Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования (15.07.2011)

Автор: Коновалова Людмила Викторовна

(А.Г. Асмолов, А.П. Ильченко, Н.М. Лебедева, Ш.А. Мерзоев, Е.И. Шлягина и др.), особенности работы педагогов с детьми-мигрантами (З.Б. Багатова,

О.В. Гукаленко), организация этнокультурного образования и воспитания (К.Ш. Ахияров, И.А. Арабов, М.М. Бахтин, З.Т. Гасанов, В.С. Библер, Г.Н. Волков, У.А. Винокурова, Г.Д. Дмитриев, В.К.Шаповалов, А.В. Шафикова и др.).

Ряд работ посвящен подготовке педагога, знающего и уважающего не только свою культуру, но и культуру других народов, способного сочетать национальные и интернациональные интересы, предотвращать межличностные и групповые конфликты путем создания условий для проявления качеств толерантности и миролюбия людей (Х.Х.-М. Батчаева, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, У.А. Винокурова, О.В, Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, Г.М. Каждаспирова,

Н.Б. Крылова, М.Н. Кузьмин, Ф.Г. Мухаметзянова, И.Л. Набок, Т.В. Поштарева, Н.А. Чапоргина, В.Д. Шадриков, А.В. Шификова, В.К. Шаповалов, и др.).

Особенности формирования этнокультурной компетентности на вузовском этапе непрерывного образования, отражающие различные аспекты социокульутной подготовки будущих специалистов, представлены в работах О.А. Абдулиной, Е.П. Белозерцева, В.С. Безрукова, В.В. Беспалько, А.А. Деркач,

И.А. Зимней, А.Г. Казаковой, В.А. Козырева, Л.М. Митиной, Н.Д. Никандрова, Л.А. Петровской, С.А. Расчетиной, В.П. Сергеева, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, А.П. Тряпициной, Н.Ф. Радионовой, В.А. Шаповалов,

Е.Н. Шиянова и др.

Поскольку этнокультурная компетентность наряду с социокультурным знанием основывается на анализе и обобщении личного опыта педагога, молодой специалист, не обладающий еще собственным опытом, часто не может глубоко осмыслить и отрефлексировать жизненные ситуации, не имея отработанных в своем сознании способов использования теоретических знаний применительно к анализу конкретной ситуации. Поэтому процесс формирования этнокультурной компетентности не может быть достаточно полным и завершенным на уровне вузовского образования и требует «передачи» этих функций самому специалисту, начинающему свою профессиональную жизнь и одновременно включающемуся в систему непрерывного образования. Этот аспект проблемы представлен в научных работах, посвященных социокультурным и гуманитарно-аксеологическим вопросам постдипломного образования И.Ю. Алексашиной, Т.Г. Браже, В.Г. Воронцовой, С.Г. Вершловского, А.В. Даринского, Е.И. Добринской, Ю.Н. Кулюткина, Л.Н. Лесохиной, А.М. Митиной, Е.Н. Огарева, Е.А. Соколовской, Г.С. Сухобской, Р.М. Шерайзиной и др.

Особенности региональной системы образования, касающиеся профессиональной подготовки педагогов в условиях многонационального социума, представлены в работах В.Н. Гурова, Р.С. Кимова, В.В. Макаева, Л.Л. Супруновой, С.У. Пазова, Т.В. Поштаревой, В.А. Шаповалова и др.

Анализ вопросов этнокультурного образования, представленных в научных исследованиях, разносторонний анализ сложившейся национально-культурной и образовательной ситуации позволил выявить ряд противоречий:

– между существующей в современном обществе социокультурной ситуацией, требующей этнокультурной ориентации в обучении и воспитании подрастающего поколения, и недостаточной подготовкой педагогов к реализации этнокультурной направленности обучения;

– между объективной общественной потребностью в педагогах, обладающих этнокультурной компетентностью, владеющих методами и приемами снижения напряженности в межнациональных отношениях, и несовершенством их этнокультурной подготовки в системе вузовского образования;

– между необходимостью развития этнокультурной компетентности на постдипломном этапе непрерывного образования педагогов и недостаточной представленностью этнокультурного компонента в его содержании;

– между возросшими этнокультурными потребностями педагогов на разных этапах деятельности и недостаточной научно-теоретической разработанностью концепции формирования и развития этнокультурной компетентности в процессе непрерывного образования;

– между необходимостью формирования и развития этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования, и недостаточной разработанностью педагогических и андрагогических технологий формирования и развития этнокультурной компетентности;

– между преимущественно адаптивной и компенсаторной функциями непрерывного образования и необходимостью усиления его развивающей функции, ориентированной на формирование и развитие этнокультурной компетентности специалистов.

На основе обозначенных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы концептуальные основания эффективного формирования и развития этнокультурной компетентности педагогов в процессе вузовского и постдипломного этапов непрерывного образования.

Социальная значимость проблемы и ее недостаточная теоретическая разработанность определили тему исследования – «Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования».

Цель исследования: разработка концептуальных оснований формирования и развития этнокультурной компетентности педагогов и в процессе непрерывного образования в многонациональном регионе.

Объект исследования: этнокультурная компетентность педагогов.

Предмет исследования: формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования.

Теоретическое осмысление проблемы позволяет выдвинуть следующие гипотезы исследования:

1. Полиэтничность социума порождает сложную гамму учебно-воспитательных проблем, решение которых возложено на учителя. В этой ситуации этнокультурная компетентность выступает как базовая в общей структуре профессиональной компетентности педагога, работающего в многонациональном регионе.

2. Важность формирования и развития этнокультурной компетентности педагогов на протяжении всего периода их профессиональной деятельности, обусловленная этническим возрождением, сложностью и нестандартностью межнациональных отношений в полиэтничном социуме, делает необходимым их включенность в процесс непрерывного образования.

3. Непрерывное образование, отражающее стратегию формирования и развития этнокультурной компетентности, обеспечивает эффективность этого процесса при соблюдении следующих условий:

– методологическом осмыслении педагогами значимости этнокультурной компетентности как социокультурной доминанты профессиональной деятельности в полиэтничном регионе и осознании необходимости ее постоянного совершенствования на разных этапах профессиональной деятельности;

– включенности в процесс формирования этнокультурной компетентности: мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического, рефлексивно-оценочного компонентов, обеспечивающих самоуправляемость деятельности педагогов;

– ориентации непрерывного образования на формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов на основе учета их социально-профессиональной и гражданской позиции, а также профессионально-личностного опыта обучения учащихся в полиэтничной среде;

– взаимосвязи и преемственности вузовского и последипломного этапов непрерывного образования в аспектах этнокультурной компетентности на основе сочетания формального, неформального и информального образования.

4. По мере вступления в профессиональную деятельность возрастает роль неформального и информального образования, стимулирующих развитие способности педагогов к самоанализу и самоорганизации.

5. Разработка концепции и модели этнокультурного образования педагогов позволит эффективно решать проблемы формирования и развития этнокультурной компетентности педагогов на разных этапах непрерывного образования в условиях полиэтничного социума.

Проблема исследования, ее цель, объект, предмет и гипотезы исследования обусловили постановку задач исследования:

1. Осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, рассматривающих роль, место, содержательную специфику компетентности в профессиональной деятельности педагога.

2. Проанализировать подходы к структуре и содержанию этнокультурной компетентности.

3. Разработать структурно-содержательную характеристику этнокультурной компетентности педагога.

4. Определить совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу непрерывного педагогического образования в полиэтничном обществе.

5. Разработать концепцию и модель формирования и развития этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования в условиях многонационального региона на основе анализа:

– социокультурных и полиэтнических особенностей Ставропольского края;

– этнорегиональных детерминант формирования этнокультурной компетентности педагогов Ставрополья.

6. Разработать критериальные основания и определить показатели, характеризующие уровни сформированности этнокультурной компетентности.


загрузка...