной реализации своих интересов, самоорганизации, самоуправлению и др.) тесно пересекается с ключевыми характеристиками гражданственности, патриотизма, патриотического самосознания личности. Патриотизм – ведущее качество гражданина, основа его гражданской позиции, но также и цель, и результат патриотического воспитания. Личность гражданина как носителя патриотических ценностей, знаний, готового к действиям на благо Отечества, обладает патриотическим самосознанием, в котором интегрированы система представлений о себе как гражданине-патриоте, система установок по отношению к себе как к субъекту служения Отечеству, готовность к действиям на благо Родины, самооценка своей гражданской позиции.

Задача патриотического воспитания личности, прежде всего, ложится на плечи учителя, что требует, соответственно, изменений в его профессиональной подготовке. Система профессионального образования неразрывно связана с основами общественного устройства, социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Современный этап развития страны требует изменения образовательно-воспитательной системы, отражающей интересы человека, общества и государства. Основная цель педагогической деятельности предполагает решение учителем ряда социально-педагогических, воспитательных задач, в том числе воспитание учащихся и формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений, т. е. воспитание у подрастающего поколения осознанного патриотизма как ведущей характеристики гражданина.

Эффективное решение этих задач предполагает наличие у будущего учителя высокого личностно-профессионального воспитательного потенциала, развитие которого обеспечивается в ходе его профессиональной подготовки, поэтому особую роль в сегодняшних условиях играет воспитательно-образовательное пространство педагогического вуза, где происходит осознание студентами своей воспитательной миссии, себя как гражданина и патриота, как субъекта гражданской активности, своего места и функций в процессе становления гражданского общества; формирование гражданской позиции будущего педагога-профессионала, развитие его патриотического самосознания.

Патриотическое самосознание учителя отличается специфическими особенностями, и главная среди них – это представление о себе не только как о субъекте служения Отечеству, но и как о профессионале, решающем задачи патриотического воспитания школьников, а также соотнесение своей профессиональной миссии как воспитателя патриотизма с актуальным социальным заказом.

Востребованность идеи патриотизма как интегрирующей основы российской государственности, необходимость решения проблем воспитания молодежи с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких социально-экономических перемен, происшедших в России, новых требований и вызовов, с которыми сталкивается Россия, приводит к необходимости выявления теоретико-методологических основ патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях становления гражданского общества в России.

В процессе профессиональной подготовки студентов могут быть реализованы возможности развития патриотического самосознания личности, особенно при изучении гуманитарных дисциплин, потенциал которых в этом смысле трудно переоценить. Кроме того, воспитательное воздействие воспитательно-образовательного пространства педагогического университета невозможно сегодня без специальных усилий по интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов, выступающей как средство развития их патриотического самосознания.

Высокая социальная активность, гражданская ответственность, духовность, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития является целью патриотического воспитания в современной России. Именно поэтому патриотическое воспитание сегодня приобретает особый смысл, новое содержание в контексте идеи развития гражданского общества – и как приоритетное направление государственной политики современной России, и как особый аспект содержания воспитания.

Актуальность разработки теоретических основ развития патриотического самосознания будущих учителей в современной России определяется:

необходимостью новых исследований в области теории и методики профессионального образования и воспитания в педагогических вузах с учетом возрастания значимости патриотического воспитания в процессе подготовки будущего учителя;

требованиями, предъявляемыми государством, обществом к подготовке и деятельности современного учителя по патриотическому воспитанию учащейся молодежи России, способного решать эту задачу на основе развитого у него профессионального и личностно значимого свойства – патриотического самосознания;

необходимостью совершенствования патриотической подготовки студентов в педагогических вузах России с учетом особенностей профессиональной деятельности учителя, а также с учетом недостаточной разработанности проблемы развития патриотического самосознания будущего педагога.

Анализ исследований по проблеме гражданского общества (Р. Г. Апресян, И. М. Кольцов, Н. К. Радина и др.), концепций гражданского воспитания (А. С. Гаязов, Е. Р. Евдокимова, Е. А. Князев, Н. Ф. Крицкая, Н. А. Савотина, Г. Н. Филонов, М. В. Чельцов и др.), теоретических взглядов на проблему патриотизма и патриотического воспитания (А. К. Быков, В. В. Дьяченко, А. В. Кузнецова, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов, М. И. Лычагин, М. Ю. Мартынов, В. Ю. Микрюков, В. В. Пионтковский, И. Я. Прошек, Н. М. Снопко и др.), а также актуальных нормативно-правовых документов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации показывает необходимость обоснования и опытно-экспериментальной проверки теоретических основ развития патриотического самосознания студентов педагогического вуза на современном этапе становления гражданского общества в России.

Вместе с тем в ходе анализа исследований, посвященных проблемам формирования гражданского общества в России, патриотического воспитания молодежи в современных условиях, концепций воспитания студентов в педагогических вузах, были выявлены следующие противоречия:

между необходимостью повышения эффективности процесса патриотического воспитания молодежи и отсутствием теоретических основ развития патриотического самосознания будущего учителя в контексте становления гражданского общества в России;

между необходимостью целостного и системного развития патриотического самосознания студентов педагогического университета и отсутствием научного обоснования путей, средств и педагогических условий, обеспечивающих продуктивное решение данной задачи;

между необходимостью реализации возможностей воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза в решении задачи развития патриотического самосознания студентов и отсутствием научно обоснованных подходов к эффективному использованию этих возможностей;

между необходимостью соотнесения процесса патриотического воспитания молодежи с социальным контекстом становления гражданского общества в России и отсутствием специальных исследований теоретических основ развития патриотического самосознания личности в данном контексте.

Анализ научной литературы и образовательной практики, выявление указанных противоречий позволили определить наличие и необходимость разрешения научной проблемы: каковы теоретические основы и соответствующая система развития патриотического самосознания будущих учителей в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза в современном социальном контексте становления гражданского общества в России?

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической теории, значимость для образовательной практики определили выбор темы исследования: «Развитие патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России».

Объект исследования – патриотическое воспитание студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России.

Предмет исследования – теоретические основы и соответствующая им система развития патриотического самосознания студентов в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза.

Цель исследования – разработка теоретических основ и экспериментальная проверка соответствующей системы эффективного развития патриотического самосознания будущих учителей в воспитательно-образовательном пространстве педагогического университета.

Исследование основывается на понимании патриотического самосознания как необходимого профессионально значимого и личностного свойства учителя, способствующего эффективному решению задач патриотического воспитания учащихся, и выделении в его составе когнитивного, эмоционально-ценностного, действенно-волевого и рефлексивно-оценочного компонентов.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие патриотического самосознания будущих учителей будет более эффективным, если:

теоретические основы развития патриотического самосознания студентов педагогического вуза базируются на существенных признаках формирующегося гражданского общества, социальных запросах и требованиях государства к учебно-воспитательной деятельности педагога в современной России;

в этом процессе учитываются характеристики гражданского общества в современной России: понимание гражданина как свободного индивида, сознающего свои интересы и активно выступающего за их реализацию; ориентация на гражданственность как наиболее значимый фактор формирования гражданской позиции личности, которая определяет ее активное участие во всех социально-экономических, политических и социальных изменениях, происходящих в обществе; соблюдение принципов функционирования гражданского общества – гуманизма, свободы самовыражения человека, равенства возможностей, коллективизма, функциональной обусловленности, организованности, сотрудничества;

процесс развития патриотического самосознания студентов рассматривается в качестве особой задачи профессиональной подготовки учителя и основывается на системном, культурологическом, историческом, деятельностном, личностно-развивающем подходах; создаются условия для принятия этой задачи субъектами воспитательно-образовательного процесса; разработаны пути координации деятельности всех субъектов и организационных структур, взаимодействующих в воспитательно-образовательном пространстве педагогического вуза, в решении данной задачи;

в воспитательно-образовательном пространстве педагогического университета моделируется система связей, ценностных отношений, социальной активности различных групп студентов, т. е. это пространство является своеобразным аналогом гражданского общества; реализуется антропоцентристский подход к организации воспитательного процесса;

происходит рассмотрение гуманитарных дисциплин, изучаемых в процессе профессиональной подготовки студентов, как особой сферы развития патриотического самосознания; выделение в их содержании патриотических фактов, понятий, идей и ценностей, освоение которых способствует развитию компонентов патриотического самосознания; при этом обеспечивается целостное развитие всех компонентов патриотического самосознания с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов, которая моделируется в процессе изучения гуманитарных дисциплин;

технологии развития патриотического самосознания будущих учителей ориентированы на специфику современного студенчества (высокая социальная мобильность, трансформация ценностных ориентаций, неоднородность состава социальной группы, повышенная социальная активность отдельных групп и т. д.), в связи с чем осуществляется внедрение в воспитательно-образовательный процесс педагогического университета педагогических заданий, соответствующих структурным компонентам патриотического самосознания будущего учителя и детерминированных системой интегрированных знаний и умений по патриотическому воспитанию учащихся, а также педагогических технологий, обеспечивающих развитие патриотического самосознания студентов в условиях активного взаимодействия субъектов педагогического процесса (диалоговых, игровых, проектных, рефлексивных и др.);

осуществлена разработка критериально-уровневого аппарата как основы для определения эффективности решения данной задачи, коррекции целей и протекания процесса патриотического воспитания в ходе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, а также адекватных методов педагогической диагностики и процедур их использования в процессе внешней оценки и самооценки студентами развития их патриотического самосознания.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, гипотезы и цели исследования, был определен комплекс задач исследования:

1. Выявить существенные признаки формирующегося в России гражданского общества, определяющие особенности осуществления патриотического воспитания в современной ситуации с учетом актуальных потребностей личности, запросов общества и государства; специфику особой социальной группы – студенческой молодежи (ее мобильности, неоднородности состава, ценностных ориентаций, социальной активности и т. д.).

2. Провести историко-педагогический анализ проблемы, охарактеризовать идеи патриотизма и патриотического воспитания, которые разрабатывались в отечественной педагогике, современные подходы к проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях развития гражданского общества в России; осуществить анализ существующих теоретических концепций и вузовской практики развития патриотического самосознания будущих учителей; выявить характер и тенденции таких исследований на рубеже XX–XXI вв.

3. Исходя из задач патриотического воспитания учащейся молодежи, дать определение понятию «патриотическое самосознание учителя», как его личностному и профессиональному свойству, и содержательную характеристику компонентов патриотического самосознания.

4. На основе системного, компетентностного, личностно-развивающего, деятельностного подходов разработать теоретические основы развития патриотического самосознания будущего учителя, включающие в себя совокупность принципов, целей, задач, форм и методов, требования к содержанию образования и воспитания, условия эффективного протекания процесса, критериально-уровневый аппарат для оценки его эффективности.

5. Определить возможности воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза в развитии патриотического самосознания студентов. Разработать и реализовать в практике педагогического вуза авторскую методику развития патриотического самосознания будущих учителей в процессе обучения и во внеучебной деятельности.


загрузка...