Теория и методология управления сетевыми инновационными процессами (15.07.2011)

Автор: Грищенков Александр Иванович

В рамках совершенствования понятийного аппарата инновационного менеджмента, развито определение инновационного процесса. Под инновационным процессом предлагается понимать взаимосвязанные действия выгодополучателей инновации по формированию научного результата, промышленного освоения и коммерциализации новшества. Предложенное определение позволяет сформулировать концепцию и раскрыть системные аспекты исследования экономического явления - инновационного процесса.

Предложено выделение параллельных «организационных этапов» процесса: научного, промышленного и коммерческого, рис. 2. Этапы определяют «стратегические функции» инновационной системы – выраженные по однородной компетенции исполнителей промежуточные задачи процесса. Носителями функций в процессе реализации нововведения являются «субъекты (участники) инновационной деятельности»: организации, предприятия, индивидуумы. Субъекты связаны в процессе экономическими выгодами, целостно определяемыми как «экономика взаимодействия» инновационной системы. Взаимосвязь субъектов, выгодополучателей инновационного процесса, организуется через ключевой элемент - «систему менеджмента», что обеспечивает доведение идеи новшества до коммерческого результата. Вариативность видов инноваций определяет различную «типологию инновационных проектов» - оригинальную комбинаторику субъектов и взаимодействий.

Новизной настоящей дефиниции по отношению к ранее сформулированным определениям, предлагается считать, во-первых, выраженный системный характер исследования процесса, отражение его принадлежности инновационной системе (рис. 2). Во-вторых, акцентирование на получение выгод всеми субъектами, участниками инновационного процесса. И, в-третьих, исключение последовательного, итерационного характера этапов нововведения, что соответствует сетевым реалиям современных инновационных систем, объективно выраженному параллелизму этапов.

Предложенное определение является актуальным и научно новым взглядом на инновационный процесс, может рассматриваться как научная концепция, основание для теоретических исследований современных процессов сферы нововведений.

Впервые сформированы научно-методологические принципы организации сетевого инновационного процесса. Принципы формируют методологическое поле описания современных инновационных процессов, могут рассматриваться как теоретический базис исследования актуальных институциональных преобразований сферы нововведений.

В ретроспективе управления инновационным процессом выделяются организационно-экономического решения, модели - линейная; маркетинговая; интерактивная; интегрированная, а в перспективе – сетевая. Модели не являются в чистом виде «историческими», все они применяются и в современной практике инновационного менеджмента. Линейная и маркетинговая модели помимо отличия в последовательности и логике взаимодействия этапов имеют и одно общее свойство – они являются «закрытыми».

Последующий переход к интерактивным, интегрированным и сетевым моделям можно рассматривать как революционный шаг в формировании научных принципов управления инновационным процессом. Революционность состоит в переходе к «открытым» моделям, ориентированным на взаимодействие с внешней средой.

. Системные аспекты исследования инновационного процесса

????ss????????¤?¤?$????3/4

??????$?????ф??????3/4

???????3/4

??????$????s

??????$????8

0ационно адекватные, перспективные модели организации инновационного процесса.

Сетевая парадигма организации системы институционального взаимодействия инновационной сферы видится тем решением, которое позволит ни только «догнать» западные страны по показателю инновационности, но и реализовать научный потенциал России, создать предпосылки роста конкурентоспособности, основанной на инновационном пути развития.

Используемые и перспективные модели инновационного процесса предприятий северо-западного машиностроительного кластера

Модель Используется в настоящее время Понимается необходимость смены

Российские предприятия (18 в выборке)

линейная 65,4% 86,4%

маркетинговая 12,3% 9,3%

интерактивная 4,5% 4,3%

интегрированная 17,8% 0,0%

сетевая 0,0% 0,0%

Зарубежные предприятия и российские с иностранным менеджментом (9 в выборке)

линейная 22,9% 76,4%

маркетинговая 46,3% 34,4%

интерактивная 22,2% 12,4%

интегрированная 5,4% 31,2%

сетевая 3,2% 0,0%

В основе сетевой модели лежат принципы разделения компетенций, выделения институтов и сетевой характер взаимосвязи. Автором сформулированы принципы организации сетевого инновационного процесса:

Институциональный взгляд на субъекты хозяйственной деятельности, вовлеченные в инновационный процесс;

Перманентность и параллельность протекания всех этапов инновационного процесса;

Фокусирование на объектах интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, торговые марки);

Взаимодействие с конкурентами - восприятие таковых как имитаторов (инновационных последователей) инновационного продукта;

Собственность на объекты интеллектуальной собственности и инновационный продукт распределена между участниками инновационного процесса;

Включение поставщиков материалов и комплектующих в состав участников формирования инновационной продукции.

Впервые сформировано представление о стратегических функциях сетевого инновационного процесса. Стратегические функции инновационного процесса определены как устойчивые, однородные виды деятельности, процессы, группы операций, непосредственно и постоянно реализуемые в цикле формирования новшества.

Понятие стратегических функций принципиально отличается от этапов (фаз) инновационного процесса. В той же степени как различаются парадигмы линейной и сетевой модели инновационного процесса. Предлагаются критерии выделения стратегических функций инновационного процесса:

устойчивость, перманентность проявления процесса;

выраженность процесса, его однородность;


загрузка...